******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.917, 14 сентября 2002 г. * ******************************************************************* Стойкие органические загрязнители В КАЗАХСТАНЕ РАЗБИРАЮТСЯ С СОЗ С июля 2002 года в странах Центральной Азии начался проект по информированию СМИ, государственных структур и неправительственных организаций о проблеме СОЗ. В проекте по информированию участвуют НПО "Агентство экологических новостей "Greenwomen" (Казахстан), Центр "Гендер: инновации и развитие" (Узбекистан), эксперты по СОЗ из стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан). Финансирование проекта осуществляет Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦ ЦА, Казахстан). СОЗ - группа химических веществ (промышленные вещества типа полихлордифенилов, пестициды типа ДДТ и вредные отходы типа диоксинов и фуранов), соединения и смеси которой обладают токсическими свойствами, устойчивостью к разложению и повышенной биоаккумуляцией. В результате трансграничного переноса по воздуху и воде, они осаждаются на большом расстоянии от источников их выброса, накапливаясь в водных и наземных экосистемах. СОЗ представляют наибольшую угрозу для здоровья людей и окружающей среды. Даже в малых дозах СОЗ могут нарушить нормальные биологические функции и представлять реальную угрозу здоровью человека и окружающей среде (как вблизи, так и вдали от источников их образования). В результате специфического воздействия СОЗ на человеческий организм могут возникнуть онкологические заболевания, аллергия и гиперчувствительность, повреждения центральной и периферической нервной системы, репродуктивные расстройства и нарушения иммунной системы. Некоторые СОЗ могут вызывать расстройства эндокринной системы, нанося вред репродуктивной и иммунной системам нескольких поколений людей. Осознание этих угроз привело к тому, что во многих странах были введены специальные правовые и регуляторные инструменты и механизмы для управления увеличивающимся количеством этих веществ. Поскольку СОЗ обладают "летучестью", а значит, способностью перемещаться из одних стран в другие и пересекать границы, различные страны начали искать возможность межрегионального сотрудничества по решению проблем СОЗ. В начале 1990-х годов отмечалось, что уровень содержания СОЗ в окружающей среде не понизился, как ожидалось. Для многих стран стало ясным, что концентрацию СОЗ можно снизить только с помощью действий, предпринимаемых как на региональном, так и на глобальном уровнях. Понимая необходимость принятия глобальных действий, Совет управляющих ЮНЕП в своем решении (май 1995) призвал Межорганизационную программу по эффективному управлению химическими веществами (IOMC), Международную программу по химической безопасности (IPCS) и Межгосударственный форум по химической безопасности (IFCS) разработать международной правовой механизм для СОЗ. В мае 2001 года была принята Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях - глобальное, имеющее обязательную юридическую силу для всех стран, соглашение по сокращению и прекращению выбросов СОЗ. Его целью является охрана здоровья населения и окружающей среды от воздействия СОЗ. По самым последним данным, из государств бывшего Союза конвенцию подписали Латвия, Литва, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Из государств, соседствующих с центрально-азиатским регионом - Российская Федерация и Китай. Несмотря на активную в последние годы озабоченность СОЗ в мире, в государствах Центрально-азиатского региона этой проблеме не уделяется должного внимания. Ни в промышленном, ни в аграрном секторе экономики она не рассматривается как самостоятельная. В аграрном секторе, несмотря на разнообразие используемых новых средств защиты растений, в анализируемых образцах обнаруживаются СОЗ 50-60 гг., такие как ГХЦГ, гептахлор, ДДТ. Сведения же о СОЗ промышленного происхождения единичны, разрозненны и бессистемны. Между тем, как уже говорилось, СОЗ обладают летучестью и способны переноситься на большие расстояния. Равнинные части Центрально-азиатского региона открыты с севера и запада для вторжений воздушных масс, которые могут содержать СОЗ из промышленных районов России. В теплый же период года имеет место перенос воздушных масс с территории стран Центральной Азии на Россию. Поэтому проблема СОЗ является межрегиональной и одинаково касается всех бывших республик Союза. Тем более, что ранее государства Центральной Азии являлись частью единого хозяйственного механизма бывшего СССР (этот механизм предполагал централизованное распределение ресурсов) и в странах скопился примерно одинаковый набор загрязнителей из числа СОЗ. Поэтому сегодня перед всеми странами СНГ стоят сходные проблемы управления СОЗ, их инвентаризации и уничтожения. В январе-мае 2001 года в Казахстане была проведена предварительная инвентаризация устаревших и нежелательных к использованию пестицидов (в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, достигнутом между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан (МПРООС РК) и UNEP Chemicals от 8 января 2001 года) и был выпущен отчет. Он содержит данные по инвентаризации запасов пестицидов (включая и пестициды из числа СОЗ), более не использующихся в Казахстане, и анализ собранной информации. Кроме МПРООС, в проекте участвовали Министерство сельского хозяйства (Департамент защиты и карантина растений), Министерство энергетики и минеральных ресурсов, Таможенный комитет Министерства государственных доходов. В отчете были использованы и официальные данные Республиканской санитарно-эпидемиологической станции Агентства по делам здравоохранения Республики Казахстан. О результатах проекта рассказывает его координатор, ведущий эксперт Программы UNDP/МПРООС "Институциональное усиление для устойчивого развития", профессор М.Ишанкулов: "В Казахстане проблема СОЗ вызывает значительную озабоченность. Основными источниками загрязнения СОЗ являются сельское хозяйство, использование в промышленности устаревших технологий. Согласно официальным данным СЭС Агентства по делам здравоохранения (Информационный бюллетень, Алматы 1999) и ЮНЕП Chemicals, все еще используются такие пестициды как альдрин, дильдрин, гептахлор и ДДТ. В 1995-98 гг. площадь земель, используемых в сельскохозяйственных целях, уменьшилась на 31%. Это привело к накоплению неиспользованных пестицидов, хранящихся часто в полуразрушенных хранилищах, не оборудованных для этих целей, что увеличило риск загрязнения грунтовых вод. В основном Казахстан импортирует пестициды. Единственный производимый в Республике Казахстан пестицид - "KZ" (ТОО "Пестицид", г.Шымкент) не принадлежит к СОЗ. Подавляющая часть применяемых в республике пестицидов - гербициды и инсектициды (средства защиты растений). По данным Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан, в страну в 2000 году было завезено 4 026 346 кг гербицидов, 64 702 кг фунгицидов, 598 645 кг инсектицидов, 10 000 кг дефолиантов, 646 556 кг прочих пестицидов, всего - 5 346 249 кг. По официальным данным, в республику ввозятся только препараты, разрешенные для применения. По данным Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан, по состоянию на 1 апреля 2001 г., в страну было ввезено более 6,36 млн. кг пестицидов. Основные компании, занимающиеся импортом пестицидов и их реализацией в Казахстане (с объемом поставок свыше 100 000 кг) - Министерство сельского хозяйства РК, ЗАО "Казэкспорт", ЗАО "Арай", ЗАО "Тумар", ряд ТОО и частных предприятий (например, ТОО "Астана-Злак", ТОО "Агросоюз-Сервис" и др.). Объем поставок, которые осуществляют более 100 фирм, не превышает 100 000 кг. Основные зарубежные компании-производители пестицидов, с которыми сотрудничают местные компании-поставщики - "Уфахимпром" (Россия), "Зенека" (Великобритания), "Юниролл Кемикал" (CША), "Новартис" (Швейцария), "Рон Пуленк" (Франция), "Монсанто" (США). По объемам поставок преобладает 2,4 Д-аминная соль, ввозимая из России. Однако учитывая прозрачность границ страны с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном, можно предположить, что кроме зарегистрированных фирм существуют организации, которые занимаются нелегальным ввозом пестицидов на территорию республики, включая и СОЗ из числа пестицидов. Часто встречающийся в последнее время в свободной продаже на рынках городов и поселков страны дуст, один из возможных СОЗ (ДДТ или ГХЦГ), используемый для бытовых целей - показатель контрабандного его завоза. За истекшие два десятилетия объем применяемых пестицидов в Казахстане сократился почти в 4 раза. Изменился их ассортимент, но число разрешенных для применения препаратов остается на одном и том же уровне (около 200 наименований). По официальной справке Министерства сельского хозяйства РК, по состоянию на 1 января 2001 г. в Казахстане использовался и находился в остатках ряд пестицидов из числа запрещенных и отсутствующих в "Списке химических и биологических средств", используемых для борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками и т.п. (в этом списке содержатся наименования химических и биологических средств, которые разрешены для применения в сельском и лесном хозяйствах республики на 1997-2001 гг.) - в общей сложности 336 246 т. Скопились также большие объемы устаревших, просроченных и пришедших в негодность пестицидов (в основном оставшихся в наследство еще со времен бывшего Союза - в общей сложности 323 032 т. Результаты предварительной инвентаризации СОЗ из числа пестицидов: их запасы в республике оцениваются в 39,5 т. Это - гексахлорциклогексан (ГХЦГ) - 24 т этого вещества хранятся на Атырауской противочумной станции), токсафен - 15 т находятся в Северо-Казахстанской области и ДДТ - 0,5 т находится в Восточно-Казахстанской области. В процессе предварительной инвентаризации СОЗ и более не использующихся пестицидов в Казахстане впервые было установлено общее количество пестицидов всех категорий, подлежащих утилизации и захоронению. Оно составляет более 1200 т (по данным областных управлений ООС) и более 620 т (по данным областных территориальных управлений Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан). Эти цифры более чем на порядок превышают официальные данные Министерства сельского хозяйства на 1 января 2001 г. - 85,3 т. Однако нельзя считать эти данные окончательными. Например, в Алматинской области наблюдаются большие расхождения по сведениям, поступившим из областных управлений охраны окружающей среды и территориальных управлений Министерства сельского хозяйства. Так, по сведениям Алматинского областного управления ООС в области подлежит захоронению 76 636 т пестицидов, а по сведениям территориального управления Министерства сельского хозяйства - 126 513 т, что почти вдвое превышает цифру, приводимую областным управлением ООС. Все это свидетельствует о том, что детальная инвентаризация конкретных складов и хранилищ в областях не проводилась. Исходя из тяжелого экономического положения в сельском хозяйстве в целом по республике, можно предположить, что в действительности дела обстоят еще хуже. Пестициды, завезенные и неиспользованные в 70-80 гг., хранятся в неприспособленных, ветхих помещениях, часто с протекающими крышами, зачастую сваленные в одну кучу. Среди них вполне вероятно нахождение и СОЗ. С грунтовыми водами остатки таких пестицидов попадают в реки и водоемы, загрязняя окружающую среду. Ряд сведений по общему количеству пестицидов, подлежащих утилизации и захоронению, содержится в данных мониторинга сред жизнеобеспечения, осуществляемого санитарно-эпидемиологическими службами Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения. Они свидетельствуют о том, что несмотря на уменьшение нагрузки пестицидов на почвы в 5-6 раз, проблема загрязнения земель пестицидами остается. Загрязненность почв остаточными количествами пестицидов выше среднего республиканского уровня отмечается в Кустанайской, Южно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях, где, по предварительной оценке, запасы пестицидов невысоки. Инвентаризация промышленных СОЗ оказалась весьма затруднительной ввиду отсутствия какой-либо статистической и иной отчетности. Затрудняло инвентаризацию и то, что сегодня большинством предприятий владеют частные собственники. По материалам Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК, можно говорить только о вероятности присутствия промышленных СОЗ. Корректные данные о масштабах промышленных СОЗ отсутствуют. ПХД в Казахстане использовались в промышленном производстве: например, в г.Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области в советский период и до начала 90-ых годов функционировал конденсаторный завод (производились конденсаторы с использованием ПХД в качестве диэлектрика). Документы свидетельствуют, что за период с 1968 по 1970 г. в Усть-Каменогорске было использовано приблизительно 26 600 мегатонн ПХД. Почти вся продукция в виде промышленных конденсаторов была возвращена в Россию и др. республики бывшего СССР. Основной проблемой является остаточное загрязнение территории завода и возможно хранящееся использованное оборудование, а также конденсаторы с истекшим сроком использования. Какие-либо анализы диоксинов и фуранов в Казахстане отсутствуют вообще. В государствах Центральной Азии пока не создана отлаженная, четко функционирующая система управления СОЗ. Нет и специализированных организаций в этой области. Работы по СОЗ рассредоточены - ими занимаются подразделения министерств охраны окружающей среды, сельского хозяйства, здравоохранения, Академии наук. Тревожит полная неосведомленность правительственных кругов и общественности о проблеме СОЗ. После подписания Республикой Казахстан 23 мая 2001 года Стокгольмской конвенции о СОЗ, решением Совета Глобального Экологического Фонда (ГЭФ) стране был предоставлен грант в размере 500 000 долл. США для реализации поддерживающих мероприятий (разработки Плана действий) Стокгольмской конвенции СОЗ. В настоящее время решены все организационные вопросы и проект готов к запуску. Поддерживающие мероприятия помогут правительству осознать степень остроты проблемы СОЗ в Казахстане, повысить уровень информированности общественности". КОНТАКТ: Л.Астанина, НПО "GREENWOMAN", greenwomen@nursat.kz Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 340, 13 сентября 2002 г., OT@lorton.com ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * **************************************************************