******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.812, 19 ноября 2001 г. * ******************************************************************* Аварии и катастрофы ПОСЛЕ ПОЖАРНИКА - ЭКОЛОГ КОРРУПЦИЯ - ВРАГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Светловолосый с аккуратной бородкой господин, сидящий за столиком уличного кафе на Невском, даже не притронулся к запотевшей бутылочке кока-колы. Все его внимание было сосредоточено на разговоре по "мобильнику". Но по сдержанному тону и невозмутимому виду невозможно было догадаться, что на другом конце провода бушевал пожар - сотрудники службы быстрого реагирования Министерства окружающей среды Гамбурга нашли своего шефа в Петербурге. Горел склад шин в городском порту. И только босс мог дать точные указания, как избежать тяжелых экологических последствий. Дирк Шпенглер - начальник службы быстрого реагирования Министерства экологии - пользуется в "вольном городе" Гамбурге безграничным уважением. За 20 лет работы он ликвидировал сотни ЧП, будь то разлив нефти в Северном море или случайно вскрытая на городской территории химическая свалка. Это он создал единственную в Германии службу быстрого реагирования, мгновенно появляющуюся там, где природа и люди терпят экологическое бедствие. Впрочем, имя Шпенглера известно не только в Германии, но и во всех Северных странах Европы. Он - автор программы защиты от разного рода происшествий Северного и Балтийского морей. Известно его имя и в Санкт-Петербурге, для которого он сделал в области экологии больше, чем какой-либо другой западный чиновник. Оказавшись в Гамбурге, я не могла упустить возможности встретиться с "зеленой" знаменитостью города-побратима. - Дирк, в России пожары тушат пожарные. Неужели в Германии этим занимаются экологи? - Тушение огня, конечно же, забота, пожарных. А потом приходим мы. Ведь пепелище, как правило, представляют свалку токсичных отходов. Все наши жилища, промышленные здания, те же склады отделаны пластиковыми материалами. Продукты их сгорания содержат токсиканты, которые разносятся ветром, размываются осадками. Ситуация усугубляется, если в зданиях находилось то, чему огонь противопоказан. Например, трансформаторное масло дает чудовищный выброс диоксинов. Мы делаем пробы почв не только на пепелище, но и в зоне распространения дыма. Если необходимо, вывозим грязные почвы. Выясняем, не пострадали ли соседние водоемы, грунтовые воды. Наконец, нужно грамотно захоронить саму золу. Словом, работа пожарных - только прелюдия, самый большой труд - потом у экологов. - Теперь я представляю, сколько дряни образовалось при пожаре нашей красавицы - Останкинской телебашни: К сожалению, в России пока нет такой "зеленой" скорой помощи. - А со складами по телефону у вас получилось? - Да, конечно. При ликвидации любого ЧП кроме коллективного мозгового штурма, требуется человек, берущий на себя ответственность. К примеру, шесть лет назад в Северном море было обнаружено большое пятно нефти. Возникло предположение - какое-то судно промыло свои танки и сбросило грязную воду за борт. Огромное пятно шло прямо на заповедные острова с колониями диких птиц. Что было делать - броситься на поиск судна-нарушителя или взяться за ликвидацию грязи? Но пока мы бы собирали мазут, нарушитель окончательно скрылся! И тогда мы собрали международную команду экспертов из Германии, Дании, Швеции, Голландии, Великобритании. Мы запросили ближайшие порты о судах, находившихся в тот момент в квадрате "n". Из десятка судов подозрение пало на британский танкер. Тогда портам были даны команды взять образцы нефтепродуктов со всех попавших в зону нашего внимания кораблей. Пока шла эта работа, нефтесборщики уже собирали мазут. Тем временем спектральный анализ показал: виноват "англичанин". Владельцу танкера был предъявлен счет на кругленькую сумму. - В следующий раз капитан уже не решится на подобный эксперимент. - Неотвратимость наказания - великая вещь. Но хочу обратить ваше внимание: мы не метались, не бросались к мазуту вплавь. И хотя несколько суток работали без отдыха и почти без сна, не потеряли головы. Сработала созданная 20 лет назад служба быстрого реагирования. Сегодня наша, как вы выразились, "зеленая" скорая помощь, ликвидирует до тысячи происшествий в год. - Так много? А Гамбург создает впечатление райского уголка - чистый воздух, Эльба без нефтяных разводов, бесконечные парки... - Работу "на земле" мы сумели организовать так, что имеем дело в основном с мелкими ЧП. Например, в результате аварии на дороге разливается какая-нибудь "химия". Случаются утечки дизельного топлива - в Гамбурге отопление индивидуальное, каждый дом имеет свой топливный резервуар. Где по-прежнему трудно избежать крупных ЧП, так это "на воде", ведь Северное и Балтийское моря - область самого оживленного судоходства. При этом известно, что они крайне загрязнены. - И вы, Дирк, являетесь автором уникального проекта по предупреждению риска Балтийского и Северного морей. - Мы с коллегами пришли к выводу, что, несмотря на разную природу аварий, можно создать универсальную технологию их ликвидации. Тогда не понадобится постоянно собирать экспертов или находить своего шефа в Петербурге. Основа проекта - компьютерная программа, содержащая колоссальный объем информации. Мы сфотографировали с воздуха 3,5 тысяч километров береговой линии и заложили в компьютер. Туда же вошли подробнейшие карты побережья, где указаны места гнездования птиц, заповедники, населенные пункты порты, места расположения спасательных служб и т.д. В программу должна закладываться информация о маршрутах всех судов, о грузах на их бортах. Компьютер "знает", какие силы привлечь в зависимости от масштабов ЧП. За несколько секунд он выдает расклад о количестве необходимого оборудования, метраже боновых заграждений, биопрепаратах. Он учитывает метеорологические условия, время года. И тогда диспетчеру, сидящему за пультом управления, останется только проконтролировать получение необходимой информации всеми ответственными лицами. Это самый прогрессивный подход, который наверняка скоро подхватит весь мир. Программа настолько объемна, что над ней сегодня работают 25 фирм. Министерство окружающей среды Гамбурга уже вложило в проект 2,5 миллиона немецких марок. Аналогичную мы намерены создать и для Финского залива. - В какие же деньги она обойдется Санкт-Петербургу? - Обратите внимание на разницу между экологическими "ноу-хау" и промышленными. Бизнес засекречивает информацию, поскольку имеет выгоду на незнании остальных. В экологии наоборот - чем больше экологов знают как спасать природу, тем существеннее общий выигрыш. Совершенно точно сказано - экологические проблемы не знают границ. Яды, попавшие, скажем, в Финский залив, через некоторое время обнаружатся у берегов Германии. Поэтому бороться за чистоту морей мы должны только сообща, делясь друг с другом всеми своими знаниями. Вообще, "зеленое" мировоззрение - философия будущего. Она объединяет все народы против глобального уничтожения жизни на планете. И такой союз, в отличие от всевозможных политических альянсов, не терпит фальши и двуличия. - Кто вы по образованию? - Как и мой отец, инженер-гидротехник. После института работал в порту. Но 20 лет назад на Эльбе потерпел аварию танкер, разлилось более сотни тонн мазута. Министерство окружающей среды Гамбурга только что появилось, опыта было мало, я же к тому времени уже имел дело с ликвидацией нефтеразливов. С тех пор там и работаю. Правда, до сих пор тяжело вспоминать берега, покрытые черной жирной грязью, гибнущих птиц. Возможно, именно тогда во мне родился "зеленый". - А что в вашем понимании стоит за этим словом? - Это человек, думающий о том, какими последствиями обернется каждый его шаг для окружающей среды. Например, я не могу, бросив кран с открытой водой, отойти к телевизору. Пожалуй, я бы добавил еще одно качество. Истинно "зеленым" является тот, кто наступил на горло собственному эго. Он не говорит "я хочу", "мне надо", а делает как лучше. Например, может сознательно отказаться от собственной машины, поскольку автомобиль в развитых странах - самая большая экологическая проблема. - И вы, Дирк, отказались? - К сожалению, еще нет. Хотя у нас с женой на двоих одна машина. Но когда не очень тороплюсь, пользуюсь общественным транспортом. Лифтом же - в исключительных случаях. - Не поняла? - Прикиньте, на работу лифта затрачивается электроэнергия. Она вырабатывается за счет ущерба природе - электростанции выбрасывают в атмосферу окись углерода, серу, азот: Поэтому предпочитаю на четвертый или даже пятый этаж подняться пешком. - То, о чем вы говорите, для россиянина почти невероятно. Но что-то не верится, что все граждане процветающей Германии сознательно ограничивают себя в благах цивилизации. - Сознание германского общества по сравнению со многими другими странами, прогрессивно. Немцы не мусорят, собирают отходы в разные мешки, экономят воду, используют энергию ветра и солнца. Но отказать себе в житейских удовольствиях - автомобилях, горах вещей, бытовой технике, просторном жилье - действительно пока не могут. Но все это у нас еще впереди. - Я слышала, крупный бизнес Гамбурга вас побаивается. - Для сотрудников Министерства окружающей среды не существует закрытых дверей. На моей служебной машине имеется не только надпись, но и специальные номера. Поэтому перед ней поднимаются шлагбаумы всех предприятий. - Нашим инспекторам сложнее. А вас могут, извините, "купить"? - Если бы такой вопрос задал западноевропейский журналист, наши интервью на этом закончилось. (Смеется.) Но зная российскую специфику, могу только посочувствовать: Безусловно, коррупция - враг окружающей среды, причем, не меньший, чем техногенная грязь. Пока общество не поставит во главу угла честность и принципиальность, природу не спасти. Заметьте, она всегда возвращает человеку всю неправду, с которой он к ней относится. - Как заставить российских промышленников быть честными по отношению к зверям, птицам, ну и конечно, людям? Сегодня у нашего бизнеса один свет в окне: прибыль. - Хозяйственная деятельность очень сильно зависит от политики, и наоборот. Вспоминаю дискуссию, развернувшуюся у нас около 20 лет назад вокруг автомобиля. Тогда немецкие конструкторы изобрели экологически чистый двигатель. Одновременно крупные промышленные компании, вложившие огромные деньги в разработку нейтрализатора, развернули неприкрытое лоббирование своей продукции. Дискуссия вышла на национальный уровень. И когда в поддержку двигателя стало склоняться большинство, внимание общественности тут же было переключено на русские и американские ракеты. (В то время действительно обострилась международная обстановка.) О двигателе быстро забыли, производители пообещали тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест. Большой бизнес одержал победу над экологией. Сегодня вновь начинаются разговоры о безопасном автомобиле, а накопившиеся за это время миллиарды старых нейтрализаторов, превратились в токсичные отходы. Только начиная только с 1995 года, германский крупный бизнес, наконец, понял, что и на экологии можно сделать деньги. Сейчас Германия является самым крупным экспортером экологической техники, на нашу долю приходится одна пятая мировых поставок. Но для этого в правительство должны были прийти "зеленые". Для чего в свою очередь должны были "позеленеть" избиратели. То есть германское общество качественно изменилось. Полагаю, что то же самое со временем произойдет и в России. - Я знаю, Дирк, что в течение 12 лет вы принимали у себя в доме детей с Украины, Белоруссии, пострадавших от Чернобыля. - Да, у меня небольшой двухэтажный дом на окраине Гамбурга, в котором всегда есть место для гостей. По выходным мы все вместе путешествовали по городам северной Германии. Теперь те дети стали взрослыми, переписываемся. На разборку ежедневной почты у моей жены Хельги уходит уйма времени. - А свои дети у вас есть? - Двое. Сын и дочь. Но дочь приемная. Мы с женой решили так: одному человеку жизнь дали мы сами, а поставив на ноги вторую, поможем обездоленным. Девочку мы взяли, когда ей было всего 8 месяцев. Каждый человек - творение божье, каждый достоин любви и счастья. Сознавать, что вокруг много тех, кто нуждается в помощи, больно. Во всяком случае, нам. Вот и стараемся изменить хотя бы на йоту этот мир к лучшему. Примерно раз в месяц перед нашим домом вырастает тряпичная гора. Это соседи приносят ненужные вещи. Хельга сама сортирует их и отправляет посылки в Косово, Сараево, Никарагуа. - А вы, Дирк, с такой же страстью помогаете Санкт-Петербургу? - Петербург - мое сердце. - Прикладывает руку к груди. - На меня ваш город производит потрясающее впечатление. Но у вас сегодня много экологических проблем, на которые никак нельзя закрывать глаза. Хотя пока еще вы не настолько загрязнили свою природу, как когда-то Германия. Обратил внимание на людей с удочками на набережных Невы. В Гамбурге тоже ловят рыбу, но еще десятилетие назад рыбаков не было - такой грязной и безжизненной была Эльба. Более того, вернувшаяся в реку рыба до сих пор вредна для здоровья. Нева, к счастью, жива. И у вас есть возможность не допускать наших ошибок. Тем более Гамбург готов прийти на помощь. - И все-таки вы скромничаете. Мне рассказали, что через Брюссель вы помогли получить Петербургу оборудование для сбора нефти на сумму 80 тысяч немецких марок. Благодаря вашим усилиям создан центр по ликвидации нефтеразливов в Кронштадте. Вы "пробили" в Гамбурге деньги на изготовление исторической решетки у пруда в Павловске, создание информационного центра для населения Санкт-Петербурга... Я перечислила лишь часть добрых дел. - Скажите, как на духу, зачем вам это? - Каждый человек делает в жизни свою ставку. Кто-то - на бизнес, кто-то на богатство, а я - на свое "зеленое" дело. Оно стало частью меня, а я - частью его. Теперь уже не вижу разницы между спасением морей, островов и помощью людям, являющихся собственно частью окружающей среды Великое счастье в том, что люди мне отвечает тем же. Беседовала Л.Зернова, lina@sbor.ru Источник: E c o N e w s No. 212, 17 ноября 2001 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************