******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.794, 21 сентября 2001 г. * ******************************************************************* Отходы и доходы БРЯНСК: АВТОПОКРЫШКИ ЖЕЧЬ НЕ БУДУТ Первый зам. губернатора отозвал свою подпись под соглашением, предполагающим ввоз из Европы и "утилизацию" в цементных печах города Фокина отработанных автопокрышек С некоторых пор Европа смотрит на Брянщину с надеждой. У нее, богатой, свои проблемы: производственные и бытовые отходы того и эгляди накроют с головой. А для захоронения или утилизации то территория маловата, то экологические требования слишком велики и влекут нежелательные затраты... Нам, бедным, проще: пространства - хоть отбавляй, а с экологией церемониться еще не вошло в привычку. Несколько лет назад Брянская область уже оказала шефскую помощь Швеции, приобретя у нее за полмиллиона долларов выработавшие ресурс автобусы "Вольво" и обеспечив им место на собственных свалках. Чуть раньше была предпринята - к счастью, не реализовавшаяся - попытка организовать утилизацию отходов производства пластмассы и досыта накормит жителей благодатного края вредоносными диоксинами. Теперь вот чуть было не получила высочайшее одобрение программа утилизации, попросту выражаясь, сожжения отработанных автопокрышек в печах цементного завода. То есть в начале августа она уже была санкционирована первым замом губернатора Петром Оненко, но грозящий разразиться скандал побудил его на днях отозвать свою подпись специальным распоряжением. Более того, Петр Ефимович рекомендовал Центру госсанэпиднадзора в лице Павла Степаненко "провести служебное расследование и привлечь к ответственности виновных лиц". Если под виновными подразумеваются лица, подписавшиеся под решением о целесообразности ввоза из Европы отработанных автопокрышек (для начала фигурирует цифра 28 тысяч тонн) и утилизации их в печах цементного завод, то среди них, главным образом, фигурируют те, кто как раз несет ответственность за здоровье и благополучие жителей: мэр Фокина, глава администрации и главный госсанврач Дятьковского района, руководители соответствующих областных ведомств. Отказался поставить свою подпись под злополучным решением лишь зам. председателя комитета по охране окружающей среды Валерий Соловьев. Сам по себе сей замечательный факт, возможно, не получил бы большой огласки, если бы Соловьев не привлек внимание к возникшей экологической угрозе участников недавнего совещания по проблемам бытовых свалок. Отметив между прочим, что новоявленная инициатива по избавлению Европы от негодной резины является нарушением федерального законодательства, запрещающего ввоз и использование отходов производства и потребления из-за рубежа без санкций Госдумы и правительства РФ. (Развернувшиеся в Госдуме недавно баталии вокруг предполагающегося ввоза в Россию отходов мировой ядерной энергетики - лишнее тому напоминанием). Кроме того, намерения руководства "Мальцовского портландцемента" вошли в противоречие и с областным законодательством. Лидер движения за химическую безопасность депутат облдумы Людмила Комогорцева немедля обратилась к председателю Думы Степану Понасову с просьбой внести в повестку дня сентябрьского заседания вопрос о недопустимости нарушения федерального и областного законов. Однако несмотря на "отмашку", которую дала областная администрация, наивно было бы полагать, что идея ввоза и утилизации автопокрышек, подкрепленная солидными финансовыми выгодами для заинтересованных сторон, так просто улетучится, как дым из трубы. Хотя денежные выражения не афишируются, есть данные, что за каждую тонну забираемого резинового утиля Европа готова платить до 200 долларов США. Даже если сократить эту цифру вдвое, завоз 28 тысяч тонн обещает около 3 миллионов долларов счастливому обладателю отходов. И это только при условии частичной загрузки одной печи, которых на "Мальцовском портландцемент" все ж таки восемь. А резины от ЮАР до Америки - возить не перевозить... Послушать сторонников едва не узаконенной программы, так и доллары можно грести лопатой на пустом месте, и газ отечественный при этом экономить. Программу окрестили благозвучно - "внедрение энергосберегающих технологий". Мол, запасы газа в России ограничены, а "Мальцовский портандцемент" является наиболее крупным его потребителем в области. Помощник президента "Штерн-цемента" профессор В.Платонов, приехавший из Москвы в Фокино на совещание, пообещал, что с сокращением разрыва в цене на газ между Украиной и Россией отечественный цемент станет неконкурентоспособным. И спасти ситуацию может только использование отходов, в частности, сжигание автошин, при котором "происходит нейтрализация кислых газов, поглощение тяжелых металлов", а самое главное - экономия газа на 25%. Поскольку профессор В.Платонов вряд ли в ближайшее время пожелает поменять прописку в Москве на прописку в Фокино, мнение ученого, хоть и рангом ниже, но с брянской пропиской следует считать не менее ценным. Кандидат химических наук Людмила Комогорцева готова доказать, что сжигание резины в фокинских печах обязательно обернется кислотными дождями и концентрацией диоксинов, страшнейшего яда, обладающего канцерогенным и мутогенным действием. Это мнение полностью совпадает с мнением члена-корреспондента Международной академии экологических наук Валерия Соловьева, который к тому же успел проконсультироваться с независимыми московскими химиками: - Диоксины при сжигании автопокрышек неминуемо будут выделяться. Европа не сжигает их в своих печах, она их, в лучшем случае, перерабатывает в виде измельчения для дорожного покрытия. Кстати, и мы пробуем идти по этому пути: пять лет вкладывали деньги в строительство линии по переработке шин на Брянске I. Стадион "Локомотив" с удовольствием берет это вторичное сырье для покрытия дорожек. Уже в этом году линия должна быть завершена полностью. Да, это более долгий и трудный путь при отсутствии инвестиций. Но я не хочу видеть Россию, в частности, нашу область, отстойником для Европы. ДОСЬЕ "БВ". В области 60 процентов всех выбросов в атмосферу уже сегодня приходятся на Дятьковский район. Из них 51,9% приходятся на "Мальцовский портландцемент". Общая сумма платежей со всех предприятий области за экологические загрязнения составляет около 6 млн рублей, из них 4 млн обязаны выкладывать предприятия Дятьковского района. При этом он является одним из крупнейших должников. Между тем выбросы в атмосферу увеличиваются и достигли наивысших показателей за последний пять лет. Если в 1999 году они составляли на цементном 13,1 тысяч тонн, то в 2000 году - уже 19,1 тысяч тонн. По многим важнейшим медицинским показателям Дятьковксий район выглядит далеко не самым благополучным в области. Общая смертность выше на 0,3%. Младенческая смертность (на 1000 родившихся) в области составила в прошлом году 16,0, в Дятьковском районе - 19,3. Мертворождаемость превышает среднеобластной показатель и увеличилась в 2000 году по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза. Наконец, общее число зарегистрированных заболеваний среди детей, подростков и взрослых постоянно превышает среднеобластной показатель. Примечательно, что неблагоприятную экологическую обстановку в Фокино признал и сам профессор В.Платонов. Однако это не способствовало тому, чтобы принятое на совещании на "Мальцовском портландцементе" решение "считать целесообразным" оказалось более продуманным и взвешенным. "В случае увеличения выбросов в атмосферу, - говорится в одном из пунктов, - выполнение программы приостанавливается". Значит, оно-таки допускается, увеличение выбросов? А как быть с уверенностью в чистоте технологии? И как быть с теми, кто хлебнет диоксинов? Впрочем, о них позаботились: "Предусмотреть выделение средств для поэтапного отселения из санитарной зоны". В общем, своего рода эксперимент над людьми, которых не спросили, хотят ли они в нем участвовать. Даже неизвестно, запаслись ли для них противогазами в надлежащем количестве. Так, чтобы в случае чего хватило бы на каждое лицо. Будь то лицо ответственное или безответственное. Е.Чалиян, "Брянское время" (Брянск), 13 сентября 2001 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************