******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.778, 6 августа 2001 г. * ******************************************************************* Чистый воздух В ЛИПЕЦКЕ ПРОСНУЛИСЬ ЭКО-НАЧАЛЬНИКИ (виновники оштрафованы) В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНЫМ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕМ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ОАО "НЛМК". НА ЕГО ДОЛЮ ПРИХОДИТСЯ 93% ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ, 96% НАКОПЛЕННЫХ ТОКСИЧНЫХ ОТХОДОВ. НЕСМОТРЯ НА ТАКУЮ НЕБЛАГОПРИЯТНУЮ СИТУАЦИЮ, МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ КОМБИНАТОМ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ОБЛАСТИ, ЯВНО НЕДОСТАТОЧНЫ. В связи с этим комитетом природных ресурсов по Липецкой области совместно с ЦГСЭН Липецкой области, Липецким филиалом специализированной инспекции аналитического контроля по Центральному региону, территориальным центром "Липецкгеомониторинг" проведена проверка соблюдения природоохранительного законодательства ОАО "НЛМК", продолжавшаяся в период с апреля по июнь текущего года. Особенность данной проверки состояла в том, что оценка деятельности предприятия проведена одновременно - по соблюдению законов об "Охране окружающей природной среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления", "О недрах", водного, земельного и лесного кодексов, а также лицензионных соглашений и других нормативных документов, регламентирующих деятельность ОАО "НЛМК" в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. При подведении итогов проверки нельзя не подчеркнуть, что комбинатом в последние годы проводится определенная работа по улучшению экологической обстановки, и прежде всего, по выбросам вредных веществ в атмосферу, очистке сточных вод, утилизации отходов производства. Достаточно сказать, что в 2000 году при росте производства чугуна и стали на 8-9% адекватного роста выбросов загрязняющих веществ не произошло, и они составили 3,6%. Модернизирована доменная печь N3, реконструированы Б и 6 коксовые батареи с улавливанием отходящих газов при выгрузке кокса, завершено строительство корпуса обезвоживания шламов домен-вой печи N6, установлены дорогостоящие пресс-фильтры немецкой фирмы "Кляйн" для обезвоживания осадка сточных вод до 82% и др. Однако в результате комплексной проверки вскрыто множество грубых и менее значительных нарушений Природоохранительного законодательства. Поэтому рано еще говорить о чистом воздухе в нашем городе и о том, что комбинат "сделал реку чище". Следует отметить, что все расчеты объемов выбросов в атмосферный воздух по ОАО "НЛМК" базируются на нормативных (расчетных) показателях и объемах производства. Реальная картина не известна. Для фактического учета выбросов по общим объемам и каждому показателю необходимо оснастить источники выбросов индивидуальными приборами контроля и учета. На предприятии отсутствует согласованная с контролирующими органами долгосрочная программа уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу, практически не ведется создание автоматизированной системы контроля за состоянием выбросов, до сих пор не определен конечный срок достижения предельно допустимых выбросов по всем стационарным источникам и комбинату в целом. На ОАО "НЛМК" по г. Липецку приходится 97% выбросов в атмосферу от стационарных источников, в 2000 г. они составили 355,7 тыс. т., что на 12 тыс. т больше, чем в 1999 г. При этом превышены разрешенные нормативы по предельно допустимым выбросам (ПДВ) на 37,9 тыс. т и временно согласованным выбросам (ВСВ) - на 15,4 тыс. т. В списке ингредиентов, по которым превышены нормативы - диоксид серы, оксид углерода, взвешенные вещества, фенол, пары соляной кислоты и др. Комбинат продолжает выбрасывать в атмосферу вещества 1 класса опасности - никель, хром, свинец, ванадий, бенз(а)пирен. Неудовлетворительное состояние технологического оборудования коксохимического производства, неэффективность газоочисток на литейных дворах доменного цеха N 1, отсутствие системы отсоса и очистки неорганизованных выбросов при повалке конвертеров в ККЦ-1 и в ККЦ-2, неорганизованные выбросы цеха переработки металлургических шлаков привели к тому, что загрязнение атмосферного воздуха под факелом комбината в 2000 г., по данным ЦГСЭН, в однокилометровой зоне по максимально разовым предельно допустимым концентрациям (ПДК м.р.) превышено по 12 компонентам из 22 определяемых, в том числе по аммиаку - в 4,7 раза, двуокиси азота - в 3,9 раза, фенолу - 2,6 раза, бензолу - в 1,8 раза, толуолу - в 1,9 раза, ксилолу - в 4,5 раза, по атилбензолу - в 6 раз, свинцу - в 2,1 раза, нафталину - в 2,6 раза и др. Указанные несоответствия нормам подтверждаются аналитическими данными по выбросам от источников. Так, систематически превышаются нормативы ПДВ по сернистому газу на коксовых батареях NN 2,3,8 и пекококсовой батарее в несколько раз, на всех коксовых батареях по двуокиси азота - до 10 раз, а в отдельных случаях и более. Установлены превышения норм по выбросам сернистого газа доменных печей N 3, 4, 5 до 10 раз и более. Причиной превышения нормативов является как невыполнение заложенных в проект ПДВ природоохранных мероприятий, так и несоблюдение параметров технологического режима. Поэтому вполне закономерны жалобы жителей, проживающих вблизи территории комбината, которые в штилевую погоду задыхаются от выбросов ОАО "НЛМК". Одним из мероприятий, способствующих уменьшению влияния вредных веществ на здоровье населения, является организация санитарно- защитных зон (СЗЗ) предприятий, что предусмотрено ст. 16 п.3 Закона "Об охране атмосферного воздуха". Однако, несмотря на закон и постановление главы администрации г. Липецка N 281 от 03.02.1998 г. "О проектировании СЗЗ предприятий, сооружений и иных объектов в г. Липецке", до настоящего времени данный проект комбинатом не представлен на рассмотрение. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха является одной из причин роста заболеваемости населения. По официальным данным учреждений здравоохранения на протяжении 1995-2000 гг. заболеваемость болезнями органов дыхания, которые относятся к экологически обусловленной, является основной причиной обращаемости за медицинской помощью. Причем, рост заболеваемости болезнями органов дыхания детей, проживающих в районе ОАО "НЛМК", в 2000 г., по сравнению со средними показателями за 1995-1999 гг., составил 36,6%, в то время как по г. Липецку в целом за этот же период - 5,8%. Руководство комбината часто игнорирует отдельные положения федеральных законов, предписаний контролирующих органов, нормативных документов. В соответствии с Законами РФ "Об экологической экспертизе", "Об охране окружающей природной среды" все проекты строительства, реконструкции и консервации объектов должны осуществляться после положительного заключения госэкоэкспертизы. Однако цех производства аммиака КХП, например, без проекта и оценки воздействия на окружающую среду и экспертизы выведен из эксплуатации, начата замена оборудования агрегата непрерывного обжига на оборудование агрегата горячего цинкования ЛПЦ-5, осуществляется расширение открытого склада угольных концентратов на КХП и др. без положительного заключения экспертизы. В нарушение законодательства ОАО "НЛМК" не представляет на согласование ежегодные планы природоохранных мероприятий, ограничиваясь приказом N 6, в котором не всегда отражаются необходимые сведения. Так, не выполнены 6 пунктов из 22 актов государственной проверки от 19 июня 2000 г., причем часть из них перешла из акта проверки 1999 г. Не выполнены мероприятия проекта ПДВ, разработанного самим комбинатом, по коксохимпроизводству, агломерационному производству, доменному цеху N 1, огнеупорному цеху, кислородно-конвертерному (N 1) и ферросплавному цехам, которые должны были снизить выбросы в атмосферу более чем на 10-12 тыс. тонн вредных веществ. Не выполняются в полной мере лицензионные соглашения. Два года назад комбинат должен был переоценить и утвердить запасы подземных вод водозабора ТЭЦ-2, но до настоящего времени не приступал к работе, прекратил наблюдения за распространением ареала фенолов, роданидов, цианидов и железа в подземных водах. Из существующих ранее на территории комбината 90 наблюдательных скважин первоначально оставалось под наблюдением 32, а теперь - 10-12 скважин, тогда как ареал загрязнения вышел за границы комбината и по данным десятилетней давности его площадь составила около 40 кв. км. ОАО "НЛМК" не выполняет Положения о госконтроле, утвержденные Правительством РФ в части беспрепятственного допуска государственных инспекторов на предприятие. Сейчас, чтобы попасть на территорию комбината, одного удостоверения инспектора недостаточно. Требуется ведомственный пропуск, оформление которого занимает длительное время. При таких условиях внезапный инспекторский и аналитический контроль практически не возможны. Новолипецкий комбинат оказывает неблагоприятное воздействие и на р.Воронеж, так как очистные сооружения работают неэффективно. Качество сточных вод, сбрасываемых в реку после очистки, на момент проверки не отвечало требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 и "Правилам охраны поверхностных вод". Превышения составили: по БПК5 - в 10,8 раза, фосфатам - в 10,1 раза, иону аммония - в 12,3 раза, нефтепродуктам - в 1,9 раза, фенолу - в 11,5 раза, цинку - в 4,9 раза, меди - в 2,5 раза, нитритам - в 31,2 раза. Ниже выпуска в р. Воронеж зафиксированы превышения норм ПДК нитритов в 1,4 раза, меди - в 2 раза, фенола - в 5 раз. Не лучшим образом обстоит дело с качеством промливневых сточных вод, выпускаемых из прудов-шламонакопителей NN 1,7. Здесь превышения составляют в 1,5-2,5 по БНК5, в 3-4 раза - по фенолам, в 2,4 - 3 раза - по нефтепродуктам, в 5,6 - 6 раза - по железу. Ниже выпусков в р. Воронеж также отмечены превышения вредных веществ в 1,5-2,5 раза. В 2000 г. комбинат превысил разрешение на размещение отходов III класса опасности на 22,4 тыс. т., на размещение шлама газоочисток печей выплавки ферросилиция и нейтрализованные стоки купоросного отделения ЛПЦ-2 на 255т. Без разрешения Госкомэкологии на размещение замасленной окалины и шламов ДП-6, в нарушение Закона "Об отходах производства и потребления" на временную площадку складирования смеси замасленной окалины и шламов направлено 45,2 тыс. т. отходов. На шлаковом отвале обнаружены отходы, не указанные в разрешенном перечне. Вдоль основания шлакоотвала наблюдается скопление сточных вод, загрязненных азотными соединениями, сульфатами, фторидами, нефтепродуктами, фенолами, роданидами, которые перетекают в пруд-отстойник N 1, а затем далее - в р.Воронеж. Большую обеспокоенность вызвало у проверяющих накопление ливневых сточных вод с повышенными концентрациями нефтепродуктов, фенола, роданидов и цианидов в овраге с. Сырское, засыпаемом отходами производства ОАО "НЛМК". Исследованиями проб воздуха, отобранных лабораторией комбината, в овраге установлено превышение максимально разовых ПДК по сероводороду в 1,4 и 1,7 раза. Кроме того, неизвестно, как повлияет проникновение в грунты указанных выше ингредиентов на качество подземных вод, питающих водозабор N 5, расположенный в 1 км от оврага. В акте проверки Новолипецкому комбинату указано на ненадлежащее состояние гидротехнических сооружений Матырского водохранилища. Из-за неисправности водосбросного сооружения наблюдается утечка воды, низовой откос на протяжении всей плотины зарос древесно-кустарниковой растительностью. Справа от водоносного сооружения вырыты два котлована. Несоблюдение режима эксплуатации водохранилища привело к интенсивному разрушению берега р.Матыра в нижнем бьефе Гидроузла. Состояние подводной части сооружений требует специальных водолазных работ. В данном обзоре деятельности ОАО "НЛМК" приведены наиболее существенные нарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Вместе с ними десятки менее значительных отражены в 29 актах по отдельным производствам комбината. Все отмеченные нарушения природоохранительного законодательства в той или иной мере влияют на здоровье жителей города и особенно той части, которая живет вблизи комбината. По результатам проверки приняты следующие меры: 1. За нарушение природоохранительного законодательства более 30 руководителей комбината привлечены к административной ответственности в виде штрафов. 2. Учитывая серьезные природоохранные нарушения и то, что комбинатом не выполнен ряд важных воздухоохранных мероприятий, специально уполномоченные федеральные службы не продлевают комбинату разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу (срок разрешения истек 1.07.01 г.). Это приведет к увеличению платежей за загрязнение атмосферного воздуха ориентировочно на 28-30 млн. рублей в квартал. 3. Принимая во внимание, что организация санитарно-защитной зоны (СЗЗ) является важнейшим воздухоохранным мероприятием, проект нормативов выбросов вредных веществ стационарными источниками комбината не будет приниматься на рассмотрение без наличия проекта СЗЗ и конкретных мероприятий по ее организации. 4. За выявленные в процессе проверки превышения нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов комбинату предъявляются соответствующие иски. 5. По результатам проверки составлен акт и выданы соответствующие предписания с указанием сроков устранения выявленных недостатков. Для их устранения и, как следствие, оздоровления окружающей среды, специально уполномоченные органы в соответствии со своими полномочиями примут все необходимые меры, предусмотренные законодательством, вплоть до ограничения деятельности и приостановки наиболее "грязных" производств. В.Ф.НАПРЕЕВ, руководитель КПР по липецкой области. С.И.САВЕЛЬЕВ, главный врач центра Госсанэпиднадзора в Липецкой области. С.В.КОЗЛОВСКИЙ, начальник Липецкого Гидрометеоцентра. С.А.ПОСПЕХОВ, председатель комитета экологии администрации области. "Липецкая газета", 17 июля 2001 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************