******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.775, 30 июля 2001 г. * ******************************************************************* Экология транспорта "ГУДОК" ПРОГУДЕЛ "ЗА ЭКОЛОГИЮ" Реализация отраслевых экологических программ позволит улучшить состояние окружающей среды Ежедневно в окружающую нас среду в результате жизнедеятельности человека выбрасываются тысячи тонн вредных веществ. Опасность представляют массовые выбросы оксидов азота и углерода, углеводородов. В основном это "отходы" тепловых машин. "Лидируют" здесь стационарные тепловые установки и автотранспорт. Железная дорога по сравнению со многими отраслями промышленности и другими видами транспорта - самая экологически чистая. Однако, несмотря на это, железнодорожники стремятся сделать ее еще чище. Основой всей природоохранной деятельности на стальных магистралях являются отраслевые экологические программы, которые позволяют улучшить качество окружающей природной среды. Для того, чтобы свести к минимуму загрязняющие выбросы в атмосферу и сбросы загрязненных сточных вод в водоемы, еще в середине 90-х годов были определены соответствующие меры. Они стали основой для подготовки "Экологической программы железнодорожного транспорта на 1996-2000 годы", объединившей все аналогичные внутриотраслевые программы. Организаторами этой большой и кропотливой работы являются специалисты соответствующего отдела в МПС, отделов охраны природы в управлениях железных дорог, аналогичные сектора на отделениях, линейные предприятия производственных экологических лабораторий, научно-исследовательские и учебные институты отрасли. Благодаря введению в эксплуатацию 78 природоохранных Объектов за пять лет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились почти на четверть, а сбросы загрязненных сточных вод более чем на треть. Использована и обезврежена пятая часть всех производственных отходов. Все это стало возможным благодаря проведению целой серии общесетевых мероприятий по снижению выбросов отработанных газов дизелей тепловозов (почти во всех локомотивных депо появились пункты экологического контроля за этими выбросами), улучшению диагностирования и контроля производственных процессов, внедрению ресурсосберегающих технологий и приборного учета расхода топлива и воды. Так, в локомотивных депо Рубцовск и Новосибирск внедрены специальные системы очистки выхлопных газов тепловозов. По существу, речь идет о новых путях безразборной технической диагностики дизелей. Газоочистное оборудование установлено на шпалопропиточных заводах в Бологом и Тайшете. А на Тихорецком и Пронинском начато внедрение нового маслянистого антисептика, при использовании которого сокращается количество токсичных отходов. Фильтры для улавливания сварочного аэрозоля смонтированы в вагонных депо Армавир, Тихорецкая, Каменоломни, Ярославль, Орехово-Зуево. Целый ряд котельных на Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской, Южно-Уральской и Горьковской магистралях переведен на менее токсичные виды топлива. Немало сделано для сокращения сброса загрязненных сточных вод (на шпалопропиточных заводах он полностью прекращен!), внедрения приборного учета расхода воды различных типов фильтров. Замкнутая система бессточного использования воды внедрена на Решотинском шпалопропиточном заводе, а в вагонном депо Псков действует бессточная ресурсосберегающая технология отмывки внутренних поверхностей цистерн от нефтепродуктов. На станции Бузулук внедрен способ сухой очистки колесных пар. Учитывая повышенные требования территориальных органов Министерства природных ресурсов к соблюдению природоохранительного законодательства, особое внимание уделялось строительству и реконструкции очистных сооружений и систем оборотного водоснабжения. За пять лет немало таких объектов введено в эксплуатацию на Забайкальской, Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Южно-Уральской и других магистралях. Почти в семь раз перевыполнены контрольные цифры программы по обезвреживанию и использованию производственных отходов. На Октябрьской дороге, например, внедрили технологию восстановления железо-никелевых аккумуляторных батарей пассажирских вагонов, что позволило резко снизить образование отходов. А на Восточно-Сибирской по технологии "Техпрогресс" обезвреживают высокотоксичные хлорсодержащие отходы от машин химической чистки рабочей одежды. Словом, благодаря этим и множеству других мероприятий при росте перевозок происходит заметное снижение нагрузки на окружающую среду. Причем природоохранная деятельность приносит не только экологический, но и экономический эффект. Для дальнейшего повышения экологической безопасности, снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду разработана новая "Экологическая программа железнодорожного транспорта на 2001 - 2005 годы". Только в нынешнем году предусматривается снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу почти на 2,5 тысячи тонн, а сброс загрязненных сточных вод уменьшить более чем на полтора миллиона кубометров. Реализацию этой программы и вообще природоохранную деятельность руководство МПС и железных дорог рассматривает как одну из приоритетных задач, направленных на снижение эксплуатационных расходов за счет сокращения экологических платежей за загрязнение окружающей среды. Предусмотрено также для повышения эффективности работы всех природоохранных органов оснастить их современными приборами контроля, оборудованием, оргтехникой и предусмотреть подключение к информационно-вычислительной сети МПС. Уже разработан комплекс автоматизированных рабочих мест, позволяющий контролировать ход реализации новой экологической программы, в том числе строительство природоохранных объектов. А значит, произойдет не только дальнейшее снижение выбросов загрязняющих веществ в природную среду, сокращение производственных отходов, но и улучшится экологическая обстановка в зоне железных дорог. Н.Давыдов, "Гудок", 25 июля 2001 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************