******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.766, 13 июля 2001 г. * ******************************************************************* Токсичные металлы ОТРАВЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ СВИНЦОМ С НИЖЕГОРОДЧИНЫ Свинцовый туман над Россией Этилированный бензин угрожает здоровью нации Проблема бензина со свинцовыми присадками является одной из самых острых на топливном рынке России. И дело даже не в неуплате акцизов, и не в том, что последствия использования такого топлива бывают критичны для автомобиля - случается, что машина "убивается" этилированным бензином в считанные месяцы. Содержащийся в повышающих октановое число присадках свинец смертельно опасен для здоровья людей. Нижегородская область стала первым субъектом Федерации в России, запретившим использование на своей территории этилированного бензина в середине 90-х. Однако нынешние власти не только не делают для решения проблемы практически ничего. Более того, губернатор Нижегородской области Иван Скляров даже стимулирует обращение этилированного бензина на рынке. Начиная с 1999 года часть топлива со свинцовыми присадками из госрезерва стала попадать в открытую продажу - на бензоколонки. Таким образом был компенсирован дефицит неэтилированного бензина, возникший из-за спада производства на "Норси-Ойл", ведущем нефтеперерабатывающем предприятии области. Похоже, с 1997 года областные власти успели подзабыть, что свинец, содержащийся в выхлопах автомобиля, использующего этилированный бензин, действует на кроветворную и нервную системы, желудочно-кишечный тракт и почки, вызывает рак, анемию, энцефалопатию, снижение умственных способностей. В октябре 2000 года запрет на обращение "этилированного" бензина был отменен. Проблема давно вышла за пределы области. По всей стране строят и модернизируют лаборатории для анализа нефтепродуктов, продающихся на бензоколонках. Однако одними этими мерами проблему не решить. Кто, бывая на российском юге, не сталкивался на обочинах автодорог Кубани, Ставрополья, Ростовской области, регионов Северного Кавказа с "дикими" бензиноторговцами? Группа загорелых дочерна людей вокруг цистерны с пластиковыми канистрами в руках сулят проезжающему мимо "честный девяносто пятый", на самом деле являющийся этилированным 76-м, щедро сдобренным присадкой - тетраэтилсвинцом. Сто грамм этиловой жидкости чудодейственно превращают сто литров 76-го бензина в 95-й. Люди на обочинах южнороссийских автодорог, клянущиеся "мамой", что за копейки предлагают всем и каждому "честный девяносто пятый", - это, как правило, чеченцы или азербайджанцы. Чеченский криминалитет из своих доходов зачастую пополняет этнические "общаки", финансирующие военную активность ичкерийских полевых командиров. В самой Чечне, несмотря на усилия федеральных войск, все еще действуют порядка 800 кустарных мини-заводов по производству бензина, который тут же, на месте и этилируется. Тетраэтилсвинец, которым "улучшают" качество бензина, как и 50, и 60 лет назад по-прежнему выпускают на заводе "Синтез" в Дзержинске. Вредное производство существует и по сей день, а его руководители делают карьеру - мэром Дзержинска стал бывший директор завода Сергей Трофимов. Еще в 1996-1998 годах в Нижнем Новгороде проводились исследования степени опасности свинцовых аэрозолей. 24% обследованных детей до 7 лет имели в волосах содержание свинца, намного превышающее безопасный для здоровья уровень. В городах юга России подобных исследований не проводилось вовсе. По данным Госкомстата РФ, на регионы, входящие в Северо-Кавказский федеральный округ, приходится порядка 3,5 миллиона легковых и грузовых автомобилей, не считая военной техники, принадлежащей объединенной группе федеральных войск в Чечне. Уровень загрязнения воздуха автовыхлопами в южных городах повысился с 1990 года в 4-6 раз, что уже немного превосходит среднероссийский показатель. Никто не знает, какими могут оказаться последствия массированной и длительной свинцовой интоксикации для здоровья жителей крупных и средних городов в перспективе 10-15 лет; как это скажется, например, на наследственности. С.Петров, "Известия", 13 июля 2001 года ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************