******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.739, 15 мая 2001 г. * ******************************************************************* Опасные проекты БЫТЬ ЛИ АММИАКУ НА ТАМАНИ ТМУТАРАКАНСКИЙ ПРОЕКТ ВЕКА Экономические выгоды и новое положение Краснодарского края как южного форпоста России на Черном море перевесят сомнения жителей Тмутаракань метафорическая - место далекое, глухое и бедное. Тмутаракань конкретная, Таманский полуостров, сегодня именно такая и есть - бедная и богом забытая. Чтобы все изменилось к лучшему, корпорация "Тольяттиазот" предложила построить на Тамани терминал для перевалки жидкого аммиака. И пока журналисты и экологи рассуждают о возможности экологической катастрофы на стыке Азовского и Черного морей, работы по осуществлению "тмутараканского проекта века" идут полным ходом. Почти закончено строительство железнодорожного пути к проектируемому порту "Амотаз", возведены три моста, идет отведение земель под терминал. Президент корпорации "Тольяттиазот" Владимир Махлай на страницах краевых газет неустанно твердит о жизненной необходимости строительства не только для Кубани, но и для всей России. Что же касается кампании протеста, развернутой общественными экологическими организациями, то все эти акции, по мнению Владимира Махлая, объективно выгодны украинским транспортировщикам- монополистам, которые настроены к российским производителям далеко не дружественно. Действительно, транзит аммиака через Украину приносит России огромные убытки. В советские времена завод по производству аммиака в Тольятти, трубопровод и терминал для перегрузки в порту Ильичевск (нынешний Южный) составили единый комплекс. Все это когда-то создавал Арманд Хаммер, и жидкий аммиак-сырье для производства удобрений вывозился на судах во многие страны мира. Сегодня 800 км трубы и пункт перевалки остались на Украине, которая диктует свои условия экспорта. Ежегодно Россия теряет 35 млн. долл., при этом украинская сторона постоянно срывает график загрузки, снижает квоты поставок. Невыносимые условия транзита заставили руководство "Тольяттиазота" задуматься о создании собственного пункта перевалки аммиака на Черном море. Местом строительства был выбран мыс Железный Рог на Таманском полуострове недалеко от Керченского пролива. На первый взгляд, решение строить терминал именно в этой точке черноморского побережья выглядит вполне разумным. На побережье Краснодарского края столько курортных городов и поселков, что втиснуть между ними крупный промышленный объект достаточно сложно. Таманский полуостров - единственное исключение. Курортов здесь почти нет, местное население не очень многочисленно. По всем экономическим показателям Темрюкский район (он занимает Таманский полуостров со станицей Тамань) - далеко не лучший в крае. Виноградарские хозяйства - в упадке, промышленность стоит, а азовские порты пока большой прибыли не приносят. В этих условиях руководство корпорации "Тольяттиазот" вышло на главу администрации района Александра Ермоленко с предложением, очень выгодным для района. Естественно, что местные власти заинтересовались: порт с грузооборотом 2 млн. тонн - гигантское предприятие по таманским меркам, немалое подспорье для бюджета. Более 500 рабочих мест, железнодорожная ветка, которой смогут пользоваться все сельскохозяйственные предприятия района. А еще удобрения, горючее, транспорт... И компьютеры для школы, и телестанция для любителей "Санта-Барбары" (в районе издавна были проблемы с приемом телепередач из Москвы)... В общем, сплошная выгода и для района, и для края. Но, несмотря на заманчивые перспективы "Тольяттиазота", тогдашний губернатор Николай Кондратенко не спешил с поддержкой "проекта века". Он прекрасно понимал, насколько непопулярна идея строительства у самих таманцев. Казаки Кубанского казачьего войска, экологи-общественники и глава администрации станицы Тамань Геннадий Майков, неисправимый идеалист и неудобный человек, объединились против могущественной корпорации. По мнению противников строительства, древняя тмутараканская земля - слишком ценное явление для России и для всего мира, чтобы позволить перерыть ее бульдозерами и отравить аммиачными испарениями. Даже при абсолютно безаварийной работе комплекса экологический баланс нарушится, и многие уникальные археологические памятники просто перестанут существовать. Биологи высказывают серьезную озабоченность сохранением рыбных запасов. А неизбежное загрязнение акватории и пляжей при заходе в порт судов с аммиаком? А отвратительный запах, который отпугнет курортников в поселке Волна? Но все эти опасения - просто мелочи жизни по сравнению с последствиями возможной аварии на терминале или иной нештатной ситуации при транспортировке аммиака. Что будет, если железнодорожная цистерна разгерметизируется? Если при аварии судна аммиак попадет в море? А, не дай бог, землетрясение (а эта зона сейсмически опасна): возможен и теракт, и просто сильное волнение на море; при разрушении емкостей терминала последствия будут катастрофическими не только для Тамани и России, но и для всех стран бассейна Черного моря. "Тамань задохнется в аммиаке" - так назвала свою публикацию одна из местных газет, рассказывая об акциях протеста против строительства терминала. На все аргументы своих противников "Тольяттиазот" дает один ответ: наш проект экологически безопасен, он прошел экспертизу, возможность аварии минимальна. Чтобы убедить строптивых экологов и казаков, корпорация "Тольяттиазот" возила их в порт Южный на Украину. Комиссия ООН признала его одним из самых экологически чистых промышленных объектов Европы. "И у нас на Тамани будет так же", - уверяют жителей Тамани тольяттинцы. Те, естественно, не верят, готовясь по привычке к самому худшему. Сейчас взоры противоборствующих сторон обращены к новому губернатору Кубани Александру Ткачеву. Он, выступающий за привлечение инвестиций в экономику края, скорее всего, поддержит тольяттинцев. Разумеется, с очень многими оговорками и предварительными условиями: новый глава администрации потребует серьезнейших гарантий соблюдения экологической безопасности. Но на первом месте все же будут стоять экономические выгоды Краснодарского края и новые возможности геополитического положения края как южного форпоста России на Черном море. А.Сибирцева, "Независимая газета", 15 мая 2001 года Источник: Независимая Экологическая Служба по Северному Кавказу, ies@mail.ru ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************