******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.738, 11 мая 2001 г. * ******************************************************************* Чистый город ЭКОЛОГИЯ МОСКВЫ В ОТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК... Какие песни будут петь москвичи в противогазе? В Берлине или в Париже каждый житель может набрать номер платной экологической службы и узнать "всю правду" о любой точке города. Мы до такой гласности еще не дожили и неизвестно вообще доживем ли. Москвич до сих пор толком не знает, что творится у него под носом. Каким воздухом он дышит, какую воду пьет, по какой траве ходит. Ни одна городская организация ему об этом не скажет. На худой конец выдаст ни о чем не говорящие статистические сводки. Как только речь заходит об экологии, Москва становится похожа на больного, который оттягивает визит к врачу, боясь услышать диагноз. Все знают, что проблем море, но предпочитают о них часто не вспоминать. Какова же экологическая ситуация в Москве на самом деле? И что об этом думают простые москвичи? На эти вопросы попытался ответить корреспондент "МК". В ТРЕЗВОМ УГАРЕ Когда жителей столицы спрашивают, чего больше всего не хватает городу, половина отвечает, не задумываясь: чистого воздуха. От столицы разит "угарным" ароматом выхлопных газов. В этом 45% москвичей винят автомобили. Действительно, число горожан, пересевших на "колеса", с 1994 по 1998 год увеличилось на 137%. Москва к автомобильному буму оказалась не готова. Все городские трассы во главе с Садовым кольцом превратились в сплошную пробку. Чем страшна пробка? Машины, работая на холостом ходу, выделяют в 3-4 раза больше вредных веществ, чем при движении. Так что уже в 1996 году рядовой москвич, не выезжая за рубеж, получил весьма точное представление о лондонском смоге. Схватились за головы и столичные медики. А кто в конце 80-х в Москве слышал о таком заболевании, как сатурнизм?.. Теперь же, по данным экологов, этот диагноз в Москве не редкость. Справка. Сатурнизм (или "свинцовая болезнь") выражается в повышенной утомляемости, нервных параличах, малокровии, болях в сердце. Часто вызывает преждевременные роды и выкидыши. Основная причина заболевания - отравление организма свинцом. Наиболее опасно вдыхание свинца с выхлопными газами автомобилей. И особенно свинец вреден детям. Если из организма взрослого свинец выводится на 90%, то из детского - всего на 60. Городские власти утверждают, что удар по "автомобильному буму" уже нанесен. Их главный козырь - строительство Третьего транспортного кольца. По планам, его сдадут в эксплуатацию к 2010 году, и на нем не будет ни одного светофора. Но удастся ли только за счет этих мер решить проблему? Специалисты уже сейчас говорят, что Третье кольцо полностью от пробок Москву не избавит. А переход на качественное топливо снизит выхлопы лишь на 10%. Нейтрализаторы же в наших условиях и подавно нельзя считать панацеей. Когда в 70-х годах от смога стали задыхаться японские города, власти в первую очередь стали избавляться от старых машин. Именно "поношенные" автомобили больше всего отравляют воздух. Результат налицо: японские полицейские давно сняли противогазы. Вашему автомобилю больше пяти лет? Пора в утиль. Причем денежки за утилизацию платит автовладелец. У нас такое трудно себе даже представить. Какие только развалины не колесят по Москве. Справка. Около 88% столичных автомобилей имеют срок эксплуатации больше 5 лет. Новых машин в городе - не больше 250 тысяч. Годовой выброс среднестатистического "штатовского" автомобиля 338 кг, а московского - 1117 кг в год. Как остановить старение автопарка в Москве? Не изымать же машины насильно, тем более что 94% их находится в частной или личной собственности. Исходя из требований экологии, сменить пряник на кнут просто необходимо. Вот только как это объяснить москвичам?.. МОСКВИЧИ - КОРАБЛИ ПУСТЫНИ? Кроме воздуха, горожанам нужна зелень. На нехватку парков, скверов и вообще деревьев сетуют 38% москвичей. От скудного озеленения в первую очередь страдают обитатели районов-новостроек: Митина, Жулебина, Бутова. Вид из окна там зимой и летом один: черная земля и ряды машин у подъезда. Многие родители признаются, что их вполне взрослые дети не могут отличить березу от дуба. Потому, что никогда не видели. Но беда в том, что в новостройках деревья почти не приживаются: строители начисто сняли верхний плодородный слой почвы. Немногим лучше положение в центре. По сравнению с другими округами Центральный - пустыня Гоби. К примеру, в самом зеленом округе столицы - Восточном - сосредоточено 27% зелени, в ЦАО - в 9 раз меньше. Хромает по части озеленения и Южный округ. "Лысеть" столица начала в 90-х, когда повсюду зашумели башенные краны и загрохотали отбойные молотки строителей. Только в 1996 году ради строек уничтожили 40 тысяч деревьев. Вот на Остоженке под оперную школу вырубают Шаляпинский сквер. А вот под магазины спиливают за одну ночь реликтовые деревья: самый толстый в Москве тополь - современник Пушкина - и самую старую яблоню на Большой Дмитровке. Мы привыкли считать, что Москва - "самая зеленая столица в мире", и поэтому не церемонились. Иные чиновники любили даже прихвастнуть: смотрите, мол, у нас на каждого жителя приходится 19 кв. м зелени, а на жителя Лондона или Парижа - около семи. Правда, о том, что из-за холодного климата наши деревья "работают" всего полгода, умалчивали. Итог: за последние годы количество зеленых насаждений на жителя снизилось с 19 до 16 кв. м. И это, судя по темпам строительства, не предел. Но несмотря на это, градоначальники заверяют, что в ближайшие годы Москва снова станет "городом-садом". По Генплану, число озелененных территорий на каждого москвича увеличится до 24 кв. м. Однако приживутся ли новые деревья в загазованной Москве (на Западе ученые давно занимаются выведением специальных пород, устойчивых к городской среде)? В принципе средств на восстановление зеленых насаждений собираются выделить достаточно: почти полмиллиарда рублей. Не пустить бы их в очередной раз коту под хвост... ВОДУ ОТРАВИЛИ ПО ВИНЕ ЦРУ Питьевая вода тревожит умы и сердца 50% москвичей. И это несмотря на то, что чиновники заверяют: из московских кранов течет очень чистая вода. Нас убеждают, что на наших водопроводных станциях самые передовые технологии очистки воды. Верим. Но в наши дома вода поступает через водопроводную сеть. - Московская водопроводная сеть в жутком состоянии, - говорит Алексей Яблоков, председатель совета Центра экологической политики России. - Трубы в основном железные, быстро ржавеют, в них могут образовываться дырки, через которые в воду будет попадать гадость. Такие случаи уже были в ряде российских городов. Коммуникации с питьевой водой проходили рядом с канализационными сооружениями. Образовывались отверстия, и в чистую воду попадали фекалии или колибактерии. О том, чтобы такое происходило в столице, я лично не слышал. Но могу голову дать на отсечение, что и в Москве подобное бывает. Чем отличаются сети Москвы от сетей Орла? Ничем. Справка. Из-за плохих коммуникаций в Москве теряется 20-25% воды. При этом, согласно нормам, потери не должны превышать 4%. В результате в столице подтоплено 40% территорий. Чем опасны подтопления? Они ведут к просадкам грунтов, а в конечном итоге к разрушению фундаментов зданий. Высокий уровень грунтовых вод зафиксирован под территорией Кремля, консерваторией, домом Пашкова, храмом Василия Блаженного... В центре вообще почти не осталось мест, где "сухо и комфортно". Поизносились коммуникации и в спальных районах. В борьбу за звание самого "подмоченного" округа вступили Северо-Восток, Юго-Запад и Запад. Так, в районе пересечения Дмитровского шоссе и Окружной железной дороги уровень грунтовых вод на 3-10 метров выше, чем в 1933 году. Под Савеловским вокзалом поверхность грунтовых вод поднялась на 2-4 метра, а в районе станции метро "Аэропорт" - до 4-6 метров. Если у наших властей так и не дойдут руки до починки коммуникаций, к 2010 году самой популярной обувью в Москве могут стать резиновые калоши. К тому времени может подтопить уже 50% городских территорий. Другой вопрос, который чаще всего волнует москвичей: почему Москва черпает воду не из подземных источников, как большинство столиц мира, а из поверхностных (попросту говоря, из рек)? - Все наши подземные воды отравлены, - рассказал "МК" Алексей Яблоков. - Дело в том, что во время "холодной войны", когда активно развивался отечественный военно-промышленный комплекс, многие столичные предприятия отработанную воду закачивали под землю. Для этого специально бурили скважины. Делалось это не из-за заботы об экологии, а чтобы иностранные шпионы, не дай Бог, по сбросам не смогли определить, что делает ВПК. Сейчас городские власти устремили взоры на юг: нельзя использовать подземные горизонты Москвы - так, может, из подземного бассейна Оки хоть что-то перепадет. Но у этой идеи немало скептиков: они считают, что Ока может высохнуть. КАПИТАЛИЗМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СВИНЦОМ В отличие от рядовых горожан экологи считают, что серьезнейшая проблема в Москве - свалки. Как новые, так и те, что были на территории города много лет назад. По разным оценкам, на бывших свалках построено около половины московских районов. Это Ново-Косино, Митино, Братеево, Марьино, Отрадное, Свиблово, Бирюлево. - Сейчас у нас есть доказательства, что на территории Москвы существуют захоронения химического и биологического оружия, - говорит Алексей Яблоков. - Следы производства химического оружия обнаружили в Кузьминках и на Петровских прудах. Когда-то в этих местах были закрытые институты. Со временем о них позабыли, но отходы-то никуда не делись. Есть и радиоактивные источники - каждый год находят 50-60 таких мест... Одни районы богаты "месторождениями" ртути, в других преобладает, например, свинец. Ртутными добавками грешат почвы центра и юго-востока. Самое большое "пятно" ртути (длиной в 7 км и шириной 2 км) простирается от Рижского до Киевского вокзала. Экологи считают, что ртутные аномалии в центре образовались постепенно. А вот крупное ртутное загрязнение в районе Люблинских полей фильтрации - общий плод промышленных стоков и свалок бытовых отходов. Свинцом больше всего загрязнены центральные части города. Самое крупное пятно в городе (площадью свыше 30 кв. км) тянется от Нового Арбата до ВВЦ. Но самым токсичным среди тяжелых металлов считается кадмий. Он легко поступает из почвы в растения. Из организма человека выводится с трудом. Накапливаясь, кадмий поражает почки, нервную систему. Отрицательно воздействует на органы дыхания, половые органы. Кадмием поражены территории возле предприятий. Несколько таких точек - в южной части Косина-Жулебина. К счастью, сейчас опасные металлы стараются утилизировать в специально оборудованных местах. К тому же власти обещают вскоре "выслать" за черту города 16 промзон. Возникает вопрос: на какие деньги Москва их "депортирует"? - Мы создадим им такие условия, что они сами захотят уйти, - рассуждают столичные чиновники. Верится с трудом. Что-то пока добровольных "эмигрантов" в рядах московских предприятий не наблюдается. Какой же будет Москва в конце начавшегося столетия? Хочется думать о лучшем. Например, о том, что из наших кранов будет течь самая чистая вода, причем не только без ржавого окраса, но и с полезными для организма веществами. По Третьему транспортному кольцу будут бегать машины, соответствующие требованиям "ЕВРО-3", а исторический центр станет пешеходной зоной. Почему бы и нет?.. В начале ХХ века тоже никто не верил, что через сто лет полгорода пересядет на автомобили. Жаль только жить в эту пору прекрасную... Впрочем, прекрасную ли - еще очень большой вопрос. К.Мелкумян, "Московский комсомолец", 18 февраля 2000 г. * * * Год прошел, а все на месте. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************