******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.732, 30 апреля 2001 г. * ******************************************************************* Нефть и люди ВОКРУГ НЕФТИ КАЗАХСТАНА В историческом прошлом территория нынешнего Казахстана была, по свидетельству некоторых археологов и историков, одним из крупнейших "проходных дворов мира". Какие только этносы не обживали его в ходе "великих переселений народов", кто только не оставил здесь свои следы, кто-то уже тогда возвращался, кто-то уходил на века, прямо, как сегодня. Напрашивается гипотеза, что те люди из 99-ти стран мира, пришедшие в Казахстан и хозяйничающие нефтью, газом, рудами, заводами, взявшие в свои руки почти весь его промышленный потенциал, взяли то, что когда-то принадлежало жившим здесь их пращурам. Просто, по заветам предков, пришло время открыть нефтегазовые и иные кладовые, раскинувшиеся от Каспия до Зайсана, и в память о предках, обеспечить процветание людей почти 120 национальностей, населяющих теперь эти края. Но, пока эти потомки не акклиматизировались на исторической родине, происходят мелкие экономические, экологические и социальные казусы, которые с исчерпанием кладовых исправятся сами собой, так что мы можем не волноваться, Кувейт нам обеспечен. Но, на всякий случай, не помешает присмотреться к деятельности тех, кто делает свой бизнес на нефтегазовых кладовых Каспия, Тургая и т.д. Помнится, 17 июля 1970 г. Г.Сибирцев в "Литературной газете" заявил, что, несмотря на зарегулирование притоков моря и загрязнение нефтью его южного плеса, еще есть возможность вернуться к временам расцвета моря, сделать его рыбной житницей СССР. В последние 10 лет оптимизм угас, многие из неравнодушных к судьбам природы и населения уверены в безвозвратной потере моря, а еще сохранившиеся рыбные ресурсы Урало-Каспийского бассейна уже на 80 % - добыча браконьеров ("Караван" N 14, 2001 г.). Я и дальше буду, в основном, использовать материалы газеты "Караван", которая регулярно и остро обращается к социальным и экологическим проблемам нефтегазового бизнеса, руководимого потомками своих предков. А начну с номера от 30.12.1998 г., в котором помещено интервью представителя компании "Шеврон" о делах на Тенгизском месторождении, прочитав которое, я вынужден был написать статью "Каспийский меморандум", помещенную в газете "Столичное обозрение" 1999 г., номера 7 и 8. Это программная вещь, посвященная проблемам экологии, рационального природопользования на море и на суше. Другие авторы пока не продвинулись дальше меня, а, как и прежде, основное внимание уделили экзотике и местному колориту разных объектов нефтегазодобычи. В поле зрения "Каравана" попали Каспий (концерн ОКИОК), Тенгиз ("Шеврон"), Карачаганак (концерн КИО), месторождения в Актюбинской области (китайская компания КННК) и в Кзыл-ординской (канадская компания "Харрикейн"). В мае 2000 г. газета вплотную занялась "Харрикейном" и нашла: сжигание (вместо утилизации) попутного газа и загрязнение окружающей среды (ОС), бездействующих или нежелающих действовать областного акима (главу исполнительной власти) и вышестоящие власти. В июле 2000 г. она вернулась к "Харрикейну", акиму и прочим с статье "Собаки лают - "Харрикейн" плюет" и к этому нечего добавить. Затем, в номерах 3,9,12,14 за 2001 г., все повторилось, но, газета коснулась темы платежей за загрязнение ОС и штрафных коэффициентов (за сверхлимитные выбросы), к которой я еще вернусь. "Караван", как и другие газеты, не вскрывала корни нехорошего и безнаказанного поведения "Харрикейна" и других инвесторов, молчания акима. Кое-что по этим вопросам сказать можно, для чего я обращусь к наиболее интересным для меня публикациям "Каравана" в номерах 3 и 12, 2001 г. В заметке "Западный Кашаган: пять задач Президента" (N 3) перечисляются публично поставленные главой государства условия будущему единому оператору из нефтяного консорциума ОКИОК, который станет ответственным за разработку казахстанской каспийской нефти. Это: срок начала добычи нефти - 2005 год; бесперебойная транспортировка и продажа попутного газа; использование наших трудовых ресурсов и оборудования; сотрудничество с "Казахойлом" и "сохранение и улучшение экологии Каспийского региона". Вроде бы все понятно, непонятно только, зачем Президенту понадобилось публично, можно сказать - на весь мир, озвучивать эти задачи. Ведь если, как неоднократно утверждали крупные казахстанские чиновники и ученые, наш экономический потенциал действительно находится в основном в руках таких транснациональных гигантов, то озадачивать их, по меньшей мере, излишне. К тому же, президентская стратегия "Казахстан-2030" не просто приоритетно ориентирована на иностранных инвесторов, но и сулит серьезную защиту их интересов. При этом, долгосрочного приоритета в области экологии в стратегии нет. В октябре 2000 и в январе 2001 года Президент подтвердил свое стремление реализовать названную стратегию. Почему бы без лишнего шума не записать эти элементарные условия задач в контракт и не смущать недопонимающего обывателя, который может принять их за рудимент обычной для востока манеры (наших соседей) говорить одно, думать другое, а делать третье. Единым оператором ОКИОК стала компания "Аджип". Репортаж Кенжегалиевой Г. "Нефтяная свалка" (N 3) повествует о прискорбной социально-экологической обстановке в поселке Тунгуш на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении, разрабатываемом нефтяным альянсом иностранных компаний - КИО. В поселке 150 дворов, 1200 жителей, которые, как сказано в репортаже, 15 лет ждут, когда их переселят, печалясь обстановкой, возникшей в связи с подземными ядерными взрывами, вредным воздействием карачаганакского производства на окружающую среду и здоровье людей, сложностями трудоустройства и тому подобными обстоятельствами. Как следует из статьи (и по данным 2000 г.) поселок и в советское время и теперь стоит на территории промышленного предприятия, то есть на территории, которая в соответствии с указами Президента, имеющими силу закона, "О нефти" (1995 г.) и "О недрах и недропользовании" (1996 г.) именуется "контрактной территорией", предназначенной для производственных нужд КИО. Строительными и санитарными нормами и правилами, принципиальные положения которых неизменны уже более 40 лет, не допускается существование на промтерриториях объектов, не имеющих отношения к производственной деятельности предприятий; перечни таких объектов включают в том числе и в первую очередь, - селитебные территории. Поэтому населенные пункты полагается ликвидировать, перепрофилировать, переносить на новое место и т.д., а население - переселять, с учетом комплекса компенсационных мероприятий. Для принятия решения о переселении населения с промтерриторий никаких медицинских и экологических исследований и обоснований не требуется. То же самое относится и к территориям так называемых санитарно-защитных зон (СЗЗ), устраиваемых за границами предприятий (их земельных отводов), когда вредные (превышающие нормативы) воздействия предприятий распространяются на прилегающие территории. Из рассмотренных нами в 2000 г. материалов по Карачаганаку следует, что оснований для организации СЗЗ не имеется и может не возникнуть вообще, если КИО, как сказано в репортаже, действительно выполнит намерение внедрить малоотходные (а не "безотходные", которых не существует) технологии. Надо иметь в виду, что упомянутый в репортаже "свой подход" экологов по проекту СЗЗ, куда "входит и Тунгуш", тоже не имеет отношения к принятию решения о переселении людей с промтерритории. Более того, нормативные акты не предусматривают устройства СЗЗ внутри территорий и площадок промышленных объектов. Повторяем, что СЗЗ - это один из видов внешних разрывов. Таким образом, с территории Карачаганакского промпредприятия сегодня должны выноситься поселки Тунгуш, Березовка, Бештау и Жанаталап. Состав, порядок и очередность проведения мероприятий в данном случае должны устанавливаться генеральным планом предприятия. Возможно, генплан и существует, но в изучавшихся нами материалах нет соответствующих указаний. По совокупности природно-хозяйственных условий отселение населения с промплощадки должно начинаться со злополучного п.Тунгуш, это несомненно. Как следует из нашего многолетнего опыта проектирования и авторского надзора за массовым переселением населения, сносом и переносом населенных пунктов, дело это весьма деликатное, достаточно сложное и дорогостоящее, содержащее целый комплекс специфических работ, которыми и в Советское-то время профессионально занимались не более пяти-шести человек на весь Казахстан. Отселение населения с режимных территорий не зависит от желания жителей, а вот сам процесс переселения (выбор места поселения, виды и формы компенсации и др.) существенно от него зависит (в рамках законов, разумеется) и регулируется индивидуальными договорами с затрагиваемыми физическими и юридическими лицами. Не вдаваясь в детали скажу, что население следует переселять так, чтобы оно было удовлетворено условиями переселения на новое место, в том числе и в случае (как отмечено в репортаже) желания переселиться общиной. В пятнадцатилетней истории ожидания переселения тунгушей последние восемь-десять лет лежат на совести власти: если переселение не было учтено контрактом - оно обязанность власти, если переселение учтено, но саботируется предприятием, то опять-таки - это забота власти. К сожалению, все это в прошлом: тунгушам следует знать, что Конституция страны не дает гражданам права на труд, не дает государственных гарантий соблюдения их прав на жизнь, здоровье, жилище и т.п., поэтому теперь каждый сам по себе, сам за себя. Более того, упомянутая стратегия "2030" прямо предусматривает изживание "коммунистическо-коллективистских" (т.е. общинных) начал и установление в обществе начал "частноиндивидуалистических" в так называемом "космополитичном рынке". Так что, если жители поселка затрудняются самостоятельно решить отмеченные в репортаже проблемы трудоустройства, транспорта, загрязнения воздуха ядовитыми газами (меркаптаном, сероводородом), здоровья, испорченной земли, падежа птицы и скота и др., то у них остаются возможности: искать, кому это выгодно, обратиться к Богу или увеличить подмеченное корреспондентом "обилие свежих могил". Если люди не в курсе основополагающих документов и не слушают то, что им много лет говорится с вершины власти, то это их собственный выбор. Я думаю, что журналистам тоже было бы полезно жалеть, соболезновать и сострадать в русле государственной политики, осиянной волей народа. Сегодня бремя выживания возложено на нас самих. В номере 9 газета возвращается к вопросам о СЗЗ, о границах влияния предприятия, о переселении п.Тунгуш и др., ссылаясь на "местных экологов", полагающих, что подготовка проекта СЗЗ не началась. В номере 14 высоко оценивается деятельность компании ССС/Сайпен, исправно рассчитывающейся с бюджетом, занимающей на Карачаганаке тысячи казахстанцев и готовой, судя по телесообщениям, стать образцом для других компаний (из 99 стран), ведущих разработки своих кладовых. Может быть действительно, эти благородные люди, выделяющие уже не десять а пятнадцать миллионов долларов в год на социальные нужды и собирающиеся внедрить "безотходные" технологии на Карачаганаке и есть те самые гуманисты, которые вдруг возьмут, да и решат проблему переселения населения со своей территории в счет выделяемых ими миллионов. "Караван" обещал и выполняет свое обещание следить за экологической и социальной ситуацией на объектах нефтегазодобычи. В августе 2000 г. газета сообщила о происшествиях на Тенгизском предприятии, руководимом СП "Тенгизшевройл" (ТШО), о странных смертях работников, связанных с переработкой нефти, о поселке Сарыкамыс, в котором не обнаружено ни одного здорового человека (вспомним Карачаганакский п.Тунгуш). В номере 12, 2001 г. газета дополнила информацию: в Сарыкамысе 3200 жителей "нужно срочно переселять из гиблого места". Причина их нездоровья "вроде бы" в том, что ТШО постоянно превышает лимиты выброса вредных веществ в атмосферу: "сернистый ангидрид, окиси углерода и азота, сероводород," а в 1999 г. ТШО превысил годовой лимит почти в три раза. Выбросы непосредственно "на трубе" или в "точке" горения газа не характеризуют качество среды (всех ее компонентов) в конкретных Тунгушах или Сарыкамысе. Если медики правильно связали загрязнение от Тенгиза с болезнями людей в Сарыкамысе, значит кто-то непрофессионально установил размеры санитарно-защитной зоны Тенгиза. Кстати, если предприятию разрешают увеличить выбросы, оно увеличивает размер СЗЗ, а про возникающие при этом ущербы и убытки обычно "забывают". Через лимиты власть облагает население косвенными налогами (на продукцию и услуги предприятия) и штрафует предприятие (за превышение лимитов), но в конечном счете - население, и тут не надо лукавить. Плата за загрязнение - сделка власти с предприятием, продукт при полном непротивлении сторон. Что касается экологии, то в 1997 году наши экономисты показали, что даже в самом оптимальном варианте развития страны невозможно обеспечить экономический рост при одновременном удовлетворении требований экологии, т.к. на это пошел бы весь прирост валового продукта ("Экономика и жизнь", N 1, 1999 г.). Поэтому экология - вещь второстепенная, поэтому в стратегии нет долгосрочного приоритета по экологии, или охране окружающей среды, или рациональному природопользованию. Поэтому правительства соглашаются на более "мягкие" стандарты и нормативы, поэтому наши "зеленые" беспокоятся по поводу разрешений на дополнительные выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Потому и дальше будет процветать лакейская охрана окружающей среды и кухонная экология, а средства массовой информации еще долго смогут странствовать по следам несчастных тунгушей, милыбулаков и сарыкамысов, злосчастных выбросов и санитарно-защитных зон, неизбежных каспийских катастроф, молчаливых акимов и покладистых министров. В нравственном отношении делать это особенно актуально в свете задач, поставленных Президентом перед акимами на год празднования десятилетия независимости страны, о содержании которых можно судить по пересказу его речи, помещенному в "Казахстанской правде" N 27-28, 2001 г. По этому пересказу, без претензий на полное его понимание, я коснусь лишь моментов, затронутых выше. Как сказано, была подтверждена дееспособность стратегии и принцип опоры и надежды каждого на самого себя; Президент пояснил, что в рынке безработица связана с конкуренцией, высказал предположение, что торговля нефтепродуктами, газом и газоконденсатом дело настолько доходное, что иные акимы лоббируют некоторые фирмы, затронул и такой факт, как установление акимами всякого рода постов, снятие мзды с проезжающих и многие другие важные вопросы, и поставил задачи на год празднования 10-летнего юбилея независимости страны. Конечно, хотелось бы знать, какая-такая страшная конкуренция сделала безработными половину экономически активного населения страны (3,5 млн. человек, В.Макалкин, 2001 г.); и в Тунгушах, где почти все жители безработные, тоже едва ли что-нибудь слышали про такую конкуренцию. Никто не сомневается, что в соответствии с указаниями Президента будет: резко активизирована борьба с безработицей и бедностью, мобилизованы люди, не допущен монополизм, резко улучшена санитария и гигиена, усилен контроль, станут скромными чиновники и т.д. по перечню задач, а все граждане почувствуют этот год на себе и станут участниками всех намеченных мер (пишет газета). Надо думать, что и тунгуши, ждущие переселения, почувствуют улучшение санитарии и гигиены людей. И не только они, но и другие, у которых вместо меркаптана и сероводорода разные там оксиды, диоксиды, бензо(а)пирены, гептилы и иные, не менее вредные вредности. Похоже, что у этих людей появляется возможность поработать и пожить в новой столице: "Кстати, предложил Президент поразмышлять акимам и над возможностью сооружения за счет средств всех областей в Астане так называемого Дома Казахстана - современного здания, в котором бы разместились бы залы от каждой области, небольшие гостиницы, а также магазины, где продавались бы произведенные в регионах товары. Думается, идея действительно неплохая", - завершает пересказ газета. В заключение отмечу совершенно очевидную большую историческую ценность работы казахстанской прессы по сбору и фиксации данных о физических и нравственных потерях общества в вотчинах нефтяных баронов; я полагаю, что ей было бы невредно расширить свои горизонты (например, заняться и зайсанской нефтью), и вообще более плотно работать с основополагающими документами, указаниями и установками начальства, нашедшего-таки настоящих хозяев древних кладовых природы. В.А.Яковлев, Казахстан, envirc@nursat.kz ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************