******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.714, 29 марта 2001 г. * ******************************************************************* Чистая вода БУДЕТ ЛИ ЖИВА РЕКА ОКА В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ (еще один "проект века") Уважаемые наши соседи: туляки, рязанцы, калужане, москвичи, орловцы - все те, кто живет на ее берегах! Река Ока, как и встарь, связывает всех нас, ее экологические проблемы касаются всех нас, без исключения. Экологическая комиссия Пущинского Научного Центра Российской Академии Наук, расположенного на берегу Оки, хочет проинформировать всех Вас, живущих в бассейне Оки о сложившейся в бассейне тяжелой экологической ситуации, остановиться на причинах такого положения и проинформировать Вас о близящейся реализации на Юге Подмосковья крупного, экологически опасного проекта, который затрагивает интересы многих областей на Верхней Оке. По заказу Правительств Москвы и ёМосковской области для снабжения г.Москвы и некоторых городов Московской области защищенной питьевой водой на случай техногенных аварий или террористических актов из Приокского водного месторождения проектируется построить огромную водопроводную систему. Сейчас уже полным ходом идет рабочее проектирование этой Южной водопроводной системы (ЮВС), аналогов которой нет в нашей стране. Суть проекта в следующем. На территории Московской области, в Серпуховском и Ступинском районах, вдоль берега Оки будут пробурены более сотни довольно глубоких скважин и через природный песчаный донный фильтр ежедневно будет откачиваться 1 миллион 200 тысяч кубометров воды. Эта вода будет перебрасываться через леса и поля по трубам диаметром в 2 метра за 130 километров в Москву. Эта, якобы "артезианская" вода, будет содержить около 95% окской воды, которой является грязной и гипертоксичной. Время прохождения воды через песчаный фильтр по разным скважинам от будет 5 до 20 суток. Примерно шестую часть этой воды планируется поставлять в города Чехов, Подольск, Домодедово, а остальная вода предназначается для нужд Москвы. Эту воду нужно будет основательно очистить, так как песчаный фильтр не спасает от растворенных отравляющих веществ, да по пути еще добавится железо. Из Москвы эта, уже сточная вода, будет сбрасываться через Москву реку назад в Оку в районе Коломны, значительно увеличивая загрязнение Оки. "На радость" ничего не подозревающим рязанцам, грязная окская вода у них станет еще грязнее. Реализация этого проекта уже практически предрешена, имеется положительное решение федеральной государственной экологической экспертизы о допустимости строительства 1 очереди на полмиллиона кубометров воды в сутки и решение экспертизы Госстроя РФ о допустимом полномасштабном строительстве водозабора. Экспертиза Госстроя определила официальную стоимость строительства - 613 миллонов рублей в базисных ценах 1991 года. Это по разным коэффициентам составляет от 2 до 5 миллиардов рублей в современных ценах. Столь грандиозное сооружение не может не оказывать сильного негативного воздействия на окружающую среду. Кроме значительных экологических последствий, реализация этого проекта повлечет серьезные экономические и социальные последствия для населения южных районов Московской области и соседних территорий. Разработка проекта осуществляется с многочисленными нарушениями природоохранного законодательства со стороны Заказчика и проектантов. За нашей с Вами спиной, уважаемые соседи, проталкивается очередной "проект века", результатом реализации которого, в конечном итоге, может стать гибель экосистемы Оки. Не сегодня или не завтра, конечно, а потом, когда за убытки от водозабора уже спросить будет не с кого. Наша система тем и "хороша", что ни один из чиновников не понес никакого наказания за свои деяния. Героически преодолевать трудности по ликвидации последствий нашей глупости, жадности и трусости придется нашим потомкам. Река Ока у нас у всех одна, хозяйствовать мы на ней можем только как равные пользователи. Если мы разумные хозяева и уважающие друг друга соседи, мы должны посчитать, сколько может взять воды каждый, не нарушая состояние экосистемы, предусмотрев капризы природы. После этого, заключив бассейновое соглашение об использовании водных ресурсов и водных биоресурсов и системе их восстановления, можно планировать свою деятельность. Об этом гласят статьи Водного кодекса. Но выясняется, что среди нас равных есть более равные. Столица в этом плане никогда не отличалась особой щепетильностью и не особо церемонилась со своими соседями. Москве нужна вот вода, значит она должна быть. Москва- город богатый, от того и разыгрались амбиции у ее мэра Ю.М.Лужкова и его команды, посему приоритеты снабжения столицы питьевой водой считаются выше прав остальных регионов и даже должны частично финансироваться за счет федерального бюджета. И вот, в отсутствие водного баланса и бассейнового соглашения, работа над проектом водозабора пошла полным ходом. Не остановило разработчиков и наличие отрицательное заключение государственной экологической экспертной комиссией Московского областного комитета охраны окружающей среды. Гидрогеологи квалифицировано нашли места, где требуемые количества воды имеются вообще, решение государственного комитета по запасам полезных ископаемые об их использовании пробили и вперед, за работу. Отыскали и "своих" ученых из ВНИИПрироды, которые по "сходной цене", не проведя достаточных исследований, поставили свои подписи под проектом, правда стыдливо сознавшись, что в случае, "если отбор воды будет существенным, как предполагается в кризисных ситуациях - до 31%, то воздействие на водную экосистему может привести ее к началу периода активной деградации". Границы понятия "деградация" довольно аморфны, уже сейчас процессы деградации идут полным ходом. Ну и что, что нагрузка на экосистему Оки будет запредельная, но если Москве хочется - значит можно допустить и деградацию экосистемы Оки. Ведь никто не верит, что в случае экстремально засушливых лет, когда нельзя будет отбирать воду из Оки, чиновники Москвы дадут команду остановить водозабор. Народ не верит обещаниям чиновникам, жадные банды которых грабят и разрушают страну. А в чем, собственно, вопрос с водой, что, столице не хватает воды? Да нет, воды - то достаточно, подается около 6 миллионов кубомеров в сутки, если нормально ее расходовать, то и не нужно ее столько. Вся проблема в ее качестве, не хватает водяным начальникам вволю питьевой воды нормативного качества. Кроме того, нет системы защиты воды на случай техногенных аварий или терактов, которые, увы, стали объективной реальностью. Вот эта грань проблемы действительно очень важна, и она не является только московской проблемой, она злободневна для многих городов России. Многие города России снабжаются питьевой водой из поверхностных источников, а при существующих системах водоподготовки, это очень опасно, это балансирование на грани катастрофы. Почти повсеместно существующие системы водоподготовки морально и физически устарели, качество вод в поверхностных и подземных источниках ухудшилось. Коммуникации во многих городах изношены, имеются значительные утечки воды, нет системы контроля за расходом воды. В самой Москве по разным данным около 20-30 % воды питьевого качества утекает из сетей и "расходуется" на подтопление города. Ясно, что общий системный развал экономики отражается во всех ее звеньях, а в части коммунального хозяйства он особенно нагляден, он касается нас ежедневно. Общее положение дел в стране с питьевым водоснабжением настолько ухудшилось, что понадобилось принимать даже специальный закон о снабжении населения питьевой водой. Да, есть, конечно, объективные причины, приведшие нас к этой ситуации, а в огромном столичном мегаполисе эти проблемы имеют другой масштаб, высвечены особенно ярко. Но существует и другая сторона медали в проблеме с нехваткой питьевой воды. Она состоит в нашем варварским отношение к воде питьевого качества, на производство которой затрачиваются значительные вредства. Чистой артезианской водой мы поливаем улицы, моем машины, под струей воды охлаждаем бутылку пива, унитазы промываем исключительно только питьевой водой соответствующей новому СниПу. Легко оставляем открытым кран и уходим, когда наполняем ванну: ну есть же система перелива, а воды ведь у нас в России просто не меряно. Не меряно, потому что счетчиков воды в наших квартирах нет, поэтому и не знаем, сколько мы ее использовали для своих нужд. Все равно мы платили и платим за все: и за то, что потребили, и за то, что утекло из их дырявых водоводов. Но раньше и цены были просто смешные. А теперь экономическая ситуация изменилась и на нас градом посыпались новые для нас проблемы: сколько реально стоит энергия, вода, бензин и прочие ресурсы и как разумно строить экономику? Как же Правительство Москвы думает решить задачу с водоснабжением? Весьма просто - старыми, накатанными методами экстенсивного использования ресурсов. В том числе и за счет своих соседей. Приокское месторождение, из которого оно собирается качать окскую воду, у нас общее с Тульской областью. Под соусом о необходимости снабжения столицы защищенной артезианской водой, предлагается закачивать в дырявую систему Москвы дополнительную воду из этой самой, якобы резервной, Южной водопроводной системы, по которой вода которая будет доставляться за сотню километров и стоить огромных денег. Вот так, дёшево и сердито. А является ли она защищенной и как ее доставлять населению Москвы в час, когда не дай Бог, настанет чрезвычайная ситуация (ЧС), про это лучше помалкивать. Важно начать осваивать деньги, а там видно будет: или ишак, или визирь. И действительно, способ накатанный, нажившись на строительстве Восточной водопроводной системы, бросили ее, не дав обещанной воды Москве, и начали пробивать новую кормушку. А чрезвычайная ситуация - это ведь хуже бандита на большой дороге, там работает система - "жизнь или кошелек", а кошелька в случае ЧС судьба уже может не спросить. Ну, и как же снабжать то москвичей в случае ЧС? Вот для МЧС Москвы и предлагается задачка. Сколько надо автотранспорта для того, чтобы развести по городу питьевую воду в объеме 1200 000 тонн в сутки, где его взять, из каких терминалов заправить автоцистерны и с какой скоростью? Директор ГП "Мособлиинжпроекта" Г.А.Майоров им задачку подбросил, а ответ не говорит, наверное сам не знает. А вот во многих нормальных странах мира проблема эффективной защиты питьевой воды и снабжения населения питьевой водой в случае чрезвычайных ситуаций решается комплексно, с учетом состояния имеющихся в данной местности запасов поверхностных и подземных вод, создания резервов, применения современных систем очистки воды и ее подготовки. Очень большое внимание уделяется водосберегающим технологиям, учету и контролю за расходыванием воды. Налажено использование технической воды и водооборотных циклов. Использование современного сетевого и коммуникационного оборудования позволяет весьма экономно использовать водные ресурсы. Там знают цену воде. А у нас же водное лобби повсеместно выступает против разделения систем водоснабжения, установки счетчиков. Почему? Совершенно ясно. Тогда потребитель заплатит только за потребленную воду. Всем водоканальцам надо будет работать в поте лица над заменой коммуникаций, упадут собственные доходы, работать надо будет же, однако. Такой вот способ водоснабжения в случае ЧС объявлен безальтернативным, альтернатива гидрогеологами понимается только так: бурить не здесь, а вот здесь. В случае же объявления конкурса на лучший проект снабжения Москвы и других городов защищенной водой, денег водяным воротилам не видать. Ведь вода ЮВС не является защищенной от загрязнения. И сотня километров водоводов и вся ее инфраструктура весьма уязвимы и в смысле аварий и для террористов. Как мягко отметила государственная экологическая экспертиза, этот тип водозабора являются "недостаточно защищенным". Лукавят господа эксперты. По данным государственной лаборатории Московско-Окского бассейнового водохозяйственного управления и научных лабораторий Пущинского Научного Центра Российской Академии Наук качество воды по многим показателям в Ступинском водозаборе в лентюю межень почти не отличается от окской. Этот водозабор эксплуатируется уже давно, он расположен в месте будущего 2 очереди ЮВС и является аналогом в миниатюре будущих мощных скважин. Уважаемые москвичи и гости столицы! Сказка о защищенной воде, которая придет в ваши квартиры в случае ЧС, рассказанная проектировщиками из ГП "Мособлинжпроект" не сбудется. А будет суровая действительность. Песчаный фильтр в принципе не может защищать от бактерий, фагов, растворенных отравляющих веществ, а некоторые из них чрезвычайно устойчивы. Контроль же за их содержанием не ведется, да и физически невозможно слежение за всеми известными отравляющими веществами. ЮВС действительно сможет снабжать Москву водой только в начале аварии, на время добега отравленной воды из Оки до Москвы. Какое это время - это 5-20 суток, в зависимости от расположения скважины, ну немного больше, а что дальше? Какие меры можно принять за это время для снабжения такого огромного мегаполиса? Если большинство поверхностных водоемов всего региона будут загрязнены, природный фильтр отравлен, больше качать в Москву эту воду не будет смысла, где вообще взять чистую воду? Запасы действительно защищенной воды, той настояшей артезианской воды, которая хранится в трещиноватых известняках и перекрыта глинам, невелики на территории Московской области и расположены вне территории Москвы. А за словами мягкими словами экспертов "недостаточно защищенная" скрывается тот факт, что воду, доставленную за тридевять земель, в которую вложены бешеные деньги надо дополнительно очистить, возможно от несколько меньшего числа загрязняющих веществ, чем из Москвы реки, прежде чем закачать ее в водопровод. Чем и как это можно будет делать? Ну при ЧС понятно, контроль за уровнем загрязнения воды можно наладить. Ну, а в обычной жизни мы не можем контролировать очень часто качество воды по огромному набору параметров. Это просто невозможно. А часто случается, что по причине "внезапного" загрязнения воды раз - и десятки людей на больничной койке, как в Серпухове. Ведь людям все равно, как загрязнение попало в водопровод, горизонт ли загрязнен или в трубы кто- то чего закачал, важно, чтобы от этого у них была защита. А ее повсеместно практически нет. А для столичного региона тем более нужен высокий уровень защиты, хорошо продуманая система снабжения водой. Ведь в случае ЧС надо будет поить более чем 10 миллионов человек. Ведь очевидно, что в случае ЧС нужно ведь не такое уж большое количество питевой воды, эту воду проще защищать у потребителя, а не все источники и водоводы. Ведь даже с потребностями промышленности не так уж много. А что делать тем городам, у которых нет такого резерва, как ЮВС, которые снабжаются из поверхностных источников? Ведь там тоже нельзя допустить гибель населения. Они должны сразу запустить резервные системы очистки. А где их взять? Эта проблема в России давно не имеет решения, и надо, наконец, начать ее решать. В сфере очистки воды и ее подготовки есть много наработок как отечественных, так и зарубежных. Нельзя сказать, что есть защита от всего и на любые производительности. Какие системы надо изготовить для защиты воды для Москвы или Рязани, на квартиру, дом или микрорайон, каким технологиям отдать предпочтение, мы советовать не можем. Мы не лоббируем те или иные технические решения. Это дело специалистов, нужен открытый конкурс проектов. Этот конкурс не был проведен. Поскольку проблема очистки вод до питьевого стандарта злободневна для многих регионов России, решать ее надо по - государственному, вместе. Поэтому экономическое и интеллектуальное участие Москвы в создания новых технологических разработок, налаживании производства новых отечественных установок для очистки воды и водоподготовки, в том числе и на основе разработок нашей "оборонки", значительно облегчили бы ситуацию и для российской глубинки. В данный момент у Юрия Михайловича Лужкова есть возможность проявить себя не только на поприще строительства грандиозных сооружений, но и как государственного деятеля российского масштаба, для которого здравый смысл и государственные интересы более важны, чем пристрастия его "водяных" чиновников. Проведение конкурса альтернативных проектов снабжения Москвы защищенной водой - цивилизованный выход из положения. Это позволит выявить весь спектр вариантов и технических решений и выбрать лучший путь решения проблемы. Что же происходит сейчас с Окой и почему нельзя отбирать из Оки такое количество воды на этом участке? Почему Пущинский Научный Центр бьет тревогу? Давайте вместе попытаемся разбираться, почему этот водозабор опасен. Водоотбор из Оки в объеме 14 кубометров в секунду - это много или мало? В принципе, если исходить из среднегодового стока Оки в 354 куб.м./с, так это вроде и не много. Но такие огромные сооружения должны расчитываться на самые неблагоприятные случаи. Проектировщикам ведь известно, что в случае экстремально засушливых лет водозабор заберет из Оки треть ее воды. При таком воздействии на расстоянии более 40 километров от Прилук до Коломны Ока превратится в грязную канаву, а качество воды в Оке в ниже лежащей по течению Рязанской области резко ухудшится. В засушливые годы на водопользователей Тульской, Рязанской, Калужской и Орловской областей будут наложены дополнительные жесткие ограничения на объемы забираемой воды, в то время, когда она им тоже будет совершенно необходима. А у туляков есть и собственный проект строительства водозабора в Алексине и тоже на большой объем воды, который, по не проверенным данным, уже реализован. При нашем менталитете и правовом нигилизме никто не станет оглядываться друг на друга и какие-то на ограничения. Москва не станет уменьшать мощность водозабора, да и проверить это никаким экологам или "зеленым" не удастся. Туляки не станут оглядываться на столичных соседей. При существующей системе госконтроля за использованим ресурсов, мы вместе нанесем Оке удар, который может оказаться последним. Судоходство по реке Оке в такие годы придется просто отменить, так как углублять фарватер в экстремальной ситуации будет нельзя, из-за того, что вблизи перекатов под Окой на малой глубине проходят кабели связи и трубопроводы, или же придется переложить их заново. Об этом в проекте ни звука, хозяева коммуникаций и не подозревают о таких для себя перспективах. Ясно, что это деградация биоты на участке Прилуки - Коломна отразится на популяциях водных организмов на всем участке Верхней Оки, но масштабы и динамику воздействия трудно даже прогнозировать. На сегодняшний момент времени подсчет водного баланса напоминает школьную задачу с бассейном и трубами. Но в расчетах нет главного: какой минимальный расход Оки в конкретных местах обеспечит сохранение популяций водных организмов. В России нет научно - обоснованных нормативов минимальных экологически допустимых стоков рек и попусков из водохранилищ. Нагрузку на речную или другую экосистему надо выбирать исходя не только из теоретических возможностей забора и возврата в нее воды, но и ее реального состояния популяций живых организмов. Кроме того, сбросы в реки мы расчитываем на основе давно изжившей себя системы предельно- допустимых концентраций загрязняющих веществ, не следим за токсичностью сбрасываемых вод. Вот и результат нашего "хозяйствования" - экосистема Оки в данный момент находится в очень тяжелом состоянии. На нее одновременно действуют несколько различных факторов, разрушающих ее. Химическое загрязнение Оки в течение десятилетий постепенно нарастало. Если в 50-х годах, преобладало органическое загрязнение за счет крупных городов, с которым тогда система самоочищения Оки в общем - то справлялась. Были большие популяции фильтрующих моллюсков - перловиц и беззубок, на прибрежных мелководьях было много высших водных растений - рдестов, сусака, кубышки и др. Именно эти прогретые солнцем прибрежные мелководья и являются самыми биопродуктивными местами реки. После 50-х годов нагрузка на экосистему Оки резко возросла. Увеличилось промышленное загрязнение Оки, моллюсков стали в больших количествах скармливать скоту, а из раковин изготовлять пуговицы. Увеличился промысел рыбы. Резко отрицательное воздействие на экосистему Оки оказала добыча из русла реки значительного количества песчано - гравийной смеси для строительства, гораздо большего, чем приносилось рекой. Углубление русла за счет выемки песка вызвало резкое падение уровня реки и трансформации ее русла. По данным МГУ в районе Серпухова меженное падение уровня воды уже составило 1,7 м, а в районе г.Каширы - 2,2 м. Это вызвало резкое падение уровней на перекатах и потребовало увеличения объемов дноуглубительных работы. Песок и гравий было выгодно перевозить большими баржами. А для прохождения по реке большегрузных судов потребовались дополнительные объемы дноуглубительные работы на перекатах. Мы начали переделывать реку Оку под наши корабли. Эрозионные процессы, в том числе донная эрозия, уже запущенные нами, будут работать еще в течение многих лет, пока Ока не установит новую систему плесов и перекатов. При работе карьеров и проведении дноуглубительных работ происходит как механическое уничтожение водных организмов, так и гибель их за счет переноса огромного количества взвесей. Многие организмы на мелководьях просто засыпаются взвесями. Кроме того, на реке активно "поработали" суда "Заря" и "Луч", при движении которых возникает большая волна. Волнами часть мальков выбрасывало на берег, где они гибли. Значительная часть мальков получала механические повреждения от волнобоя в прибрежной зоне и тоже гибла. Кроме антропогенных факторов, в разрушение биоценозов "включились" еще биологические факторы. Падение численности популяций рыбы привело к резкому падению популяции крупных фильтрующих моллюсков, так как для размножения моллюсков нужен "хозяин" - рыба, на которой паразитируют первые недели своей жизни, перловицы и беззубки. А моллюски являются пищей для ряда видов рыб. Идет цепная реакция деградации биоценоза Оки. И вот на этом фоне дополнительное падение уровня за счет водоотбора при полной мощности, по оценке проектировщиков, может составить до 25 см. Значение этой величины спорно. А ведь к этому падению уровня добавится еще донная эрозия, скорость которой в районе строительства водозабора составляет по данным МГУ сейчас от 5 до 15 см в год. Что будет с живыми организмами, когда экстремальный объем отбираемой водозабором окской воды на участке Прилуки - Коломна составит 15-25% а маловодные годы, не говоря уже об экстремально засушливых. Последстия для биоты на этом участке в этом случае будут катастрофическими. Поскольку вода на этом участке будет отбираться без возврата, прибрежные мелководья практически исчезнут и Ока на участке Прилуки-Коломна будет напоминать Каракумский канал. Сброс в Москву-реку значительного количества загрязненных сточных вод уже сейчас дает возможности восстанавливать биоценозы Москвы реки, а дополнительная загрязненная вода значительно ухудшит качество вод Оки ниже Коломны. Выдержит ли Ока? Подпиленная ветка ломается легко. Много ли надо серьезно больному организму Оки? Как обычно возникает вопрос: "куда же смотрят государственные органы"? Да понятно куда смотрят чиновники - туда, откуда идут деньги, откуда раздается начальствующий рык. Какая тут охрана природы, ослушаешься - завтра выгонят, каждый день идут сокращения, вот Госкомприроды уже нет, кто следующий? Но, к счастью, не все ведомства удалось запугать. Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управление (МОБВУ), которое несет ответственность за сохранение водных ресурсов в регионе, пока является единственной государственным уполномоченным органом, который отозвала свое согласование этого безумного проекта, несмотря на неодобрение вышестоящих инстанций. МОБВУ обуславливает согласование проекта ТЭО ЮВС выполнением комплекса опережающих мероприятий по оздоровлению экологической ситуации в бассейне Оки. Для того, чтобы использовать окскую воду для питьевого водозабора, надо прежде всего значительно улучшить ее качество и восстановить биоценозы Оки, ее систему самоочищения, отремонтировать очистные сооружения, восстановить уровневый режим Оки возможно системой низконапорных плотин или других, более может более удачных технических решений, заключить бассейновое соглашение о согласованном использовании и восстановлении биоценозов Оки. Тот комплекс мероприятия по оздоровлению экологической ситуации, который предложен в проекте ЮВС, явно недостаточен. Он касается только ликвидации некоторых источников загрязнения, расположенных поблизости, на территории Серпуховского и Ступинского района, и ремонта очистных сооружений г.Серпухова и Ступино. Средства, заложенные в проекте на природоохранные мероприятия и компенсации хозяйствующим субъектам, которые понесут материальный ущерб, просто смешны. Да и когда эти мероприятия осуществятся? Проблема с защищенным водоснабжением надо решать сегодня. Водозабор же хотят построить быстро, в короткие сроки, Москва ждать не может. За 10 лет все должно быть построено. Кто там будет следить за развитием негативных последствий от 1 очереди, а уж тем более сидеть и ждать признаков улучшения экологической ситуации для начала строительства. Мы ведь в России живем и делаем все по - нашему. У нас свой, российский путь. И строить и эксплуатировать ЮВС будем ее так, как мы обычно это делаем. Чернобыль и другие рукотворные катастрофы являются тому порукой. Для проталкивания проекта "водяные" начальники в свое время заручились даже поддержкой некоторых институтов Российской Академии Наук и Российской Академии Естественных наук. Но этот проект широко никем не обсуждался в Российской Академии Наук, кроме гидрогеологов, имеющих финансовые интересы в осуществлении проекта. В обсуждении проекта не принимали участие ведущие экологи и биологи страны, экономисты и разработчики современных технологий очистки воды из Обнинска, Владимира, Дзержинска у которых есть работающие системы. Ученые Пущинского Начного Центра РАН давно активно противодействуют этому экологически опасному проекту. В свое время был спасен Приокско- Террасный заповедник. Сейчас опасность, нависшая над Окой, как никогда реальна. В настоящее время академики Шувалов В.А. и Спирин А.С. обратились в Президиум РАН с просьбой собрать специальное заседание Президиума РАН, открыто обсуждить этот проект независимой научной общественностью страны, а не на келейных заседаниях заинтересованных ученых. В борьбу с проектом активно включилась Московская областная Дума, которая создала депутатскую комиссию по расследованию обстоятельств проектирования ЮВС. Комиссию возглавляет заместитель Председателя Думы депутат от Ступинского района В.К.Алексеев. Комиссией разосланы во все Думы субъектов Федерации, расположенных в бассейне Оки уведомления о разрабатываемом опасном проекте. В настоящий момент вопрос перешел уже из научно - технической и экономической области в область политическую. Ясна чисто финансовая его подоплека. На юге Московской области существует очаг социальной напряженности. На проводимых общественных слушаниях общественность Серпуховского и Ступинского районов выступила против реализации проекта ЮВС. Представители Заказчика и проектировщики не представили убедительных доказательств экологической безопасности проекта. Несмотря на то, что губернатор Московской области Б.В.Громов поддержал строительство ЮВС, на совещание в Коломне представители всех районов, интересы которых этот проект затрагивает, высказали свой протест против его реализации. Сейчас в Южном Подмосковье общественные движения объединило движение "Живая Ока" и они выступают единым фронтом против реализации проекта. Но этих сил не достаточно. Нужна активная помощь всех субъектов РФ, интересы которых затронуты, нужна Ваша помощь, дорогие соседи. Ведь в случае нанесения ущерба в процессе эксплуатации водозабора субъектам Федерации, мы порознь будем иметь дело с неким совместным предприятием Правительств Москвы, Московской области РФ и зарубежных партнеров. Интересы водных воротил будут защищать государственные чиновники, так как частично строительство системы для Москвы планируется финансировать из федерального бюджета, все за счет тех же налогоплательщиков всей России. По нашему мнению, жажда московского водного лобби не может быть утолена ценой принесения в жертву Оки. Есть вещи, которые не позволены даже Юпитеру. В пылу предвыборных обещаний в г.Пущино, в ответ на протест ученых ПНЦ РАН против строительства этого опасного сооружения, Ю.М.Лужков ответил, что раз ПНЦ против этого водозабора, то строить его московские власти не будут. Другие варианты снабжения Москвы водой у них имеются, воды в общем - то хватает и проблемы водоснабжения будут решаться ими по-другому. Но это было давно и перед выборами. Правительсво РФ приняло комплексную программу снабжения населения питьевой водой. В ней предусмотрено развитие всех направлений и технологий, напраленных на снабжение населения кондиционной питьевой водой. Все в ней правильно, но разработчики же данного проекта, ссылаясь на нее, вычленили только то направление, которое позволит им истратить на собственные нужды значительные государственные средства и безнаказанно действовать по принципу - "После нас хоть потоп". Принцип известный и, к сожалению, весьма распространенный в сегодняшней России. Но известен также и еще один принцип: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Уважаемые соседи! Предотвратить гибель экосистемы Оки, на берегах которой мы живем, мы сможем только общими усилиями. Никому не удастся отсидеться в той хате, которая с краю. Необходимо, чтобы все администрации упомянутых областей, интересы которых будут затронуты в процессе реализации проекта, определили свое отношение к проекту и выразили свое возмущение Заказчикам проекта - Правительствам Москвы и Московской области в связи с нарушением конституционных прав их регионов, которым является проектирование водозабора в отсутствие бассейнового соглашения. Кроме того, необходимо потребовать от Заказчика провести общественные слушания по технико- экономическому обоснованию проекта и оценке воздействия на окружающую среду во всех заинтересованных субъектах Федерации, как это полагается в соответствии с законодательством. Необходимость проведения слушаний относится так же и к жителям Москвы. Именно Вам, москвичи решать, согласны ли Вы с предлагаемым решением проблемы снабжения Вас питьевой водой в условиях ЧС, а от этого решения будет зависеть ваша жизнь и здоровье. Действовать необходимо быстро, так как уже готовится совместное постановление Правительства РФ, Москвы и Московской области о строительстве водозабора. Ученые ПНЦ РАН хотели бы знать также мнение полномочного представителя Президента в Центральном административном округе Г.С.Полтавченко о способах решения проблемы снабжения защищенной водой населения Центра России в случае крупномасштабных аварий и других чрезвычайных ситуаций и целесообразности продолжения работ по проектированию ЮВС, а также мнение МЧС Москвы по тем же вопросам. С уважением, Секретарь общественной экологической комиссии Пущинского Научного Центра по проблеме ЮВС, Заведующий Проблемной лабораторией мониторинга водных экосистем Пущинского Госуниверситета П.В.Машкин, mashkin@mail.ru 142290 Московская область, г.Пущино, проспект Науки дом 3. Президиум Пущинского Научного Центра РАН, Общественная экологическая комиссия. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************