******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.708, 21 марта 2001 г. * ******************************************************************* Токсичные выбросы БАШКИРИЯ: НАШЛИ ЗАГРЯЗНИТЕЛЯ ПРИРОДЫ АВТОТРАНСПОРТ И ПРЕДПРИЯТИЯ ТЭК - ОСНОВНЫЕ ВИНОВНИКИ "ГРЯЗНОГО" ВОЗДУХА Председатель Госкомитета РБ по охране окружающей среды А.Фаухутдинов категоричен: - Мы сами рубим сук, на котором сидим, - постоянно загрязняя воздух. На качество воздуха в республике влияет деятельность предприятий и организаций промышленного и аграрного комплексов, расположенных на территории Башкортостана и граничащих с ним областей и республик, а также автомототранспорт, - утверждает Альфред Адгамович. - Конечно, за счет природоохранных мероприятий, внедрения малоотходных технологий и мер, принимаемых органами государственного контроля и промышленными предприятиями, а также за счет падения объемов промышленного и сельскохозяйственного производства в последние десять лет в республике объем выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух значительно снизился. Но, несмотря на общее снижение выбросов в атмосферу, экологическая обстановка в регионе продолжает оставаться напряженной, особенно в крупных промышленных центрах. В минувшем году наиболее высокие средние уровни загрязнения отмечались в Белорецке, Ишимбае, Стерлитамаке, Кумертау. Количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, в расчете на одного жителя в среднем по республике в 1999 г. составило ни много ни мало 300 килограммов. - Кто вносит самый большой вклад в загрязнение атмосферы? - Более всего загрязняют воздушный бассейн автотранспорт и предприятия топливно-энергетического комплекса. Предприятия нефтеперерабатывающей, нефтехимической, нефтедобывающей и электроэнергетической отраслей дают свыше 70 процентов объема промышленных выбросов в атмосферу. Они же сбрасывают в водоемы 80 процентов загрязняющих веществ. На их долю приходится до половины общего объема образования токсичных отходов. Треть всех выбросов в атмосферу от предприятий промышленности и сельского хозяйства, расположенных на территории республики, приходится на подразделения ОАО "Башкирэнерго". В значительной степени объем и токсичность их выбросов зависят от структуры топливного баланса. В 1999 году предприятие ОАО "Башкирэнерго" снизило выбросы загрязняющих веществ наполовину по сравнению с 1998 годом благодаря увеличению доли газа в топливном балансе до 80 процентов. В связи с предполагаемым ограничением поставок газа энергетикам доля использования мазута может возрасти в этом году до 70 процентов. Как показали расчеты, выполненные НИИ безопасности жизнедеятельности РБ, это приведет к повышению загрязнения воздушного бассейна Уфы сернистым ангидридом и золой, по сравнению с 1999 годом, вдвое. Понятно, что это окажет негативное влияние на здоровье людей и состояние окружающей природной среды. Кроме того, большой износ основных производственных фондов ТЭК увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций техногенного характера с негативными экологическими последствиями. Практически прекращены работы по оснащению источников выбросов системами очистки, а действующие, как правило, эксплуатируются крайне неэффективно. К сожалению, в погоне за прибылью руководители предприятий стали меньше уделять внимания решению вопросов охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. - Вернемся к автомобилям. С каждым годом их становится все больше и больше - И потому за последнее десятилетие вклад автотранспортных средств в общее загрязнение воздушного бассейна вырос с 40 до 60 процентов. Причиной такого скачка явился не только рост численности транспорта, но и длительный срок эксплуатации (свыше 10 лет). - Каковы же пути решения данной проблемы? - Уже более 10 лет Госкомитетом РБ по охране окружающей среды проводится операция "Чистый воздух" для проверки выполнения требований природоохранного законодательства. В этой операции принимают участие представители ГИБДД МВД РБ, Республиканского центра госсанэпиднадзора РБ, Центра стандартизации, сертификации и метрологии РБ, Башкирского республиканского отделения Российской транспортной инспекции. Выявлено, что в среднем по республике более десяти процентов автомобилей эксплуатировалось с превышением норм токсичности и дымности. Снижению доли такого транспорта способствовало развитие сети контрольно-регулировочных пунктов (сегодня их 155), введение талонов токсичности (дымности) единого образца. В соответствии с постановлением Кабинета Министров РБ на территории Башкортостана запрещена реализация этилированного бензина и дизельного топлива с содержанием серы более 0,2 процента. В результате значительно сокращены выбросы в атмосферу сернистого ангидрида, практически исключены выбросы соединений свинца. Еще один путь уменьшения загрязнений от транспорта в городах - увеличение доли использования газа в качестве моторного топлива. Госкомэкологии РБ предложил ОАО "Газ-сервис" разработать совместную республиканскую программу по расширению использования сжиженного газа в качестве автомобильного топлива. Для ее реализации из экологического фонда республики предусматривается выделить значительные средства. Однако, к сожалению, газовый монополист республики пока не показал своей заинтересованности в решении данной проблемы. С.Еварестов, "Советская Башкирия" (Уфа), 8 февраля 2001 года КОММЕНТАРИЙ Страсть какие скромные эко-начальники обитают в Башкирии. Гигантские токсичные выбросы химической и нефтехимической промышленности, уютно разместившейся в Уфе, Стерлитамаке и Салавате, как-то исчезли из сферы их интереса. С чего бы это? ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************