******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.688, 25 января 2001 г. * ******************************************************************* Здоровая еда МАСЛО И МАРГАРИН - ВЕЩИ РАЗНЫЕ ЖЕСТКАЯ БОРЬБА С "МЯГКИМ" МАСЛОМ Российский союз предприятий молочной отрасли (РСПМО) наконец-то подверг критике те продукты, которые называют себя "маслом мягким", "маслом легким", "маслом городским", "маслом крестьянским особым" и т.п. О том, что эти комбинированные жиры не имеют ничего общего со сливочным маслом, "Известия" писали неоднократно. Профессионалы молочной отрасли, присоединившись к публичному обсуждению проблемы, настаивают на разработке ГОСТа, который бы позволил потребителям легко отличать масло от маргаринов и прочих жировых смесей. Около трех лет назад российские производители запустили в продажу продукт нового типа, сделанный из смеси самых различных жиров - растительных, коровьих, рыбьих и т.д. Это был наш ответ мягким маргаринам типа "Рамы" и "Долины Сканди". С самого начала возникли проблемы с тем, как назвать этот "новый русский жир", который продается сегодня под такими брендами, как "Крестьянка", "Крестьянское смоленское", "Маслице", "Масленкино", "Матушка", "Дача", "Смак", "Бабушкино", и многими другими. Специалисты молочной промышленности, говоря о таких продуктах, часто употребляют термины "желтый жир" или просто "комбижир". Последнее определение заставляет вспомнить не только старый советский продукт, которым снабжали армию и обшепит, но и изжогу с гастритами, возникающие после "комбижировои диеты". Понятно, что ни одно из этих определений не подходило для нового продукта - оно бы просто убило конкурентов "Рамы" в колыбели. Но в отличие от западных производителей подобной продукции наши не соглашались назвать ее даже мягким маргарином. О причинах этого можно догадываться: у маргарина в России неоднозначная репутация. А вот популярность масла сливочного (коровьего) им просто не давала покоя. И производители стали маскировать свою смесь жиров под этот продукт. Для начала смесь обозвали маслом. Расчет был точным: испокон веку в России знали только одно пищевое масло, которое можно намазать на хлеб,- сливочное. И неважно, что к слову "масло" производители добавили такие определения, как мягкое, легкое,сверхлегкое, крестьянское особое, городское и т.п., - в нашем сознании такой продукт воспринимается как разновидность коровьего масла. Чтобы этот эффект усилить, под сливочное масло стали оформлять и упаковки. Особенно убедительно выглядят пачки "а-ля масло", завернутые в пергамент или фольгу. А на пластиковых баночках обычно присутствует буренка, дабы убедить нас в том, что из ее молока эту смесь растительных жиров и получили. Чтобы сделать эти приемчики, которыми обманывают потребителя, законными, угличский ВНИИ маслоделия и сыроделия разработал отраслевой стандарт "Масло комбинированное". Как сообщил нам гендиректор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин, с крупнейшими профильными учреждениями этот документ не согласовывался. И понятно почему: его бы точно "зарубили". Например, ОСТ может сделать шведскую фирму "Карлсхамн" абсолютным монополистом на этом рынке: из многочисленных смесей жиров для производства комбинированного масла в ОСТе рекомендуется смесь "Акобленд", выпускаемая этой фирмой. "Можно только догадываться, - говорит Александр Калинин, - сколько стоит такая строчка в ОСТе". А вот как в этом документе делят тушу коровы: на упаковке комбинированного продукта, в котором сливочного масла больше, чем растительного, рекомендуется изображать "голову коровы на фоне цветов подсолнуха, сои, кукурузы, рапса". Производителям настоящего сливочного масла досталось больше - "сюжет с рисунком коровы (целиком)". Почему-то ОСТ умалчивает об изображении буренки под пальмами: плотный жир этого тропического растения часто используют для изготовления смесей. - К такому документу мы относимся негативно, - говорит исполнительный директор РСПМО Виктор Лабинов, - необходимо разработать ГОСТ "Продукты масложировые со сложным жировым составом. Классификация", в котором бы четко и понятно разграничивались все продукты, сделанные из смеси жиров. Только так потребитель сможет отличать их от сливочного масла. В названии комбинированных жиров слово "масло" использоваться не должно. Мы не хотим, чтобы оно служило "крышей" для подобных продуктов. Какое название выбрать для "новых русских жяров"? Владимир Харитонов, директор ВНИИ молочной промышленности, рассказал, что в западных странах такие продукты называют микстами, спредами, блендами и меланжами. Согласитесь, эти названия звучат симпатичнее, чем "маргарин". Может быть, не стоит изобретать велосипед и лучше остановиться на них? А.Мельников, "Известия", 24 января 2001 года ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2001 г. * по электронной почте * **************************************************************