******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.644, 28 августа 2000 г. * ******************************************************************* Государственный терроризм В ЛИПЕЦКЕ ПОГОВОРИЛИ О ЗОНЕ (САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ) ВЕСТИ ИЗ ЛИПЕЦКА Приглашаем к участию в общественных слушаниях - конференции "Усталые города" по социально-экологическим проблемам организации санитарно-защитных зон предприятий РФ, которые состоятся 17-18 августа в Липецке по адресу Советская, 5 (Большой зал администрации города Липецка) и через Интернет http://www.sc.ru/~today/AkNO. График работы иногородних участников конференции "Усталые города" из Череповца, Нижнего Тагила, Магнитогорска, Тулы, Твери, Новокузнецка, Старого Оскола, Челябинска в Интернет через ОЦ "Взаимодействие". Источник: root@green.lipetsk.su ОБРАЩЕНИЕ ИЗ МОСКВЫ Участникам конференции "Усталые города", Друзья, Мне представляется очень важным, что экологи российских городов с металлургической промышленностью (Липецка, Челябинска, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Старого Оскола, Череповца, Тулы, Новокузнецка и других) нашли возможным объединить свои усилия в выработке программы действий в борьбе за восстановление своих попранных экологических прав. Создание такого объединения поможет в решении экологических проблем и каждого "металлургического" города в отдельности, и всех городов вместе. В частности, давно пора разрешить проблему санитарно-защитных зон и охраны воздушной среды в них. Вместе с тем сходные, а иногда и более сложные, задачи встают и перед жителями ряда других городов России и вообще бывшего СССР. В частности, сходные проблемы имеют города цветной металлургии. Все Вы помните, какие беды принесло жителям долголетнее хозяйничанье алюминиевого завода в Надвоицах (Карелия). А такие заводы есть у нас в Хакасии и Шелехове, Волгограде и Новокузнецке и т.д. Есть у нас города, страдающие от медных заводов (например, в Кировграде), свинцовых (Карабаш), мышьяковых (Карабаш и Ангарск), ртутных и множества других. То же самое относится и к городам "большой" и "малой" химии - Дзержинску и Чапаевску, Волгограду и Уфе, Кемерову и Новомосковску, Березникам и Перми, Данкову и Редкино, Салавату и Стерлитамаку... Все они пострадали от химического нашествия и практически все нуждаются в серьезной экологической реабилитации. К сожалению, реальное положение дел таково, что в защите нуждается не только атмосферный воздух "усталых" и "обожженых химией" городов. Как показывает опыт, чрезвычайно (выше любых допустимых уровней) загрязнены почвы всех городов химии и цветной металлургии. Водные ресурсы многих больших и малых городов также пострадали, и проблема питьевого водоснабжения - это лишь часть этой беды. И, наконец, не будем забывать, что в реабилитации нуждается не только городская и природная среда городов металлургии и химии, но также и здоровье населяющих их людей. Разумеется, было бы здорово, если бы в наших рядах в борьбе за оздоровление городов металлургии и химии нашли свое место и коллеги из бывшего СССР, пострадавшие от той же браконьерской политики. Я имею в виду не только Усть-Каменогорск. Желаю участникам конференции удачи в решении стоящих задач. Надеюсь, что Вы найдете возможным объединить усилия всех больших и малых городов, пострадавших от выбросов химической природы - городов черной и цветной металлургии, а также малой и большой химии. Желаю Ассоциации оптимизма и успехов, Федоров Л.А., доктор химических наук, президент Союза "За химическую безопасность" 18 августа 2000 г. РАЗЪЯСНЕНИЕ ИЗ КАЗАХСТАНА Еще в советских нормах 1954 года санитарно-защитная зона (СЗЗ) определялась как "санитарная защитная зона разрыва" между промышленным источником вредных выбросов и жилой (селитебной) зоной населенного пункта (города), в котором происходит рассеивание вредностей. Ключевыми здесь являются слова "вредность" и "расстояние рассеивания", то есть снижения вредности (если она есть) до уровня "безвредности". Законодательство республики установило перечень и величины безвредных, безопасных воздействий - предельно допустимых: концентраций (ПДК), уровней (ПДУ), норм (ПДН), которые названы научно обоснованными предельно допустимыми нормами, непревышение которых гарантирует экологическую безопасность (для всего живого), сохранение генофонда человека, растений и животных, трудоспособность населения, беспрепятственное воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов. Непревышение экологических (в том числе санитарно- гигиенических) нормативов гарантирует отсутствие отрицательного прямого и опосредованного воздействий на здоровье человека, его потомство и санитарные условия жизни населения. Эти документы прямо и недвусмысленно говорят о том, что, если промышленное предприятие или другой объект воздействует на окружающую среду без превышения предельно допустимых величин (ПДК, ПДУ и др.), то оно безопасно, безвредно, то есть не является "источником" опасности. Это значит, что расстояние "рассеивания" несуществующих опасностей равно нулю. Градостроительные нормы, под которые, собственно говоря, созданы и откуда пришли СЗЗ, во всех Советских редакциях ставят вопрос об этих зонах так: СЗЗ устанавливаются, если после проведения всех технических и технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов и снижению уровня шума не обеспечиваются предельно допустимые концентрации вредных веществ и предельно допустимые уровни шума на селитебной территории. В Санитарных правилах по охране атмосферного воздуха населенных мест говорится, что "Для объектов, являющихся источником загрязнения атмосферного воздуха должна быть организована санитарно-защитная зона (СЗЗ)" и выделяют специальный пункт 3, в котором изложены требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации "объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы". Указывается, что концентрации загрязняющих веществ в воздухе селитебных территорий не должны превышать 1 ПДК, а в местах массового отдыха населения - 0,8 ПДК. Установление (организация) для безопасных объектов санитарно-защитных зон противоправно и подлежит преследованию по статьям главы 11 Уголовного кодекса республики (1997 г.) как экологическое преступление. С этой точки зрения огорошивает эквилибристика закона "Об охране окружающей среды" республики (1997 г.), в главе VIII которого закреплены указанные виды нормативов качества окружающей среды, а в главе XIII - трактовка зон экологического бедствия, когда ": нанесен существенный вред здоровью населения и/или произошли разрушения естественных экологических систем, деградация флоры и фауны". Как мы уже говорили, превышение экологического норматива, например, ПДК какого-нибудь вещества в воздухе, воде, продуктах питания и т.д. обязательно (по законам) наносит вред здоровью живых организмов и экосистем, по определению нормативов. Слова "существенный" и "деградация" в этом контексте - абсурд, ведь речь идет об области, зоне, в которой законы гарантируют болезни и преждевременную смерть. Но, шустрые сангигиенисты для этой зоны придумали вот что (пример): для веществ, скажем, третьего класса опасности в атмосферном воздухе превышение ПДК в 2 раза названо "слабым", в 4 раза - "умеренным", в 8 раз - "сильным"; для водоемов питьевого использования, по токсикологическим признакам вредности, загрязнение с превышением ПДК в 3 раза названо "умеренным", в 10 раз - "высоким", в 100 раз - "чрезвычайно высоким". Похоже, что разработчикам нормативов было мало указать грань, которую запрещено переступать, и они своими запредельными шкалами хотели показать во сколько раз можно быстрее заболеть или на сколько лет раньше умереть, но - постеснялись. Только зачем было помещать в нормативные документы эту наводку для лиц с порочными наклонностями - непонятно. Надо иметь в виду, что акт организации СЗЗ не так уж и безобиден: для этих зон предписано выполнять дорогостоящие проекты с комплексом изыскательских, исследовательских и других работ, создавать систему зеленых насаждений, проводить эксплуатационные и мониторинговые мероприятия. Земельное законодательство со своей стороны требует, чтобы владельцам и пользователям землей возмещались убытки, ущербы и потери, возникающие в связи с установлением в СЗЗ режима природопользования, ограничивающего и ущемляющего их права, а это большие деньги. Так что, вопрос о СЗЗ далеко не праздный и не частный, в нем особо ярко просматривается практика безнаказанного администрирования с утратой цели и смысла плодотворной концепции разрыва, а также способность чиновников довести ее до абсурда и использовать в качестве западни для природопользователей. Между тем, нормы и правила не догма, а нечто вроде рецептурного справочника, в который в последующих изданиях вносятся коррективы и новые данные, апробированные жизнью; строительные нормы и правила, например, специально оговаривают этот порядок. В нормах 1954 года были установлены пять классов вредности промышленных предприятий с группировкой последних по минимальным размерам санитарно-защитных зон (разрывов), причем оговаривалось, что ослабление вредности является основанием для уменьшения размеров разрывов существующих зон вплоть до нуля. В обстоятельствах послевоенного восстановления народного хозяйства такая формализация упрощала и ускоряла процедуру размещения новых промышленных объектов относительно селитебных зон городов и других населенных мест. При этом не закрывалась перспектива ликвидации СЗЗ при устранении вредностей и в случаях строительства предприятий высоких технологий, не нуждающихся в установлении СЗЗ. Этот нормативный перечень минимальных размеров СЗЗ, полезный в 50-60-х годах и терпимый в 70-х, когда он уже смотрелся как административный рудимент, не только не упразднен, но расширен и ужесточен сперва в России (1996 г.), а затем частично скопирован и утвержден в Казахстане (1998 г.). Между тем, сегодня ничто не мешает в каждом конкретном случае сделать грамотное обоснование того, нужна ли предприятию СЗЗ, а если нужна, то какого размера, на чем, кстати, настаивают некоторые нормативные документы. Надо сказать, что планировочная структура промышленных предприятий целенаправленно формируется с учетом самых разных видов разрывов (технологических, транспортных, пожарных и др.) внутри законодательно установленных (и соответственно обоснованных) границ земельного отвода. СЗЗ вторична по отношению к предприятию и к отведенной ему территории; ликвидация предприятия или устранение вредностей автоматически упраздняет СЗЗ. Так, на закрытых полигонах твердых бытовых отходов (опасных веществ) оказывается достаточно нанести с поверхности защитный слой грунта (от 0,6 до 1,5 м), чтобы спокойно использовать территорию под лесопарк, лыжные горки, склады непищевых продуктов и т. п. (вспомним о кладбищах). А ведь минимальная нормативная ширина СЗЗ этих полигонов 500 м; есть полигоны с зонами минимальной шириной 3 000 м. То есть, через некоторое время (20-30 лет) сотни и тысячи гектаров земель вдруг перестают быть СЗЗ. Дальнейшую судьбу зон, того, что там посажено и построено действующие нормы не оговаривают, равно как не оговаривают того, кто и как оплатит ликвидацию последствий существования зоны, и что делать с людьми ее обслуживавшими. Деятельность по созданию, эксплуатации и ликвидации СЗЗ, как и любой род деятельности человека, имеет массу своих негативных последствий, поэтому проектные проработки по СЗЗ должны сопровождаться оценкой воздействия на окружающую среду. Это положение должно быть внесено в санитарные нормы и правила - законы пишутся для всех, включая и органы здравоохранения. 19 августа 2000 г., Ecological News Agency GREENWOMEN За полным текстом статьи из Казахстана следует обращаться по адресу: greenwomen@nursat.kz, http://www.mit.edu/people/fjk/Green/greenwomen.html ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@glasnet.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2000 г. * по электронной почте * **************************************************************