******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.629, 19 июля 2000 г. * ******************************************************************* Доходы и отходы КАК МОСКВА УПРАВЛЯЕТСЯ С ПРОМОТХОДАМИ? "Цивилизованный подход к отходам В потоке читательских писем в нашу редакцию немало тех, в которых москвичи интересуются экологическими проблемами города. В числе служб, призванных обеспечить охрану окружающей среды в Москве, - государственное унитарное предприятие "Промотходы". Мы начинаем публикацию цикла материалов, в которых расскажем о направлениях деятельности предприятия. Предлагаем вниманию читателей интервью с генеральным директором ГУП "Промотходы" Василием ИВАНОВЫМ. - Василий Васильевич, для начала несколько слов о предприятии в целом. Почему возникла необходимость его создания? - В конце восьмидесятых годов отраслевое управление промышленностью прекратилось, и предприятия получили хозяйственную самостоятельность, в том числе и в вопросах обращения с отходами производства. С целью межотраслевого решения этих проблем, а также проблем, связанных с санитарной очисткой города от твердых бытовых отходов, было создано НПО "Экотехпром". Однако вскоре стало ясно, что бытовые и промышленные отходы - это два совершенно разных направления работы, и тогда в 1993 году из объединения было выделено государственное предприятие "Промотходы". До этого момента в Москве, как и в России в целом, отсутствовала какая-либо система в обращении с производственными отходами. В то время эта сфера деятельности характеризовалась наличием широкого круга законодательных, методических, технических и технологических проблем, отсутствием опыта в их решении, недостатком квалифицированных кадров на фоне значительной экологической опасности от действий предприятий при размещении своих отходов. - Иными словами, предприятия занимались утилизацией своих отходов нецивилизованными методами, фактически загрязняли город, но я не помню большого общественного беспокойства по этому поводу. Вряд ли эти мероприятия проводились бесконтрольно, ведь не демократия открыла обществу опасность токсичных отходов... - В целом именно бесконтрольно. Скажем, проблема твердых бытовых отходов была всегда на виду, даже один переполненный мусорный контейнер для жителей города - уже симптом антисанитарии. Промышленные отходы общественность интересуют мало, поскольку они находятся, так сказать, за забором предприятий, а уж как там обращаются с ними, большая часть общественности просто не знает. В результате в течение десятилетий происходило загрязнение как городских, так и пригородных земель. Например, ртутью от пришедших в негодность люминесцентных ламп. И только довольно узкий круг специалистов понимал всю опасность такого загрязнения. В этой ситуации перед нашим предприятием была поставлена задача создания в кратчайшие сроки отрасли городского хозяйства по обращению с промышленными отходами. - Что же такое "промышленные отходы"? - Все, что образуется в результате производственно-хозяйственной деятельности и подлежит утилизации, переработке или захоронению. Это макулатура и текстиль, лом черных и цветных металлов, стеклобой, полимерные отходы, отработанные масла, промасленные опилки и ветошь, жидкие органические растворители и электролиты, отработанные люминесцентные лампы, отходы гальваники, осадки очистных сооружений, автопокрышки, органика и многое другое - всего более 500 видов. Правильнее называть это "отходами производства", как принято в действующем законодательстве. Этот термин полнее отражает и сферу нашей деятельности, поскольку нас интересуют отходы не только предприятий промышленности, но и транспорта, стройиндустрии, торговли, бытового обслуживания, а также различных учреждений и организаций. - Многое из того, что вы назвали, можно найти не только на производственных площадках, но и в домовых мусоропроводах. В чем же тогда принципиальное отличие бытовых отходов от производственных и зачем создавать две различные системы их утилизации? - Действительно, виды отходов, которые образуются у нас в жилищах, т.е. бытовые отходы, можно найти и на предприятиях. Однако в домах условия их образования и сбора (через мусоропровод, контейнер) создают один специфический вид отхода, имеющий примерно однородный морфологический состав из десятка основных компонентов. Не умаляя проблем, существующих в этой области, необходимо иметь в виду, что система обращения с бытовыми отходами строится на основе унифицированных методов и единых подходов. Что же касается отходов производства, то их перечень и спектр свойств, в т.ч. токсичных, настолько широк, что ни о каком единообразии подходов в решении проблем их утилизации не может быть и речи. Необходима индивидуальная работа по сути дела с каждым предприятием. - Каким образом ГУП "Промотходы" справляется с этой задачей, если в Москве тысячи заводов, фабрик, комбинатов? Слабо верится в то, что за семь лет вашего существования мировоззрение руководителей предприятий кардинально изменилось и они встали на путь цивилизованного обращения с отходами. - С момента образования нашего предприятия в 1993 году в его структуре - в соответствии с постановлением правительства Москвы - была создана городская техническая инспекция по контролю за образованием и размещением промышленных отходов, на которую возложен контроль за деятельностью всех предприятий в части обращения с отходами производства. На основании результатов инспекторского контроля формируется общегородской банк данных "Промышленные отходы", организация и ведение которого также возложены на наше предприятие. Сейчас у нас в банке данных есть сведения о 4,5 тысячах предприятий, что и позволяет нам проводить ту самую индивидуальную работу с каждым из них. Учитывая то, что сведения основных предприятий-природопользователей содержат информацию и о субарендаторах, расположенных на их территории, то охват получается довольно значительным. Первоначально, когда мы только начинали эту работу, ситуация была весьма сложной: практически каждое предприятие в той или иной степени нарушало закон, в т.ч. занималось несанкционированным вывозом отходов, отсутствовал учет их образования и размещения. Сейчас ситуация существенно изменилась к лучшему, большинство предприятий начали серьезно заниматься этими проблемами, хотя до благополучия еще далеко. - Насколько я понимаю, вам с помощью инспекции и штрафов удалось "запугать" предприятия, но не изменить психологию руководителей? - С помощью Москомприроды и налоговой инспекции мы можем оказывать "силовое" воздействие и в виде штрафов, и в виде повышенных экологических платежей за размещение отходов. Но не только этими методами можно и нужно добиваться положительного результата. В 1996 году мы пришли к такому выводу: большинство нарушений происходит по незнанию, из-за отсутствия на предприятиях квалифицированных специалистов в области обращения с отходами. И создали Центр экологических проектов и программ, одним из главных направлений в деятельности которого стало обучение и повышение квалификации специалистов предприятий, предоставление им необходимой информации, составление различных сборников законодательных и нормативных документов. За это время около 800 предприятий обучили в Центре своих специалистов, вдвое больше - приобрели различные документы и материалы. Контроль и помощь в организации обращения с отходами и позволили улучшить ситуацию на промплощадках. - Какие еще направления в вашей деятельности являются главными? - Статус предприятия говорит сам за себя - первостепенной нашей задачей является создание мощной производственной базы по обращению с отходами производства, которая позволяла бы решать основные крупномасштабные проблемы города в этой сфере. По степени важности это: создание производств по обезвреживанию опасных отходов; организация раздельного сбора, сортировки отходов и извлечения вторичного сырья, его переработка и использование; экологически безопасноезахоронение неиспользуемых остатков. Особое внимание требует транспортировка отходов, ведь именно здесь часто происходит то, что мы называем несанкционированным их размещением. Сейчас в составе нашего предприятия имеются: крупный сортировочный комплекс, линия по производству эковаты из макулатуры, опытно-производственный центр по переработке отходов гальванических производств, участки биологического обезвреживания осадков сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, участок переработки кино-, фотоотходов, спецавтобаза, спецполигон для захоронения малотоксичных отходов производства. - Не так уж и мало, если учесть, что 7 лет назад вы начинали с нулевой отметки, и прошедшие годы были не самыми благоприятными для развития производственной деятельности. Во всем мире приоритетным считается минимизация образования отходов. Вы придерживаетесь другого мнения? - Нет, я с этим согласен. Но считаю целесообразным организованно разделить эти вопросы: наше предприятие совместно с УЖКХиБ должно сосредоточиться на решении проблем, связанных с образующимися отходами, а вот, скажем, департаменты науки и промышленной политики, транспорта и связи могли бы взять на себя разработку и реализацию программ минимизации образования отходов в соответствующих отраслях. Тем более что названные мной структуры сами проявляют интерес к сфере, в которой мы работаем. - Это обнадеживает. Вместе с тем предприятия, наделенные правом хозяйственной самостоятельности, имеют свободу выбора и, разумеется, стремясь сэкономить финансовые средства, предпочитают в основном использовать полигоны и промсвалки, такие, где примут их отходы подешевле, - ведь разброс цен в Подмосковье, сами знаете, большой. Рынок! - Проблема есть и решать ее, убежден, надо по-государственному. Токсичные отходы не менее опасны для окружающей природы и жизни людей, чем радиоактивные, различие лишь в сроках разрушительного воздействия. Возник опасный парадокс: радиоактивные находятся под строгим контролем государства, а токсичные стали предметом бизнеса, зачастую недобросовестного. Действительно, цены на полигонах разные. У сговорчивого коммерсанта можно сгрузить тонну и за "двадцатку", причем - без проверки на токсичность, а на наших полигонах тариф установлен 70 рублей. Но при этом организован экологический, радиационный, санитарный, противопожарный контроль, позволяющий жителям расположенных в данном районе домов не опасаться за свое здоровье. Проверьте коммерческие свалки, все их техническое обеспечение в лучшем случае состоит из вагончика для сотрудников. Убежден: промотходы должны быть под таким же жестким госконтролем, как и радиоактивные. - Что-нибудь сделано в этом направлении? - Делается, и не один уже год. Проблема в том, что решение нужно принимать в обоих субъектах Федерации - Москве и Московской области - одновременно. Нужны элементарная хозяйская заинтересованность и политическая воля. Нами давно разработан проект нормативного документа "Правила обращения с отходами в г.Москве". Предполагается, что правила будут основаны на принципах жесткого государственного регулирования в части захоронения отходов с использованием механизмов рыночного регулирования в отношении деятельности по переработке вторичного сырья. Сейчас совместно с УЖКХиБ мы работаем над концепцией развития нашей отрасли. Предварительное рассмотрение в Управлении предложенных нами основных принципов построения концепции позволяет мне надеяться, что государственное регулирование в нашей сфере усилится, а значит, возрастет и экологическая безопасность жителей города. "Московская правда", 13 июля 2000 г., беседу вела Т.Данилина ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@glasnet.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2000 г. * по электронной почте * **************************************************************