******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* * Сообщение UCS-INFO.501, 15 октября 1999 г. * ******************************************************************* Химия и жизнь К 15 октября - дню создания Союза "За химическую безопасность" (1993) СТОЙКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ: ВЗГЛЯД ИЗ ЖЕНЕВЫ С 6 по 11 сентября 1999 года в Женеве состоялось третье заседание Межправительственного комитета, наделенного мандатом ЮНЕП по подготовке международного документ по осуществлению юридически обязательных мер в отношении ограничесния в окружающей среде стойких органических загрязнителей (СОЗ). Предыдущие встречи прошли в июне-июле 1998 г. в Монреале (Канада) и в январе 1999 г. в Найроби (Кения). Во встрече в Женеве приняли участие более 400 представителей из 110 стран, 10 международных и 70 неправительственных организаций. В отличие от заседаний в Монреале и в Найроби, в женевской встрече приняла участие большая группа представителей неправительственных экологических и правозащитных организаций стран СНГ (всего 14 человек), в том числе от России (9 человек от многих организаций, в том числе от АВЭ-ИНФО), Украины (2 представителя "Мамы-86"), Армении (2), Грузии (1). В подготовке и в самой встрече приняли активное участие ряд крупных неправительственных экологических и правозащитных объединений мира - Фонд в защиту дикой природы (WWF), Гринпис (Greenpeace), "Женщины Европы - за общее будущее" (WECF), а также менее известная в СНГ сеть IPEN - Международная cеть неправительственных организаций, выступающих против СОЗ. Последняя была создана при активном участии международной организации "Врачи за социальную ответственность". Эти объединения и сети не только подготовили свои документы по теме СОЗ (особенно интересными оказались материалы WWF и IPEN), но и выступали со своими предложениями и замечаниями непосредственно в зале заседания (так решают вопросы у "них"). Представляется важным то обстоятельство, что IPEN организовала 4-5 сентября специальную предварительную встречу неправительственных организаций, посвященную изучению вопроса, подготовке к участию неправительственных организаций в работе комитета ЮНЕП, а также обсуждению документа IPEN ("Платформы") по СОЗ. К сожалению, тот факт, что неправительственные организации СНГ впервые приняли столь активное участие во встречах по проблеме СОЗ, привел к тому, что им практически не было предоставлено возможности для изложения своих позиций в пленарном порядке. Было, однако, и исключение - выступление представительницы Союза "За химическую безопасность" России Л.К.Комогорцевой (г.Брянск). Из документов неправительственных организаций наиболее серьезным и проработанным оказался текст IPEN. Это обстоятельство позволило Союзу "За химическую безопасность" присоединиться к нему еще в процессе предварительной подготовки к встрече в Женеве. Имелось в виду, что документ IPEN, как и текст самого межправительственного соглашения по СОЗ, является предварительным, так что присоединение к нему дало возможность неправительственным организациям России быть в курсе событий и в процессе дальнейшей работы вносить замечания по его содержанию. Таких замечаний было высказано во время встречи в Женеве очень много, и все они будут рассмотрены в будущем. Дело в том, что, как неоднократно отмечалось, текст проекта международного соглашения по СОЗ не безгрешен. Это касается и состава химических веществ, взятых на первоначальное рассмотрение, и ряда моментов создания контрольного механизма по выполнению соглашения. Однако, поскольку работа над соглашением носит консенсусный характер, а СОЗ в своем распространении в мире не знают границ, необходимо было искать такие формы участия неправительственных организаций, которые бы позволили обеспечить максимальный учет их мнения. Следующее заседение межправительственного комитета ЮНЕП намечено на весну 2000 г. в Германии. В процессе встреч неправительственных организаций в Женеве выяснилось, что специфика работы IPEN по участию в подготовке международного документа по СОЗ такова, что она предусматривает при обсуждении вопросов кооперирование сил и мнений в рамках отдельных регионов - Африки, Южной Америки, Западной Европы и т.д. В связи с этим большинство представителей общественных организаций стран СНГ, принимавших участие в женевской встрече, согласились с необходимостью объединения усилий в рамках рабочей группы по СОЗ стран СНГ. От участия в решении этого вопроса воздержались двое - Е.Васильева из России (Волгоград) и И.Кузанова из Грузии. Было решено, что функции рабочей группы будут иметь исключительно информационно-координационный характер и исключат какое-либо управление. Равным образом, было решено, что образование рабочей группы стран СНГ не исключает возможности для любых организаций этого региона иметь прямые контакты с любой другой организацией IPEN и с руководством IPEN по любым вопросам проблемы СОЗ. Координатором группы был избран Л.А.Федоров (Россия, Союз "За химическую безопасность"). По окончании встречи в Женеве рабочая группа стран СНГ направила руководству IPEN извещение о своем образовании, о поддержке платформы IPEN и о своем желании участвовать в дальнейшей работе над платформой IPEN по СОЗ. Ниже приводится текст платформы IPEN по проблеме СОЗ. Мы будем рады ПРИСОЕДИНЕНИЮ к этой платформе тех общественных организаций РОССИИ, которые найдут текст приемлемым для себя. Для сведения сообщаем, что к платформе уже ПОСЛЕ встречи в Женеве присоединилось много экологических организаций стран СНГ (сверх тех, что участвовали в совещании в Женеве): от Армении - 1, от Беларуси - 1, от Казахстана - 1, от Киргизстана - 2, от Туркменистана - 1, от Узбекистана - 1, от Украины - 2. Будем рады также замечаниям по тексту документа. ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕТЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (IPEN) - ПРОТИВ СТОЙКИХ ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (СОЗ) Международная cеть неправительственных организаций, выступающих против стойких органических загрязнителей (СОЗ; the International POPs Elimination Network, IPEN), - это рабочая группа некоммерческих общественных организаций, сосредоточивших свое внимание на достижении глобального соглашения по устранению из жизни СОЗ. Платформа действий по устранению СОЗ обеспечивает участников IPEN рациональным планом действий и описанием концептуальных рамок и инициатив, которые необходимы для достижения эффективного и юридически обязывающего соглашению по СОЗ. В части I ("Информация о стойких органических загрязнителях") дается описание самих СОЗ, освещаются проблемы их существования и приводятся научные свидетельства о серьезном ущербе, вызываемом СОЗ в глобальной окружающей среде, включая человека, живые организмы дикой природы и целые экосистемы. Здесь же обобщаются некоторые моменты, из которых следует необходимость достижения глобального соглашения по СОЗ. В части II ("Платформа по борьбе с СОЗ") содержится призыв к действиям, который адресован к правительствам всего мира, побуждая лиц, принимающих решения, при разработке глобального соглашения по СОЗ взять на вооружение 9 ключевых принципов. Среди прочего, соглашение должно предусматривать: * исключение СОЗ и источников их возникновения должно осуществляться в режиме быстрого, упорядоченного процесса, причем первоначально внимание должно быть сфокусировано на 12 приоритетных СОЗ, которые включают такие хорошо известные химические вещества, как ДДТ, полихлорбифенилы (PCBs) и диоксины; * отказ от идеи, что вещества, включенные в список СОЗ, можно продожать производить и выбрасывать в окружающую среду - СОЗ по самой природе являются веществами, трудно поддающимися контролю; * остановка и запрет всех производств, использования и торговли СОЗ, которые являются продуктами и сопутствующими продуктами индустрии, а также нахождение, сбор и уничтожение прошлых и существующих запасов СОЗ; * создание программ по преодолению недостатка мощностей в некоторых странах, необходимых для исключению СОЗ и их источников, а также по нахождению и использованию безопасных альтернативных веществ и процессов; * гарантирование, что здоровье и безопасность не будут предметом компромиссов в процессе исключении СОЗ, особенно в таких сферах, как контроль за инфекционными болезнями и производство продовольствия; * создание листа новых СОЗ, когда соглашение по СОЗ станет действующим, посредством создания работающего и прозрачного набора критериев и процедур, основанных на защите окружающей среды. I. ИНФОРМАЦИЯ О СТОЙКИХ ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЯХ (СОЗ) А. Что такое СОЗ? 1. СОЗ - это органические (углеродные) химические соединения и смеси, которые включают промышленные вещества типа полихлорбифенилов, пестициды типа ДДТ, а также также неожиданные вредные отходы типа диоксинов. СОЗ - это первичные и побочные продукты цивилизации, которые появились сравнительно недавно. 2. СОЗ, попавшие в окружающую среду, могут перемещаться по воздуху и воде в различные регионы, удаленные от первоначальных источников. В этих регионах СОЗ могут концентрироваться в живых организмах, в том числе в людях, до уровней, способных нанести сильный вред здоровью человека и/или окружающей среде. СОЗ обладают рядом общих свойств: а) СОЗ устойчивы в окружающей среде - они не подвергаются фотолитическому, химическому и биологическому разложению; б) СОЗ - сравнительно малолетучие вещества, они испаряются довольно медленно. Попадая в воздух, эти вещества перемещаются на большие расстояния с воздушными потоками, и затем возвращаются в землю. Чем холоднее климат, тем меньше СОЗ испаряется, в результате чего они накапливаются в таких регионах, как Арктика, расположенная за тысячи километров источников; в) Обычно СОЗ мало растворимы в воде и хорошо растворимы в жирах (маслах). Такие стойкие вещества способны биоаккомулироваться в жировых тканях живых организмов. Их концентрация по мере перемещения по пищевой цепи может возрастать в тысячи и миллионы раз. г) Из-за своей токсичности СОЗ могут нанести вред человеку и другим организмам даже в малых концентрациях. Некоторые СОЗ даже в крайне малых концентрациях могут нарушать нормальные биологические функции живых организмов, в том числе активность природных гормонов и других "химических почтальонов", инициировать множество других потенциально вредных эффектов. Б. Ущерб, вызываемый СОЗ 3. Известно, что СОЗ оказывают вредное воздействие на некоторые группы населения и виды дикой природы в полярных и умеренных широтах. Пока мало исследований документируют вред, наносимый здоровью в тропических регионах из-за выбросов СОЗ в окружающую среду. Ясно, что если СОЗ наносят вред здоровью человека и экосистемам за тысячи километров от источника, они вызывают не меньший или даже больший ущерб в самом регионе источника и вблизи него. Отсутствие четко документированных свидетельств вреда не означает отсутствие самого вреда. 4. Для некоторых участников IPEN начало интереса и озабоченности проблемами, связанными с СОЗ, относится к концу 1960-х гг. В те годы ученые начали накапливать свидетельства вреда, наносимого рыбе, птицам и млекопитающим в великих озерах Северной Америки и вокруг них. В некоторых случаях преобладающие источники СОЗ находились относительно близко, в других - за тысячи километров. Ущерб был особенно велик у видов высокоорганизованных хищников. Он включал: * нарушение функций размножения и сокращение популяций, * анормальное функционирование щитовидной железы и других гормональных систем, * снижение различий между полами (феминизация самцов и мускулинизация самок), * аномалии в поведении, * образование опухолей и возникновение рака, * появление огромных дефектов рождения. 5. Встревоженные такими результатами, ученые исследовали также ущерб, наносимый человеку, который в конечном счете также может считаться высокоорганизованным хищником. В последующие годы были систематизированы очевидные свидетельства того, что из-за воздействия СОЗ у человека могут возникать: * рак и опухоли в различных системах, * нервно-поведенческий ущерб, включая ослабление функции познания, ухудшение характеристик при исполнении стандартных тестов, изменения в темпераменте, * изменения в иммунной системе, * ухудшение функции размножения и отклонения в половой сфере, * сокращение периода лактации у кормящих матерей, * болезни, такие как эндометриозис (болезненное хроническое гинекологическое нарушение, в процессе которого ткани матки разрастаются вне матки), увеличение случаев диабета и другие. Особенно опасными представлялись свидетельства того, что наиболее уязвимы к воздействию СОЗ женщины, младенцы и дети. 6. У людей, как и в дикой природе, ущерб, связанный с воздействием СОЗ, часто сказывается не на взрослом населении, подверженном влиянию загрязнителей, а на его потомстве. Воздействие СОЗ на мать переносится через плаценту на развивающийся зародыш и через грудное молоко - на выкармливаемого младенца и может нанести огромный вред на уязвимых стадиях развития, причем это воздействие может и не быть явно выражено до тех пор, пока младенец не достигнет половой зрелости или взрослого состояния. 7. В первые десятилетия нынешнего столетия СОЗ фактически не присутствовали в окружающей среде. Производство и появление СОЗ резко возросли после второй мировой войны. В настоящее время во многих регионах мира экосистемы и продовольствие (особенно это касается рыбы, мяса и молочных продуктов) загрязнены СОЗ. В мире часть дикой природы испытывает влияние СОЗ, которое достигло или почти достигло уровня, при котором возможно (в некоторых случаях это уже происходит) нанесение вреда экосистемам. У многих людей содержание СОЗ в организме также достигло уровней, опасных для здоровья. 8. Обычно люди подвергаются воздействию СОЗ через пищу. Те люди, которые работают и проживают в районах, расположенных рядом с источниками СОЗ, могут быть подвержены влиянию СОЗ также через органы дыхания и посредством кожных контактов. Наиболее всего подвержены влиянию СОЗ люди, чья диета включает большие количества дикой пищи и особенно крупных рыб, морских млекопитающих и других продуктов водного происхождения. Яркое тому свидетельство (к тому же хорошо задокументированное) - это серьезная угроза здаровью аборигенов, проживающх в полярных регионах на очень большом отдалении от большинства источников СОЗ, например, такому народу, как инуиты (эскимосы), которые проживают в приполярном регионе. Однако местные мясные и молочные продукты в тропических и умеренных зонах также бывают серьезно загрязненными СОЗ. Те СОЗ, которые обычно перемещаются на большие расстояния воздушными потоками, могут также перемещаться и на короткие дистанции, загрязняя, например, животноводческие пастбища. В. Действия против СОЗ 9. Поскольку продолжительность одного поколения людей довольно велика (20-30 лет), свидетельства вреда человеку, вызываемые СОЗ, выявлялись очень медленно. В настоящее время, когда сумма свидетельств вреда человеку, возникающего от СОЗ, быстро возрастает, расширяется и движение озабоченных этой проблемой людей, организаций и правительств, которые выступают против СОЗ и за устранение их источников. 10. Ответственные лица многих правительств уже сейчас разрабатывают планы и стратегию решения проблемы СОЗ в своих странах. Во многих странах применение ряда СОЗ запрещено или строго ограничено, что привело к снижению их уровня в окружающей среде на местном или региональном уровне. Однако, из-за трансграничной природы СОЗ эффективное решение проблемы требует международного сотрудничества в глобальном масштабе. 11. К счастью, многие межправительственные организации, такие как Экологическая программа ООН (UNEP), Всемирная организация здоровья (WHO), Правительственный форум по химической безопасности (IFCS), и другие, уже получили поручения от различных правительств создать глобальный план действий против СОЗ. В феврале 1997 г. Управляющим советом такой организации, как UNEP, было принято решение, одобренное в мае 1997 г. Всемирной ассамблеей здоровья, о начале глобальной межправительственной разработки юридически обязывающего акта по СОЗ. В конце июня 1998 года Межправительственный комитет по разработке (INC) проведет свою встречу в Монреале и начнет разрабатывать глобальную, юридически обязывающую Конвенцию для решения этой важной проблемы. 12. Участники проекта должны были предложить возможные действия по борьбе с СОЗ, включенными в краткий список из двенадцати СОЗ (иногда их называют "грязной дюжиной"). В список включены: * диоксины, * фураны, * полихлорбифенилы (PCBs), * ДДТ, * хлордан, * гептахлор, * гексахлорбензол (HCB), * токсафен, * алдрин, * дилдрин, * эндрин, * мирекс. Кроме того, должны быть разработаны критерии и процедура установления новых, дополнительных СОЗ - кандидатов на включение в будущую систему обязательных действий против СОЗ. 13. Решение UNEP собрать Межправительственный комитет по СОЗ включает в большом рамочном документе, который уже был одобрен правительствами, помимо прочего, следующие положения: а) "в отношении включенных в список СОЗ пестицидов должны быть приняты меры по быстрой остановке имеющегося производства, а последующее использование остатков, как альтернатива, должно быть направлено лишь на небольшое число признанных видов применения"; б) "в отношении включенных в список СОЗ промышленных химических веществ необходимо ликвидировать с течением времени такие СОЗ, как полихлорбифенилы и гептахлорбензол, в глобальном масштабе и перейти к полному прекращению их применения, в связи с чем существует необходимость в управлении использованием остатков, их хранением и размещением"; в) "в отношении СОЗ, которые генерируются в качестве побочных продуктов [имеются в виду диоксины и фураны], должны быть в срочном порядке приняты возможные на данном этапе меры, в результате которых может быть достигнуто реальное и значительное сокращение выбросов СОЗ и/или устранение их источников, и это должно осуществляться посредством действий, которые представляются выполнимыми и практическими, а также должны быть изучены и осуществлены дополнительные меры"; г) "должны быть предприняты реальные действия по уничтожению запасов устаревших СОЗ, включенных в перечень, и по очищению резервуаров СОЗ в окружающей среде"; д) "при разработке и осуществлении международных действий [против СОЗ], должны учитываться соответствующие социально-экономические факторы, в том числе: возможные последствия на производство продовольствия; ...возможное влияние на здоровье человека (имеются в виду вещества, необходимые для контроля за переносчиками инфекций); ... необходимость наращивания необходимых мощностей в отдельных странах и регионах; ...вопросы финансирования; возможные последствия торгового характера". 14. Правительства, представители которых встретились в 1997 г. на Управляющем совете UNEP, были призваны вести работу по СОЗ таким образом, чтобы закончить эту деятельность в 2000 г. Затем, после завершения этапа разработки и переговоров, наступит период ожидания того, когда Конвенция по СОЗ будет ратифицирована и вступит в силу. В связи с этим правительствам, межправительственным и другим организациям необходимо начать действия против СОЗ немедленно, еще до вступления в силу юридически обязывающих распоряжений. II. ПЛАТФОРМА ПО БОРЬБЕ С СОЗ Нижеподписавшиеся организации согласны с тем, что: 15. Целью Конвенции по СОЗ является создание систематической и длительной Программы действий по устранению СОЗ и их основных источников, в которой примут участие все страны. Это представляется единственным способом действий, который с течением времени может привести к устранению вреда, причиняемого СОЗ. 16. Цель глобальной Конвенции по СОЗ не должна определяться как "улучшение управления рисками, связанными с СОЗ". СОЗ - это не "риск", а очень длительный источник нанесения серьезного ущерба биосфере - человеку, дикой природе и целым экосистемам во всем мире. Точно также целью глобальной Конвенции по СОЗ не может быть улучшение управления СОЗ и выбросами СОЗ, поскольку СОЗ по своей природе являются веществами, не поддающиеся управлению. Однако мы признаем, что устранение всех основных источников СОЗ и очищение от СОЗ их экологических резервуаров во многих случаях будет трудным и емким по времени. Мы также признаем, что СОЗ останутся в окружающей среде и в пищевых цепях в течение длительного периода, даже после эффективного применения мер по их устранению. По этой причине режимы по управлению СОЗ будут необходимы и часто востребованы на временной основе, так как долгосрочные проекты при их осуществлении возымеют эффект лишь с течением времени. Управление СОЗ, однако, должно рассматриваться в качестве дополнительной меры по устранению СОЗ, а не как альтернативный вариант. 17. Правительства стран мира через уполномоченный UNEP Межправительственный комитет по разработке (INC) должны создать юридически обязывающую глобальную Программу действий по устранению СОЗ и их антропогенных источников, основываясь на следующих принципах: а) программа действий против СОЗ должна исходить из режима, который способен обеспечить решение проблемы с учетом неспособности многих стран устранять СОЗ и их антропогенные источники без значительной поддержки извне. Поддержка будет часто оказываться для того, чтобы страны могли находить и осуществлять эффективные альтернативы при решении проблемы СОЗ и их источников, делая ставку главным образом на нехимические альтернативы, где это только возможно. Соглашение по устранению СОЗ должно включать серьезные обязательства по совместной ответственности, в том числе поддержку извне, а также техническую и другие виды поддержки для усиления средств борьбы с СОЗ. Режим должен включать мобилизацию денежных средств и экспертизы со стороны ООН и других агентств, частного сектора, НПО и гражданских групп для того, чтобы активно содействовать созданию безопасных, экологически обоснованных, целесообразных и эффективных средств для достижения желаемых результатов. б) Не следует просить или требовать от стран и регионов предпринятия действий в соответствие с соглашением по СОЗ, которые сами по себе представляют опасность для здоровья и благосостояния людей и окружающей среды. Должны быть предприняты специальные усилия для того, чтобы при действиях по устранению СОЗ не пострадали здоровье и безопасность (особенно в районах, где осуществляется контроль над инфекционными болезнями, где происходят производство необходимых пищевых продуктов и другие социальные или оздоровительные мероприятия). Должна быть предусмотрена передача этим странам и регионам научных, финансовых и технологических ресурсов, с тем чтобы помочь при избавлении от СОЗ. Предлагаемые альтернативы СОЗ не могут считаться приемлемыми, если они будут представлять угрозу здоровью или окружающей среде в местном или региональном масштабе из-за токсичности или по другим причинам - даже если альтернативы предусматривают устранение СОЗ. в) После того, как вещество включено в список СОЗ, невозможно согласиться с тем, чтобы оно продолжало генерироваться и выбрасываться в окружающую среду. Нельзя согласиться и с утверждением, что эмиссия и выбросы СОЗ могут поддаваться эффективному управлению и контролю. Если какое-то вещество попало в список СОЗ как объект юридически обязывающего акта в рамках Программы действий против СОЗ, в этом случае графики действий должны предусматривать полное прекращение его использования и исключение всех его выбросов. Эффективность исключения СОЗ не должна оцениваться посредством измерения наличия его в окружающей среде. СОЗ не имеют приемлемых уровней эмиссии, не существует приемлемой однодневной дозы потребления СОЗ, не существует приемлемых уровней наличия СОЗ в окружающей среде. г) Для СОЗ, которые UNEP избрала в качестве объекта для устранения (12 из них уже названо, позже могут быть добавлены и другие), юридически обязывающий акт должен подразумевать принятие глобальной Программы действий, которая будет обеспечивать быструю, но упорядоченную и ответственную: * для СОЗ, которые производились специально, - ликвидацию, а затем наложение запрета на любое сознательное производство и использование, а также прекращение любых импорта, экспорта, перевозок и продажи; * для СОЗ, которые порождаются как неожиданные загрязнители, побочные продукты и продукты сгорания, - их выявление и ликвидацию основных антропогенных источников; при выявлении источников должны учитываться промышленные процессы, технологии размещения отходов и антропогенные продукты и материалы, как правило связанные с порождением СОЗ в течение их обычного цикла; * для запасов устаревших СОЗ и экологических накопителей СОЗ, - выявление, сбор и разрушение СОЗ такими способами, которые сами по себе не создают риска и не порождают СОЗ или каким-то иным образом не угрожают здоровью и окружающей среде. д) При выборе новых СОЗ, не входящих в начальный список 12 СОЗ и предусмотренных для устранения в рамках Программы действий, должны быть установлены исполнимые и прозрачные процедуры и критерии, основанные на сохранении окружающей среды и здоровья, е) Устранение СОЗ должно происходить в последовательном (ступенчатом) режиме, который должен быть быстрым, упорядоченным и справедливым. Ненужные задержки не могут быть оправданы. Ступени ликвидации СОЗ должны осуществляться спланированно и упорядоченно, с тем чтобы экономические и социальные затраты поддерживались на минимальном уровне, а также избегались разрушения и неурядицы. В некоторых случаях будет возникать необходимость поддержания ступенчатого режима и/или какая-либо другая помощь отдельным группам рабочих или группам населения, чье существование в данный момент будет зависеть от производства или использования СОЗ, от технологий, порождающих СОЗ или от материалов, которые обычно порождают СОЗ в течение их обычного цикла. В тех случаях, когда будут существовать экономические выгоды, так же как и экономические затраты в связи с ликвидацией СОЗ, и выгоды, и затраты должны быть ровномерно распределены среди затронутых групп. В частности, затраты по очистке и по удалению СОЗ должны быть распределены среди групп, ответственных за их производство. При этом особое внимание должно быть уделено частному сектору. Управление и надзор за действиями по устранению СОЗ, а также финансирование должны осуществляться независимыми органами, подотчетными общественности. ж) При разрешении проблемы СОЗ в особых случаях, упомянутых в пунктах а) и б), а также с целью оказания поддержки правительствам, частному сектору, НПО, ученым и другим заинтересованным сторонам во всех странах при стремлении ускорить эффективную борьбу с СОЗ существенно важно, чтобы был организован специальный "очищающий" механизм, сфокусированный на СОЗ, в тандеме с глобальным юридически обязывающим актом, который обеспечит заинтересованным сторонам прямой доступ к необходимым источникам информации, практическому опыту и научно-технической экспертизе для упрощения эффективного научного, технического и финансового сотрудничества при создании мощностей. з) Как часть глобальных усилий по выявлению и устранению СОЗ должны быть запущены действенные программы проверки токсичности многих химических веществ, чьи токсичные эффекты пока не исследованым. В рамках этих программ химические вещества должны быть изучены как индивидуально, так и в различных комбинациях, с тем чтобы был исследован широкий диапазон всевозможных влияний на здоровье и окружающую среду, в том числе канцерогенность и мутагенность, эндокринная активность, влияние на развитие, на иммунную, нервную и репродукционную системы. В тех случаях, когда сохраняется неопределенность в отношении вредного влияния СОЗ, действия должны предприниматься в соответствии с предупредительным принципом, с опорой на весомые доказательства. Особое внимание должно быть уделено нейтрализации риска в отношении зародышей, детей и других уязвимых групп населения. и) Процесс борьбы против СОЗ должен быть прозрачным. Это предполагает значимое общественное участие и достигается разработкой глобального юридически обязывающего акта по СОЗ. Должен быть также как можно более прозрачным режим, учитывающий все это, равно как и связанные с этим национальные и интернациональные действия и действия частного сектора. В свою очередь, прозрачность подразумевает обеспечение эффективного участия общественности/НПО при принятии решений, при выявлении и развитии безопасных и приемлемых альтернатив СОЗ. Подразумевается также своевременный доступ к необходимой правительственной и частной информации об источниках СОЗ, уровнях загрязненности, об использовании и местонахождении СОЗ, так же как и информация об опасности СОЗ. * * * Дальше следует обширный перечень неправительственных организаций многих стран мира, которые уже присоединилиь к Платформе IPEN по проблеме СОЗ. * * * Текст настоящего бюллетеня был подготовлен по заказу АВЭ-ИНФО (Нижний Новгород), представительница которого Н.П.Пчелина участвовала во встрече в Женеве, и должен был выйти в свет одновременно с АВЭ-ИНФО. К сожалению, по техническим причинам, выпуск АВЭ-ИНФО задержался на несколько дней. Мы не могли, однако, останавливать выпуск бюллетеня, поскольку 21 октября 1999 г. начинаются "Дни Волги", где СОЗ предполагаются в качестве одной из важнейших проблем рассмотрения. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@glasnet.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 1999 г. * по электронной почте * **************************************************************