******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* * Сообщение UCS-INFO.2156, 20 сентября 2009 г. * ******************************************************************* Здоровье БЫТОВАЯ ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ Формула нелюбви Производителей бытовой химии в США вынуждают рассказать правду о своей продукции; российские компании будут молчать до последнего Американские компании, производящие бытовую химию, - Procter & Gamble, Colgate-Palmolive и другие, - оказались под давлением общественности и контролирующих органов: от них требуют подробного раскрытия всех компонентов производимой продукции. Состав этих продуктов публиковался и раньше, но открытый список химикатов ограничивался лишь самыми распространенными и основными компонентами товара. Однако, утверждают исследователи, в стиральных порошках, освежителях воздуха, моющих средствах и других продуктах есть незначительные скрытые токсические компоненты, которые могут нанести здоровью ущерб. Или, скажем, не опасны при разовом применении, но могут повредить здоровью, если попадают в организм на протяжении многих лет. Депутаты Конгресса от нескольких штатов даже хотят принудить "химиков" подробно отчитываться перед потребителями, но пока инициативу перехватили производители. Они разработали "добровольный план" раскрытия информации о компонентах своих товаров в Интернете и на упаковках (хотя и опасаются, что там не хватит места на другую потребительскую информацию). Но положение компаний все равно сложное: с одной стороны, им нужно всячески демонстрировать, что они выступают за прозрачность, экологию и мир во всем мире. С другой - производители говорят, что 100-процентное раскрытие информации нарушит их права на химические разработки, ведь в результате их узнают конкуренты. Так что переговоры между производителями и потребительскими обществами о том, какой процент компонентов товаров бытовой химии и в каких случаях нужно раскрывать, продолжаются. СОЮЗ УЧЕНЫХ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В США давно идут разговоры о токсичности продуктов бытовой химии. Но власти не вмешивались, пока за дело не взялись ученые-энтузиасты совместно с сообществами потребителей. Вашингтонский университет в 2004 - 2005 годах провел большие анкетные опросы среди американских потребителей и выяснил, что около 20% из них испытывали проблемы со здоровьем, связанные с негативным воздействием освежителей воздуха, а около 10% - со средствами для стирки белья. Параллельно ученые протестировали эти виды бытовой химии от нескольких ведущих мировых брендов. Все образцы показали присутствие как минимум одного токсичного компонента. Среди прочих были найдены: ацетон, лимонен, ацетальдегид, хлорметан, 1,4-диоксан и многие другие. Всего в продуктах бытовой химии обнаружили присутствие около 100 летучих органических соединений, не указанных на этикетке. Дополнительно в пяти из шести продуктов исследователи нашли "канцерогенные вещества, загрязняющие воздух". И это притом, что некоторые из них официально признаны опасными для здоровья федеральным законодательством США. Затем ученые изучили и другие категории товаров бытовой химии - с аналогичными результатами. Активность исследователей не прошла даром: иски потребителей к производителям бытовой химии стали массовым явлением, а темой токсичных компонентов заинтересовалось правительство. Как считает Михаил Дуркин из Хельсинкской комиссии, без настойчивости и энтузиазма американских исследователей никто бы не обратил на проблему внимания. А теперь вопрос об экологичности бытовой химии и ее опасности для здоровья вышел на уровень общенационального обсуждения. И этого бы не получилось без тесного сотрудничества американской системы защиты прав потребителей и исследовательских групп крупных университетов. Только в такой связке реально проводить масштабные доказательные исследования. РАЗГОВОРЫ ВМЕСТО ИСКОВ В России американские разбирательства пока вряд ли вызовут большой резонанс. Отечественные потребители пока не столь придирчиво и въедливо относятся к тому, чем стирают, моют и освежают воздух. В основном, дело ограничивается дискуссиями в блогах и на потребительских форумах, где покупатели выводят на чистую воду производителей, использующих в рекламе термины типа "экстракт кашемира". Об исках по поводу токсичности товаров бытовой химии пока не слышно. Но научные исследования на эту тему уже проводятся. Например, Институт аллергологии и клинической иммунологии (ИАКИ) выяснил, что около 200 000 жителей Москвы и Московской области страдают аллергическими заболеваниями, связанными с использованием бытовой химии. В частности, пациенты, особенно дети в возрасте от 2 до 16 лет и домохозяйки, жаловались на аллергические реакции в местах, где кожа трется о постиранную одежду. Нередко при применении порошков у пациентов с предрасположенностью к респираторной аллергии развивались приступы бронхиальной астмы или аллергического рино-конъюнктивита. Как говорит директор ИАКИ Юрий Сергеев, аллергия на средства бытовой химии до недавнего времени была абсолютно неизученным явлением. Аллергенность и токсичность товаров бытовой химии, по его мнению, - связанные явления, и американские исследователи обязательно вскоре ухватятся за эту тему. ТАЙНАЯ ФОРМУЛА Но добиться каких-то решений по примеру американских коллег российским ученым и потребителям в любом случае будет нелегко. Как считает начальник аналитического отдела "Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии" Надежда Венгерова, чем бы ни закончилась история в Штатах, она не сильно скажется на политике российских производителей. Все продаваемые товары проходят государственные экспертизы, проверяются на соответствие официальным нормам. А изменение этих стандартов - дело хлопотное и долгое. Другое дело, что если американские компании все-таки начнут раскрывать новые подробности состава своих средств, это может поменять правила игры и в России. Доля транснациональных игроков на российском рынке велика, и полностью проигнорировать их политику конкуренты не смогут. В конечном счете, уверен Дуркин, прозрачность может даже быть одним из конкурентных преимуществ производителя. Да и полной информации потребитель все равно не получит: государство не посягнет на запатентованные формулы продуктов бытовой химии. Так что производителям выгоднее самим сделать первый шаг в этой игре. Петр Биргер, 18.09.09 http://slon.ru/articles/136926/index.php?PRINT=Y&ID=136926 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (8-499)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2009 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=