******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* * Сообщение UCS-INFO.2148, 27 августа 2009 г. * ******************************************************************* Дела космические ЧЕРТОК О КОСМОНАВТИКЕ - 1 26-08-2009 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОНАВТИКИ (Из доклада академика РАН - соратника С.П. Королева - Бориса Евсеевича Чертока на 6-ом Международном аэрокосмическом конгрессе IAC'09) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОНАВТИКИ (Из доклада академика РАН - соратника С.П. Королева - Бориса Евсеевича Чертока на 6-ом Международном аэрокосмическом конгрессе IAC'09). "В Москве продолжает работу 6-й Международный аэрокосмический конгресс IAC'09. Сегодня участники Конгресса обсуждают современные проблемы космонавтики по секциям, в том числе, продолжая обсуждать и большой плат проблем, поднятых вчера в докладе "Основные проблемы космонавтики" соратником С.П. Королева академиком Российской академии наук Борисом Евсеевичем Чертоком. В виду исключительной важности затронутых Борисом Евсеевичем Чертоком вопросов, мы публикуем сегодня тезисы его доклада. Как отметил Б.Е. Черток, практическая космонавтика - это совершенно новая для человечества сфера деятельности, насчитывает всего 52 года, пилотируемая космонавтика - 48 лет. Космонавтика опирается на ракетную технику. Выходить в космос мы можем пока только с помощью ракетных пусков. Ракетно-космическая техника связывает не только технологических, но и много общих глобальных проблем - экономических, политических и военно-стратегических. Я остановлюсь на наиболее актуальных. В прошлом веке было разработано и успешно испытано такое разнообразие ракет-носителей, что помогло начать решать все актуальные проблемы космонавтики - от вывода на орбиту совершенно малого первого спутника до высадки экспедиции на Луну. По разным причинам космонавтика лишалась надежных и перспективных носителей XX века, способных совершить новый скачок. Но современные американская и российская ракеты-носители могут дать возможность в XXI веке решать такие проблемы почти с нуля. Сегодня в России самыми нужными оказались носители "Союз", созданный на базе легендарной "семерки", и "Протон-М". Эти носители создавались сборными коллективами академиков Королева и Челомея. Этим носителям уже под 50 с лишним лет. За последние 15 лет в России создана ракета-носитель "Ангара", которая на МАКС-2009 представлена во всей красе. Для нее нужен новый космодром. Напомню, что королевская "семерка" и челомеевский "Протон" советская промышленность создала практически за три года. По современным представлениям этот срок совершенно фантастический не только для России, но и для США. В Соединенных Штатах сейчас создается новое семейство носителей, которые появятся лет через пять, а обеспечивающую пилотируемую космонавтику программу Space Shuttle - прикрывают в 2010 году. Оказалось, что при проектировании Шаттла были допущены грубые не столько технические, сколько экономические ошибки. Когда эта программа закладывалась, она рекламировалась таким образом, что она даст возможность сэкономить средства, ибо вывод одного килограмма полезного груза обойдется человечеству в 1000 долларов, а в будущем - 100 долларов! Фактически сегодня вывод одного килограмма полезного груза стоит от 20 до 30 тысяч долларов! Это основная причина, по которой НАСА хотят отказаться от дальнейшего использования Шаттла. Тем, кто будет создавать будущие ракеты-носители, предстоит пройти трудный путь, ибо по надежности, особенно для пилотируемых программ, они будут сравниваться с "Союзом" и "Протоном", надежность которых очень высокая. По пускам космических аппаратов, выводимых в космос на надежных старых носителях, разработанных фирмами, основанными Королевым, Челомеем, Янгелем, Россия - впереди планеты всей! В числе наиболее актуальных проблем космонавтики я назову систему связи. Космический аппарат является основой сотен национальных государственных и коммерческих систем, обеспечивающих человечеству безопасность. Десятки стран имеют свои государственные спутники связи. Практически 90 процентов спутников связи размещаются на геостационарной орбите. Это уникальная орбита, она одна для всех активно работающих спутников. По последним данным на геостационарной орбите находилось около 1200 всяких объектов, из которых только несколько сотен - активно работающие спутники. В ближайшие 15-20 лет при сохранении интенсивности вывода спутников на геостационарную орбиту будет исчерпан ее уникальный ресурс. Неизбежна международная конкуренция за нужное место на этой орбите. Одним из возможных решений этой проблемы является строительство тяжелых многоцелевых платформ, способных заменить многие десятки и даже сотни современных спутников. Они будут очень выгодны с коммерческой точки зрения. И для дальнейшего информационного сближения человечества, если власти предержащие, политические руководители основных могучих государств, которые входят в "восьмерку", "двадцатку" - не знаю, сколько их станет дальше - будут исходить из интересов человечества, а не класса олигархов, коррумпированных государственных чиновников, как это сегодня происходит и в нашей России. В конце XX века в Советском Союзе были разработаны проекты таких платформ. Позднее, в 2000 году, заново были разработаны проекты многофункциональных платформ. Они оказались неспособны конкурировать с яхтами наших олигархов. Ибо по стоимости каждая яхта, если вы читаете наши средства массовой информации, превосходит современные космические системы. Следующая проблема современной космонавтики - это системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Это системы, над которым человечество начало работать в связи с обострением холодной войны. Для космонавтики все государственные границы открыты, и космические разведчики, в отличие от всех других шпионов, их уничтожение, если такое происходит, не равносильно началу боевых действий. В связи с созданием принципиально новых оптикоэлектронных систем, не требующих возвращения на Землю фотопленки, произошел исключительно большой качественный скачок в использовании систем ДЗЗ для всех видов разведки. Современная радиоэлектронная многоспектральная оптика позволяет получить изображение с разрешением от 0,5 до 1 метра. В перспективе, при необходимости, разрешение можно доводить и до 1 сантиметра. При определенной системе обработки и анализа информации, передаваемой такими спутниками, можно прогнозировать стихийные бедствия, осуществлять мониторинг экологической обстановки, составлять метеопрогнозы, искать месторождения полезных ископаемых, получать информацию о строительстве в запрещенных местах всякого рода дорогих коттеджных поселков и многое другое. Актуальным сегодня для ДЗЗ является цифровое картографирование земной поверхности для решения проблем навигации. Надо сказать, что космические системы ДЗЗ России, Китая, США, всех государств-членов НАТО играют значительную роль в обеспечении международной безопасности. Следующая большая работа, которую выполняет сегодня наша современная космонавтика, и начала этим совсем недавно заниматься - это космическая навигация. За двадцать лет с момента создания первой системы космической навигации мы получили возможность обеспечить каждого желающего в любое время суток в любую погоду на суше и на море координатами своего места на нашей планете и вектором движения с точностью 100 метров. А если очень постараться - для слепой посадки самолетов ошибки не превосходят примерно 50 сантиметров. В России разработана своя навигационная система ГЛОНАСС. Ее потенциальные возможности практически не уступают американской системе GPS. Но, у нее было слабое место - недолговечность спутников. Сейчас над решением этой проблемы успешно работает предприятие имени Решетнева. Провал наземного сектора ГЛОНАСС - трагический итог развала оборонно-промышленного комплекса и деградации нашей электронной промышленности (она сосредоточена не в ракетно-космической отрасли - ред.). Это сильно сказывается на всей нашей космонавтике. Громкая риторика и реклама ошейника для собаки нам не помогут. Но я не стану больше на эту тему злословить, так как это проблемы государственно, социально-политической системы, а не провал космических технологий, не ошибки ученых и инженеров. Быстро исправить ситуацию будет невозможно. Системы космической связи, ДЗЗ, навигации в XXI веке в значительной мере будут определять безопасность каждого государства. Если наши российские высшие политические, экономические, военные и всякие прочие руководства не будут способны в ближайшие 5 - 7 лет решить эти проблемы, в этом случае наша страна может стать сырьевым придатком могучих государств - США, Европы, ну и, вероятно, Китая. О пилотируемых программах. 12 апреля 2011 года мы торжественно отметим 50-летие полета Гагарина, начала эпохи обживания космического пространства человеком. В этом году исполнилось 40 лет второго великого события в истории человечества - высадки двух американских астронавтов на Луну. В настоящее время непрерывно работают на Международной космической станции интернациональные экипажи. Максимальная численность экипажа в 13 человек была продемонстрирована, правда, всего в течение 10 дней. В экипаже - космонавты и астронавты пяти стран. После шести американских экспедиций на Луну длительная работа человека в космосе на орбитальных станциях "Салют", "Мир", а теперь МКС - является следующим очередным и закономерным достижением всей мировой космонавтики. После России и США третьей страной, освоившей технологии пилотируемых полетов, оказался коммунистический Китай. Каковы главные достижения этих программ? Надо признать, что ни в одной из них не было сделано новых фундаментальных открытий, которые за этот период были совершены с помощью специальных беспилотных всякого рода научных космических аппаратов. Эти космические аппараты за последние десятки лет продвинули астрономию, астрофизику, изучение всей нашей вселенной и все наши знания о том, кто мы и что мы, о Солнечной системе и о Земле - намного дальше, чем это было сделано в предыдущие тысячелетия. Сегодня можно уверенно говорить о том, что практически доказана возможность и даже необходимость использования способностей человека в космосе для сооружения, ремонта и обслуживания больших и очень сложных конструкций. В конце первого десятилетия XXI века можно утверждать, что для изучения планет Солнечной системы, Вселенной нужны ученые, анализирующие богатейшую информацию, поступающую от научных беспилотных космических аппаратов. За всю историю пилотируемых полетов человеком, находящимся в космосе, не было сделано каких-либо новых фундаментальных научных открытий. В космосе, особенно для создания лунной базы, человек потребуется как строитель, монтажник, высотник, а для коммерческой системы - как турист. В 1964 году Вернер фон Браун сказал, что через 10 - 15 лет путевка для полета на Луну будет стоить 5 тыс. долларов. Сегодня желающий полететь на нашем "Союзе" должен заплатить порядка 33 млн долларов. Как вы видите, ошибаются даже великие конструкторы. Если говорить о планах на ближайшие десятилетия, она должны быть ориентирована на задачу продления эксплуатации Международной космической станции, по крайней мере, до 2020 года. Слова из известной всем песни: "На пыльных дорожках далеких планет останутся наши следы", - я бы сказал, в XXI веке они будут справедливы, наверное, только применительно для лунной программы. Человек на Луне должен быть, он должен туда вернуться, но уже не для очередного политического имиджа, как это было 40 лет тому назад, а надолго - для ее обживания, практической колонизации и, возможно, космического туризма. Будет ли Россия участвовать в этой перспективной и необходимой для дальнейшего развития цивилизации программе, зависит от тех россиян, которым сегодня нет еще 30 лет. Что касается разговоров о предстоящей, чуть ли ни завтра, экспедиции на Марс, то, по моему убеждению, его надо исследовать с помощью автоматов, марсоходов. С пилотируемой экспедицией, учитывая затраты и огромный риск, в ближайшие 50, а то и 100 лет можно не спешить. По современным оценкам, затраты на эту экспедицию составят 250 - 300 млрд долларов. Если они найдутся, то их можно потратить и в космосе, и на Луне с гораздо большей пользой. Я не вижу необходимости сегодня заниматься подготовкой пилотируемой экспедиции на Марс. Вероятно, в ближайшем будущем полетит еще много самоходных аппаратов. Они исследуют Марс гораздо лучше, чем человек, который проведет год в полете только в одну сторону, присядет на Марс, и тут же должен готовиться к отбытию обратно, если только сумеет вернуться на Землю. Сергей Павлович Королев и Михаил Клавдиевич Тихонравов рассказывали, что создатель московского ГИРДа (Группа изучения реактивного движения) Фридрих Артурович Цандер начинал рабочий день с лозунга "Вперед - на Марс!". Для современной космонавтики нужны программы под лозунгом "Вперед - на Луну!". Он звучит и на всех международных форумах. Все, что демонстрируется на авиакосмических выставках, будет реализовано в зависимости от экономической ситуации в той или иной стране. Пока можно утверждать, что, несмотря на кризисы, Соединенные Штаты идут в лидерах в мировой космонавтике, в перспективных и общенаучных фундаментальных исследованиях. Достойно подражания отношение американского правительства к работе и критическому обсуждению новых космических программ. Они создали авторитетную комиссию на основе федерального закона. Она ревизует предложения НАСА и открыто для всех средств массовой информации. Это позволяет американскому обществу критически, и я бы сказал с энтузиазмом, относиться к своим космическим программам. Последние новости о состоянии российской экономики, к сожалению, не дает мне оснований для большого оптимизма в отношении российской космонавтики. И последнее. В общечеловеческой истории космонавтики есть одно совершенно удивительное белое пятно. Человечество за какие-то 50 лет совершило громадный научный скачок. Появилась новая область деятельности - космонавтика, которая во многом определяет его дальнейшую судьбу. Но ни один из создателей ракет и космической техники не удостоен Нобелевской премии. Это будущему поколению в XXI веке предстоит решить и эту проблему". http://www.federalspace.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=7207 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (8-499)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2009 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=