******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И   * ******************************************************************* ****     Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь                  *************** ******************************************************************* *                       Сообщение UCS-INFO.2127, 14 июля 2009 г.  * *******************************************************************                                                       Немирный атом                   ИВАШОВ - ЗНАТОК ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ     Леонид Ивашов: Ядерное оружие стало для США помехой Что на самом деле стоит за призывами о всеобщем ядерном разоружении     11 июня ключевые члены Совета Безопасности ООН согласовали между собой проект новой резолюции Объединенных Наций о расширении режима санкций в отношении КНДР. Документ, в частности, предусматривает запрет на поставки любого оружия Северной Корее. Ожидается, что резолюwия будет окончательно принята 12 июня. О том, насколько это эффективная мера, корреспонденты <СП> побеседовали с президентом Академии геополитических проблем генерал-полковником Леонидом Ивашовым.  <СП>: - Способна ли новая жесткая резолюция в отношении КНДР решить проблему северокорейской ядерной программы?  - Совбез ООН уже принимал решения по поводу северокорейской ядерной программы и создания баллистических ракет. Есть резолюция 1718, в которой содержится обращенное к КНДР требование, чтобы она "не производила никаких новых ядерных испытаний или запусков баллистических ракет", а также приостановила "все виды деятельности, связанные с ее программой по баллистическим ракетам, и в этом контексте восстановила свои прежние обязательства по мораторию на запуск ракет". Кроме того, в этой резолюции оговорены санкции, направленные на ликвидацию ракетного и ядерного потенциала КНДР. В частности, в ней предусматривается запрет на поставки, продажу или передачу КНДР любой обычной военной техники и вооружений, а также любых материалов, оборудования, товаров и технологий, которые могут быть использованы в северокорейских программах оружия массового уничтожения. Новая резолюция мало что добавляет. Это - политическая игра США. Я бы предложил посмотреть на эту проблему в ином ракурсе.  <СП>: - В каком именно?  - Ядерное оружие становится в современных условиях едва ли не главной помехой для сил глобализма во главе с Соединёнными Штатами в их устремлении к однополярному миропорядку, а точнее - к мировому господству. США имеют серьёзное превосходство над Россией в размерах и качестве ядерного потенциала. 5200 ядерных боеголовок в арсеналах США вполне достаточно для уничтожения не только любого государства, но и всей земной цивилизации. Однако зачем нужны огромные территории, пусть и богатые природными ресурсами, но заражённые радиацией. А главное - есть риск получить ответный ядерный удар - ограниченный, но достаточно мощный. Вашингтон сознаёт это обстоятельство. Так ядерное оружие становится помехой в реализации мечты о мировом господстве? Отсюда вывод: необходимо обезоружить потенциального противника даже ценой собственного отказа от ядерного оружия. Если, например, Россия и Китай лишатся ядерного оружия, как фактора сдерживания не только ядерного нападения, но и широкомасштабной агрессии с применением обычных средств поражения (для этого у Москвы и Пекина есть широкий арсенал тактических ядерных боеприпасов), то они остаются практически беззащитными, Россия в первую очередь. И вот мировое общественное мнение начинают <накачивать> ядерной проблематикой. В США официальные власти и эксперты пугают своё население возможным ядерным терактом (<грязной> бомбой), Европу и Ближний Восток - иранской ядерной программой, Китай и Индию - пакистанской бомбой в руках исламистов. После испытания ядерного устройства в Северной Корее в панике японцы. Собирается Совбез ООН, политтехнологи рассуждают о возможности третьей мировой войны с масштабным применением ядерного оружия...  <СП>: - Вы считаете, что повода для беспокойства нет?  - При серьёзном рассмотрении любой из вышеприведенных <угроз> становится очевидным, что это полная чушь. КНДР испытала не боеголовки, а всего лишь ядерные устройства - это большая разница. Да и вообще: кто с кем будет воевать в гипотетической мировой ядерной войне? Китаю и России подобная авантюра абсолютно не нужна. Думаю, Британия, Франция и Израиль и подавно не выступят против США на стороне Пхеньяна. А вот ядерная провокация вполне возможна. Более всего на эту роль подходит Пакистан. Именно там американцы так <надемократизировали> обстановку, что эта страна (напомним - обладающая ядерным оружием!) вползла в хаос и процесс распада. Зарубежным спецслужбам несложно организовать похищение и применение ядерного боеприпаса против Китая или Индии. К тому же талибы стали действовать как-то странно: вместо того, чтобы воевать против <большого шайтана> - главного врага мусульман за освобождение своей афганской родины, они вдруг полезли на пакистанскую территорию, взрывая и убивая своих единоверцев. Параллельно этому идёт еще один процесс - поиск Китаем стратегического союзника и реакция США на этот поиск.  <СП>: - Поясните, что вы имеете ввиду?  - Американцы не хотят уступать Китаю пальму мирового первенства. Китайцы же упорно к этому идут - Пекин ищет себе союзников. Россия на эту роль не подошла - её нынешняя политическая элита смотрит не на восток, а на запад. Отношения с Китаем порой выглядят попыткой усилить свои позиции на Западе, испугать западный мир возможным сближением с КНР. Да и ослабление позиций России (особенно в оборонной сфере) делают её все менее привлекательной для Пекина. Китай, судя по всему, избрал себе в союзники Японию. Соединение высоких японских технологий с динамикой китайского развития, военной силой и многочисленным населением открывает невиданные перспективы для создания самого мощного полюса планеты. Состоялся первый в истории двусторонних отношений визит японского императора в Пекин, регулярными стали встречи руководителей правительств, ведомств, включая военные. В этой ситуации США пошли на беспрецедентный шаг: Бжезинский и Киссинджер вбросили пробный шар - предложили Китаю альянс с Америкой. Пока китайцы демонстрируют раздумье, но выбор рано или поздно будет сделан. Пойти на союз с Вашингтоном, рискуя быть им обыгранными, или же сыграть с Японией свою игру против Америки? Не ясно, как поведёт себя Япония в треугольнике Вашингтон - Пекин - Токио. В этих условиях Пекину отказываться от своего ядерного потенциала совсем не с руки.  <СП>: - А что же Россия?  - Что касается России, то в её недавно утверждённую Стратегию национальной безопасности вписано положение о стремлении к полному уничтожению ядерного оружия. А ведь стратегические ядерные силы - единственное на сегодняшний день эффективное средство обеспечения нашей национальной безопасности. Сегодня ядерное оружие вновь становится средством достижения мирового господства. Только процесс - с обратным знаком: когда-то наращивание арсеналов, а сегодня - их ликвидация важны для США, как средство подавить Россию и другие очаги сопротивления новому мировому порядку.              Сергей Турченко, Леонид Григорьев, 11 июня 2009 года     Из досье <СП>:     В <ядерный клуб> входят США (c1945), Россия (1949), Великобритания (1952), Франция (1960), Китай (1964), Индия (1974), Пакистан (1998) и КНДР ( 2005). Израиль не комментирует информацию о наличии у него ядерного оружия, однако, по единодушному мнению экспертов <ядерного клуба>, обладает значительным арсеналом.     Небольшой ядерный арсенал имелся у ЮАР, но все шесть ядерных зарядов были добровольно уничтожены.Украина, Белоруссия и Казахстан, на территориях которых находилась часть ядерного вооружения СССР, после распада Советского Союза передали его в Российскую Федерацию с подписанием в 1992 году Лиссабонского протокола.     Иран обвиняют в том, что это государство, под видом создания ядерной энергетики, на самом деле стремится к обладанию технологией производства ядерного оружия. Аналогичные обвинения были предъявлены правительством США перед началом военных действий в Ираке, но, как известно, они были вымышленными.     Первое ядерное испытание в истории человечества состоялось в США на полигоне Аламогордо, штат Нью-Мексико, 16 июля 1945 г. Всего в США, по официальным данным, проведено 1054 испытания и 2 ядерных атаки. В первую цифру также входят 24 испыания, проведённых на Невадском полигоне совместно с Великобританией, и 27 экспериментов в мирных целях. Полное энерговыделение всех ядерных испытаний США оценивается в 180 Мт в тротиловом эквиваленте.    СССР провёл, по официальным подсчётам, 715 испытаний ядерного оружия и ядерных взрывов в мирных целях, взорвав 969 устройств, в основном на Семипалатинском полигоне и на Новой Земле, а также несколько в различных местах России, Казахстана, Туркменистана и Украины.     Франция: 210 испытаний, в основном в Алжире и во Французской Полинезии.     Великобритания: 45 испытаний (21 в Австралии, включая 9 в Южной Австралии в Маралинге и Эму Филде, остальные в США при проведении совместных испытаний).     КНР: 45 испытаний (23 наземных и 22 подземных, на базе Лоп Нур в Малане).     Индия: 6 подземных испытаний.     Пакистан: 6 испытаний.     КНДР: 2 испытания                      http://svpressa.ru/issue/news.php?id=9991     Подозрительная спешка в сокращении ядерных вооружений     Прежде чем подписывать новой договор с США, следует досконально просчитать последствия     Российское ядерное оружие (ЯО) выступает в качестве одного из главных элементов системы военной безопасности страны. Причем с каждым годом роль ЯО в общей системе обороны возрастает, так как возрастает наше отставание от ведущих стран мира в сфере сил общего назначения. Стратегический и тактический компоненты российского ЯО выступают фактором сдерживания ядерного удара США или крупномасштабной агрессии одного мощного государства или группы государств, грозящей потерей суверенитета и территориальной целостности страны.     Альтернативы ядерному оружию у России сегодня нет.     Во-первых, его наличие вынуждает наших главных оппонентов кое в чем считаться с российскими интересами, прежде всего в сфере безопасности;     во-вторых, именно ядерный потенциал определяет сегодня геополитический статус России, выводит ее на уровень трех мировых держав (США, Китай, Россия), оставляет за ней место постоянного члена СБ ООН;     в-третьих, ЯО для России формирует "потенциал надежды", то есть потенциальных партнеров и союзников, как в сфере безопасности, так и в политике, экономике, информационном пространстве и т.д.;     в-четвертых, ЯО вынуждает американских президентов прилетать в Москву, изображать уважение к России и вести переговоры по мировым, региональным и двусторонним проблемам.     Что беспокоит в предвидении визита американского президента Обамы в Москву и предстоящих переговоров по проблеме ядерного разоружения?     Во-первых, переговоры идут под завесой секретности и почти не комментируются официальными лицами.     Во-вторых, программой переговоров заданы исключительно короткие (нереальные) сроки для выработки договоренностей. Никогда ранее ни один из заключенных договоров серии ОСВ, СНВ и СНП не разрабатывался в таком высоком темпе.     В-третьих, предварительное принципиальное согласие на американские предложения по сокращению ставит российских переговорщиков в позицию загнанного в угол: есть принципиальное решение высшего руководства, но нет времени для серьезного всестороннего анализа. Российская переговорная команда стоит перед дилеммой - срыв переговоров по ее вине или же политическая уступчивость ради любого результата, достигнутого в установленные сроки.     В результате, получив в новом договоре равное с США количество ядерных боезарядов (одна тысяча единиц) и даже носителей, мы попадаем в совершенно иную, чем американцы, ситуацию: - США на порядок оторвались от всех стран мира в развитии обычных средств поражения и информационных технологий; - Пентагон активно разрабатывает систему комплексной ПРО, развитие которой даже для поддержания договорного статус-кво требует постоянного наращивания российских стратегических ядерных сил, что будет запрещено достигнутыми договоренностями. Плюс наращивание ударных противоракетных возможностей американских крылатых ракет.     Ученые просчитали будущую статусную модель России. При сокращении ядерных боезарядов ниже уровня в 1500 боеголовок к 2020 году Россия выпадает из тройки мировых держав и скатывается в геополитический "коридор", в котором находятся Франция, Германия, Япония и другие, со всеми вытекающими последствиями. Этот статусный коридор будет для нас транзитным на пути к более низкому геополитическому уровню.      Ракетно-ядерный потенциал дает нам надежду на то, что мы сможем возродиться как нормальная держава мирового уровня. Лишившись возможности сдерживать Америку через ядерное устрашение, Россия вынуждена будет конкурировать с ней в сфере обычных средств поражения, где мы - карлик по сравнению с США, и за нами навечно будет закреплен статус третьестепенной региональной сырьевой страны, даже если мы сохранимся в нынешнем территориально-целостном состоянии. Хотя и последнее весьма проблематично.     Встает вопрос: чем вызвана такая спешка?     Кое-кто подгоняет президента РФ страхами, что 5 декабря 2009 года заканчивается срок действия Договора СНВ-1 и уже 6 декабря наступит Армагеддон. Но так ли это? Категорически не соглашусь по следующим причинам: - Договор СНВ-1 прекратил свое действие с выходом США из Договора по ПРО 1972 года, служившего базовой основой сокращения СЯС; - Договор СНВ-1, решая задачи сокращения числа носителей и боезарядов (что в целом весьма положительный процесс), одновременно канализировал развитие российских ракетно-ядерных сил в невыгодном (с экономической и военно-стратегической точек зрения) направлении; - США, когда им было выгодно, легко нарушали положения договора и не реагировали на наши претензии; - далеко не реализованы договоренности московского (2002 года) Договора о сокращении наступательных потенциалов (СНП).      По нашему убеждению, ядерный порог для России составляет не менее 1700 боеголовок при соответствующем составе группировки носителей. Прежде чем ставить подпись под новым договором, нужен серьезный, глубоко научный анализ проблемы сокращения, ибо от него во многом зависит судьба страны, и не только ее одной.                  Леонид Ивашов, "Независимая газета", 6.07.2009,                  http://www.ng.ru/politics/2009-07-06/3_kartblansh.html      Генерал-полковник Леонид Ивашов: Обама дал отсрочку ядерному разоружению России После визита президента США в Россию проблемы обороны обострились до предела      Итоги визита президента США Барака Обамы в Россию продолжают анализироваться в экспертном сообществе нашей страны. О том, как изменилась ситуация в области обороны, мы попросили высказать свое мнение президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Леонида Ивашова.  "СП": - Давайте начнем с сухого остатка переговоров по военной проблематике: что мы имеем?  - Первое: подписан рамочный документ, определяющий количество носителей стратегических боезарядов в довольно широком диапазоне (500-1100 ед.) и количество ядерных боеприпасов в менее широком диапазоне (1500- 1675 ед.). Эти рамки, обозначенные президентами для переговорных делегаций, вполне могут быть раздвинуты или, наоборот, сужены по взаимному пожеланию сторон.     Второе: в ходе переговоров по стратегическим ядерным силам (СЯС) президенты коснулись перспектив систем ПРО. Правда, никакой конкретики нет, просто, мол, нужно учитывать их - и все. Прозвучали не вполне внятные призывы продолжить переговоры о сотрудничестве в создании системы ПРО, анализе баллистических ракетных вызовов ХХI века, совместном обзоре развития ракетных программ в мире. Президенты призвали все страны, обладающие ракетным потенциалом, воздержаться от распространения ракетных технологий. Это, безусловно, кивок в сторону Ирана и КНДР.     Третье: российское руководство в засекреченном от общественности варианте предоставило воздушное пространство в распоряжение американской военной авиации.  "СП": - Могут ли удовлетворить российскую сторону количественные параметры по боезарядам и носителям?  - С большой натяжкой. При нынешнем соотношении сил уровень в 1700 боеголовок является критическим пороговым пределом, далее которого России опускаться нельзя. Расчеты показывают, что при таком количестве головных частей и соответствующих им носителей российские СЯС способны сохранить боевую устойчивость при нанесении по ним удара высокоточным оружием (крылатые ракеты) и еще до начала разрыва ядерных боеголовок баллистических ракет США на территории России стартовать в ответно-встречном ударе, прорвать (за счет количества примерно в 800-1000 боеголовок) американскую ПРО и частью прорвавшихся боезарядов нанести Соединенным Штатам неприемлемый ущерб. В этом и состоит суть ядерного сдерживания.     Наращивание потенциала высокоточных крылатых ракет большой дальности, обладающих сверхзвуковой скоростью, а также развитие возможностей ПРО по перехвату стартовавших ракет и отделившихся боеголовок снижают эффективность российской триады в ответно-встречном ударе (если сохранится возможность его проведения) и делает проблематичным нанесение ответного удара. То есть с наращиванием американского потенциала для уничтожения российских СЯС складывается ситуация, когда, даже обладая определенным количеством носителей и боезарядов, донести их до цели будет невозможно.  "СП": - То есть 1700 российских боезарядов еще могут теоретически обеспечить неприемлемый для США ответный удар, а меньше - уже нет?  - Сегодня и вплоть до 2012-2015 гг., по мнению специалистов, уровень в 1700 боезарядов будет удовлетворять интересам безопасности России, а далее необходимо либо добиваться сокращения американских ударных противоракетных средств, либо наращивать наши возможности по прорыву ПРО США и выводу СЯС из-под удара.  "СП": - При нынешнем состоянии оборонки можно ли рассчитывать на быстрое создание современных средств преодоления ПРО США?  - Конечно, этот вариант развития ракетно-ядерной ситуации грешит идеализацией процесса, не опирается на реальное положение дел в российской оборонно-промышленной сфере, не учитывает нынешнее состояние СЯС и тенденции их развития. Сегодня - налицо деградация российского оборонно-промышленного комплекса, фундаментальной и военно-прикладной науки, моральный и физический износ ракетной техники, дефицит оружейного урана и плутония, ограниченные производственные возможности отечественных ракетных предприятий.     Зная истинное состояние российских СЯС и их грядущие перспективы, администрация США достаточно легко согласилась на объявленные параметры сокращений. А точнее - просто подогнала их под свои военные программы, общей канвой которых является снижение роли ядерного оружия в реальной военно-стратегической практике и одновременное наращивание самых современных обычных вооружений и, прежде всего, класса ударных крылатых ракет и разнообразных (космические, воздушные, наземные, морские, радиоэлектронные) средств ПРО. Здесь США уже доминируют в глобальном масштабе. А ядерные возможности России, Китая и других стран мешают им установить полный военный диктат. Поэтому для Америки желательно от них избавляться.  "СП": - Значит, в дальнейших переговорах мы не должны ни за что снижать планку в 1700 боезарядов?  - Да, это минимум. Ниже нельзя.  "СП": - Что, по вашему мнению, должны делать наши политики в этой ситуации?  - Сейчас России важно проявить выдержку. Для этого есть ряд причин.     Первая из них - разбалансированность всей сферы обеспечения безопасности. Необходимы глубокий анализ международной ситуации в связи с глобальным экономическим кризисом и выработка своего курса внешнеполитического поведения в современном миростроительстве, включая воссоздание системы международной безопасности, запуск процесса восстановления ведущих отраслей ОПК.     Вторая причина кроется в изменении ситуации в США. Они сегодня также находятся не только в состоянии кризиса, но и в стадии переосмысления своей внешней и внутренней политики. И здесь с нашей стороны требуется выдержка, внимательный анализ и поддержка конструктивных шагов американского президента.     Третья причина - неопределенность в треугольнике США - Китай - Россия. В преддверии визита Б. Обамы в Москву состоялись саммиты ШОС и БРИК, на которых Пекин был на российской стороне. Но Китай не может не насторожить разрешение Москвы на продолжение программы американской ПРО, тем более - намеки на совместную (США - Россия) работу по ее развитию (Пекин вправе рассматривать это как антикитайские намерения). Как и разрешение на полеты американской авиации с военными грузами через воздушное пространство России. Не следует также забывать, что Пекин сам рассчитывает стать стратегическим партнером Вашингтона: напомню, что на неофициальном, но достаточно высоком уровне Китаю было сделано предложение о формировании китайско-американского альянса и он его пока не отверг.     Скорее всего, Китай будет балансировать между США и Россией, но до тех пор, пока Россия будет мировым игроком первого уровня. А это возможно только при паритетном для США и превосходящем для Китая ядерном потенциале России. США и Китай обеспечивают геополитический вес благодаря своим экономикам, а ядерный потенциал лишь дополняет и закрепляет статус первой величины. У России наоборот, геополитический статус определяет ядерный арсенал, а все остальное лишь его дополняет.     В любом случае уже хорошо, что ядерное разоружение России отсрочено, а значит, у нас еще есть немного времени для углубленного анализа и выработки предложений политическому руководству страны по проблеме российско-американских отношений в военной области.               Сергей Турченко, Леонид Григорьев, 14 июля 2009 года               http://svpressa.ru/issue/news.php?id=11305 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  * * Редактор и издатель Лев А.Федоров.                         * * ***********************************                        * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               * * Тел: (8-499)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru            * **************************   Распространяется                * * "UCS-PRESS" 2009 г.    *   по электронной почте            * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=