******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* * Сообщение UCS-INFO.2118, 26 июня 2009 г. * ******************************************************************* Моря и океаны ДЕЛА МОРСКИЕ МОРЯ. ВИД СВЕРХУ МОСКВА, 18 июн - РИА Новости. Финский залив Балтийского моря и Черное море являются самыми загрязненными нефтепродуктами среди Балтийского, Черного, Белого, Каспийского и Охотского морей, сообщает пресс-служба инженерно-технологического центра "СканЭкс", осуществлявшего спутниковую радиолокационную съемку акваторий пяти морей вокруг России. Проект выполняется "СканЭкс" с 21 мая в интересах РФ с целью оценки экологического состояния акваторий пяти морей. "По результатам обработки более 50 снимков спутников RADARSAT-1 (Канада) и ENVISAT-1 (ESA) установлено, что самыми проблемными по степени загрязненности нефтепродуктами является Финский залив Балтийского моря и Черное море. Загрязнений в Белом море не обнаружено", - говорится в сообщении. Балтийское море находится под пристальным контролем стран Европейского союза. В 2007 году Европейское агентство морской безопасности EMSA запустило информационный сервис CleanSeaNet, который позволяет контролировать нефтяные разливы в морях вокруг Европы с помощью космической съемки. Но российские сектора Балтики и Черного моря не попадают в зону действия европейского спутникового сервиса. "Самым загрязненным из наблюдаемых акваторий оказался российский сектор Финского залива. Загрязнения антропогенного происхождения отмечены на девяти из 17 спутниковых кадров", - отмечается в сообщении. Подавляющая часть выявленных загрязнений относится к судовым разливам нефтепродуктов. Один из разливов подтвержден результатами наблюдений 2 июня 2009 года с судна MCS Malin. По сообщению, поступившему через Госморспасслужбу, в Финском заливе в районе острова Сескар зафиксировано пятно нефтепродуктов шириной 180 метров длиной 3 мили. "На радиолокационном снимке, принятом со спутника RADARSAT-1 в 08:34 мск 2 июня действительно был обнаружен нефтеразлив в районе острова Сескар в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, состоящий из нескольких пятен, самое крупное из них имеет длину около пяти километров и ширину до 400 метров", - сообщает "СканЭкс". Антропогенные загрязнения обнаружены также в Лужской губе в районе строящегося порта Усть-Луга. Основная часть загрязнений антропогенного происхождения, обнаруженных в Черном море, относится к судовым разливам, которые находятся в украинском и российском секторах вдоль судоходных трасс на подходных путях к Керченскому проливу и Новороссийску, говорится в сообщении. Наиболее крупные судовые разливы отмечены вечером 27 мая на границе секторов Турции и России вдоль судоходной трассы "Босфор - Туапсе". Пятно содержало тяжелые фракции нефтепродуктов и сохранилось на поверхности более 2 суток до 29 мая. Максимальная длина разлива составила около 47 километров. В этом же районе 28 мая был отмечен дополнительный сброс нефтепродуктов с проходящего судна. В Охотском море трижды зафиксированы судовые нефтезагрязнения, находящиеся в заливе Анива на подходных путях к порту Корсаков. Длинный след нефтепродуктов обнаружен 30 мая в акватории Японского моря рядом с Владивостоком. Отмечены загрязнения и на Каспии. Считается, что основной вклад в загрязнение морей вносят крупные аварийные разливы нефти, аналогичные Керченской катастрофе 2007 года. Но, по данным ООН, суммарный вклад аварийных разливов составляет лишь 10-15%, а главными источниками остаются повседневные загрязнения от стоков рек, предприятий и судовых сбросов неочищенных вод. "В целом, итоги мониторинга оказались довольно неожиданными. Спутниковая съемка выявила высокий уровень загрязненности акватории Финского залива вдоль судоходных трасс. Основными источниками нефтезагрязнений являются судовые сбросы нефтепродуктов и неочищенных вод. Ранее считалось, что Балтика находится под пристальным контролем, что удерживает капитанов судов от нарушений экологического законодательства", - отмечают в "СканЭкс". "Активизация транспортировки нефтепродуктов судами через Финский залив требует применения современных спутниковых технологий для контроля экологической обстановки. Сегодня такие технологии доступны и в России", - приводит пресс-служба слова вице-президента ИТЦ "СканЭкс" Ольги Гершензон. http://eco.rian.ru/danger/20090618/174782405.html ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЙ КАСПИЙ Казахстан: Каспий живьем и участками Каспийское море - это, конечно, озеро, внутриконтинентальный водоем, концевой разлив Волги, Урала и других рек, элемент их гидрографической сети, ландшафтная единица в составе ландшафтов водосборного бассейна. По традиции мы будем называть Каспий <морем>, но, поскольку это озеро, кратко остановимся на явлении, типичном для всех озер казахстанских равнин. Водосборный бассейн, элементом которого является море, имеет площадь около 4000 тыс. км2, в том числе площадь его акватории, изменявшуюся в историческом времени от максимума 1000 тыс. км2 до минимума 200 тыс. км2, при котором ложе котловины Северного Каспия почти полностью обсыхало, становилось сушей. Спады и подъемы уровня с обсыханием ложа и с затоплением части Прикаспийской низменности - были, есть и будут, как на Каспии, так и на других озерах, больших и малых. Это попеременное обсыхание-заполнение озер, вместе с сопровождающими его <омолаживающими> экосистемными эффектами, в сельском, водном, рыбном хозяйствах называется <переложностью>. В прудовом хозяйстве применяют сезонную переложность (летование, зимование), в озерном - многолетнюю (от 8 до 15 лет) и т.д, обеспечивающую нужное качество воды, биопродуктивность и другие полезностные свойства водоема (Яковлева, 1981). Водоемы, не проходящие омолаживающую процедуру переложности, <стареют>, в них до максимума увеличиваются показатели сапробности (<гнилостности>), предельно упрощается, специализируется видовой состав биоты, утрачиваются полезностные свойства водоемов, они становятся опасными для посещения и т.п. Мелководный Восточный плес Северного Каспия живет подобно озерам казахстанских равнин в режиме многолетней переложности соответственно вековым и многолетним циклам колебания его уровня. В целом же, переложность - основная сила, сохраняющая (все еще) биоту моря от вырождения, несмотря на десятилетия варварского загрязнения его вод, в первую очередь рек Волга и Урал. Последняя четырехметровая сработка уровня моря, прошедшая 30 лет назад, не затронула область накопления иловых отложений, а обсыхавшее ложе <отработало> свой срок. Прибрежная периферия плеса, подвергающаяся иногда воздействию течений проточного типа, мало на что и не всегда положительно влияет. С некоторыми оговорками можно принять, что биогидроценозы плеса в основном переживают этап старения, перехода от мезо - к полисапробности. Их реакция на поступление масс бытовых и производственных загрязнений, нефтегазовых, радиоактивных, сельскохозяйственных токсикантов, ракетных и иных ядов очевидна. Не менее очевидна и судьба биоты плеса на фоне стабилизации или постепенного подъема уровня моря и растущей опасности наступления неотвратимых аварий в нефтегазовом хозяйстве. Как известно, любые сооружения, устройства, конструкции проектируются на определенный, конечный срок службы, и так, что при сверхрасчетных, определенных неучтенных и иных воздействиях, они - просто обязаны давать сбои, отказы, разрушаться и т.п. Элементы технических <систем> со временем теряют свои свойства, все они неабсолютно надежны и имеют положительную вероятность выйти из строя в любой промежуток времени. Вероятностные расчеты ничего не говорят (и не могут сказать) о дате аварии, сброса нефти и т.д., о том, что самая маловероятная катастрофа может случиться сегодня или завтра, не дожидаясь истечения расчетного срока. Система, на мелких фрагментах которой проектировщики и их <углеводородные> заказчики много лет упражняются с подсчетами сбросов и выбросов вредных веществ, и с вероятностями аварий, - сложное (большое) природно-хозяйственное образование, анализ которого должен предшествовать упражнениям. Пока нет всесторонне отработанной системной подосновы (учитывающей переложность), решения по использованию полезностных свойств частей (кусков) и элементов системы не могут признаваться достоверными, удовлетворительными. В свое время, с позиций рационального природопользования я показал, что, где, как и почему надо делать, чтобы избежать неожиданностей, в том числе в связи с освоением нефтяных месторождений, потом не раз возвращался к этой теме, и уже не жду, что кто-то станет рассматривать частные цеховые вопросы в контексте гармонизации природно-хозяйственных комплексов бассейна (<Каспийский меморандум>. Столичное обозрение, N 7,8, 1999 г. и др.). Дело в том, что затронутыми выше проблемами должны заниматься профессионалы в области рационального природопользования, а мы их не видим. Если нефтяные боссы последуют примеру тестирования служащих аппарата управления, принятому Агентством РК по делам госслужбы, то смогут уточнить вероятности нефтяных аварий и катастроф на море с учетом профессиональных, нравственных и других (всего 16) аспектов <человеческого> фактора - главного героя всех антропогенных потрясений. <Зеленая> общественность никак не хочет полагаться на обещания лиц, принимающих решения по нефтегазовому освоению моря, и даже приводит реальные негативные данные (Литер, 09.06.2009), подрывающие веру в то, что сам факт непрекращения освоения неопровержимо доказывает блестящие перспективы отсутствия вредных аварий и катастроф на Восточном плесе северной части Каспийского озера. Возможно, деятельность этой не всенародной общественности и имеет какую-то практическую отдачу, но с позиций эмерджентности систем, говоря геометрически, сумма небольших острых углов всегда меньше одного большого тупого. Яковлев В.А., vajakov@mail.ru, 24 июня 2009 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (8-499)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2009 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=