******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.2114, 18 июня 2009 г. * ******************************************************************* Мирный атом ЯДЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ КАЗАХСТАНА ПЛАНЫ Казахстан намеревается построить атомный реактор Национальный ядерный центр (НЯЦ) Казахстана и японский исследовательский институт атомной энергии (JAERI) завершили согласование условий проекта по созданию в Курчатове (город в Восточно-Казахстанской области) нового атомного ректора четвертого поколения мощностью 50 МВт, сообщил гендиректор НЯЦ Кайрат Кадыржанов. "Национальный ядерный центр совместно с японскими партнерами приступил к реализации проекта по разработке реактора нового, четвертого поколения - так называемого высокотемпературного газового реактора (ВТГР)", - сказалКадыржанов агентству "Интерфакс-Казахстан". По его словам, ВТГР является "самым безопасным, самым безотходным, самым надежным типом реакторов, которые способны вырабатывать электричество, тепло или водород - на выбор". "Пока созданы только прототипы ВТГР в Японии, Германии и Южной Африке. Мы же в рамках соглашения с японцами планируем построить в Курчатове действующий ВТГР мощностью 50Мвт", - отметил глава НЯЦ, добавив, что японская сторона "берет на себя 50% финансирования создания ректора", а "один из японских банков уже приступил к финансированию данного проекта". При этом, как сообщил Кадыржанов, общая стоимость проекта, по предварительной оценке, составит порядка $500 млн. "На сегодняшний день нашим центром отработана вся договорная и юридическая сторона вопроса, и сейчас "мяч на нашей стороне": если Казахстан найдет $5 млн., то мы совместно с японцами начнем делать ТЭО ВТГР и в 2018 году получим демонстрационный блок реактора, а примерно в 2022 году ВТГР уже будет снабжать теплом Курчатов", - отметил глава НЯЦ, добавив, что японцы считают Казахстан в данном проекте "равноправным партнером, которому по силам "потянуть" теоретическую и практическую его стороны". Кадыржанов при этом отметил, что потенциальным партнером по созданию ВТГР является Россия. "На последнем форуме приграничных регионов Казахстана и России я в присутствии президентов двух стран предложил российским коллегам подключиться к проекту ВТГР. И, насколько я знаю, Дмитрий Медведев дал поручение проработать возможность участия России в создании этого реактора", - рассказал в этой связи собеседник, добавив, что российские коллеги "уже выходили на наш центр, так что интерес с их стороны к проекту есть". По его словам, Россия может войти в проект "как деньгами, так и кадрами, технологиями". "Но для этого необходимо, повторяюсь, для начала разработать ТЭО проекта", - отметил Кадыржанов. "Известия", 1.06.09 http://www.izvestia.ru/news/21/news205774/index.html РЫНОК Новая атомная вертикаль. С российским уклоном На мировом ядерном рынке продолжают аккуратно и постепенно вырисовываться контуры новой мозаики, которая потенциально способна радикально переформатировать сложившиеся политические и хозяйственные связи в этой крайне консервативной и зарегулированной отрасли. И в ряде ключевых участков этой глобальной мозаики последние полгода можно наблюдать существенную активизацию российского атомного комплекса. Последняя новость - ОАО <Атомредметзолото> (АРМЗ; входит в госкорпорацию <Росатом> и объединяет в себе все её добывающие мощности) подписало соглашение с канадской компанией Uranium One Inc. об обмене активами. АРМЗ передаёт канадцам 50% долю в казахском урановом месторождении Каратау, получая взамен 16,6% акций самой Uranium One Inc. (с перспективой увеличения до 19,95%), два места в совете директоров и 90 млн. долларов. Важнейшим элементом соглашения являются приоритетные права АРМЗ на закупку уранового концентрата: в пользу российской компании отходит либо 20% всего концентрата, производимого канадским холдингом, либо 50% концентрата, добываемого на Каратау (в зависимости от того, какой объём окажется больше). Чтобы понять масштаб сделки, приведём следующие цифры: АРМЗ в 2008 году произвёл 3687 тонн урана. Разрабатываемое месторождение Каратау в 2008 году дало 675 тонн урана, выход на проектную мощность (2000 тонн) планируется к 2010 году. Uranium One Inc. произвёл в 2008 году 1102 тонны урана на рудниках в Канаде, Австралии, Казахстане и Южной Африке. Заключив эту сделку, российский ядерно-топливный комплекс получает доступ к более дешёвому рудному сырью. Эта сделка - лишь продолжение наметившейся ранее тенденции. В конце мая - начале июня в рамках форума <Атомэкспо> в Москве состоялось подписание контрактов между ОАО <Техснабэкспорт> и рядом американских энергокомпаний. Речь идёт о длительных поставках обогащённого урана операторам, контролирующим четверть американской ядерной генерации, в том числе крупнейшему из них - корпорации Exelon. Незадолго до того, в апреле 2008 г, Россия усилила давление на Евросоюз с призывом демонтировать <декларацию Корфу> - неофициальное закулисное соглашение руководств ведущих стран ЕС об ограничении присутствия крупных (читай - российских) поставщиков ядерного топлива на европейских рынках. Ещё раньше было подписано соглашение о сотрудничестве между госкорпорацией <Росатом> и альянсом Toshiba-Westinghouse, касающееся расширения поставок отечественного обогащённого урана в Японию, а также перспектив совместного бизнеса в области производства и поставок ядерного топлива в Юго-Восточную Азию. А в январе 2008 года германский концерн Siemens в одностороннем порядке разорвал партнёрские отношения с французским атомным гигантом AREVA, заключив рамочное соглашение о создании совместного предприятия с ГК <Росатом>. Наблюдая разворачивающуюся картину, некоторые специалисты с осторожностью заговорили о том, что на рынке ядерного топлива появляются признаки картельной консолидации: в их комментариях зазвучало несколько неуклюжее, но очень характерное словосочетание <ядерный ОПЕК>. Ситуация разворачивается на фоне подковёрной борьбы за кресло генерального директора МАГАТЭ - внешне незаметной, но очень плотной и принципиальной. Во главу угла становится вопрос о трансфере мирных ядерных технологий в страны <третьего мира>. В этом контексте потенциальное сближение ряда ведущих мировых производителей ядерного топлива действительно выглядит как формирование параллельной системы регулирования ядерного рынка, независимой от признанных международных институтов. На текущий момент наблюдаются активные попытки реализации на внешних рынках традиционных конкурентных преимуществ отечественного атомного комплекса в области производства ядерного топлива. Кроме того, очевидно, что за счёт альянса с германским машиностроительным концерном Siemens будет предпринята попытка решить проблему острых производственно-технологических проблем в области отечественного турбиностроения и производства генераторов, а также - заполучить лоббиста с мировым именем, кровно заинтересованного в расширении рынков сбыта. Таким образом, <Росатом> демонстрирует полную определённость со стратегическими приоритетами развития отрасли: между автаркической консолидацией мощностей в духе Минсредмаша СССР и встраиванием имеющегося промышленного комплекса в глобальную технологическую вертикаль атомного рынка, руководство госкорпорации явственно делает выбор в пользу последнего. В условиях меняющегося мира атомный комплекс России находится в самом начале пути модернизации. Сейчас ещё трудно судить об адекватности выбора конечной стратегической цели и способов её достижения. Но одно можно утверждать уверенно: руководство отрасли, похоже, собирается играть активную роль в процессе формирования нового облика мирового атомного хозяйства. К.Богданов, РИА Новости, 16.06.2009 http://www.rian.ru/analytics/20090616/174519374.html ОБЩЕСТВО ОБРАЩЕНИЕ ЭКОФОРУМА НПО КАЗАХСТАНА К ПРЕЗИДЕНТУ Предлагаем вашему вниманию обращение Экофорума НПО Республики Казахстан к руководителям Республики Казахстан по поводу создания Международного Банка ядерного топлива на территории страны. Подписи в поддержку данного обращения направляйие до 1 июля 2009 года Могилюк Светлане по адресу ecovopros@mail.ru Президенту Республики Казахстан, Нурсултану Абишевичу Назарбаеву Министру энергетики и минеральных ресурсов РК, г-ну С.Мынбаеву АК Казатомпром, г-ну В.Школьнику Министру Охраны окружающей среды РК, МИД РК Комитету экологии и природопользования Мажилиса Парламента РК, Комитету по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК Обращение ЭкоФорума НПО РК, граждан и общественных организаций страны В настоящее время, по достоверным данным, полученным из официальных казахстанских и международных источников, между Правительством Казахстана и США ведутся переговоры о создании Международного Банка ядерного топлива на территории Республики Казахстан. В связи с этим рассматриваются вопросы о внесении необходимых поправок в Соглашение МАГАТЭ и Республики Казахстан в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия от 1993 года. Решение будет принято МАГАТЭ 19 сентября 2009 на Генеральной конференции МАГАТЭ в Вене. Однако, анализ имеющихся материалов свидетельствует о наличии ряда негативных аспектов в области экологической, ядерной безопасности и прав человека, связанных с реализацией данного Проекта в Казахстане, что вызывает серьезную озабоченность среди экологической общественности страны и международных экологических организаций. Идея МАГАТЭ абстрактна, она только выдвигает мысль, что ОЯТ со всех концов света нужно ввести в одну точку. Но по сути речь идет не о хранилище, а о захоронении. Согласно данным международных экспертов, американский суд в результате судебного разбирательства принял решение, что для безопасного хранения ОЯТ нужно обеспечить его изоляцию от природы на 1 000 000 лет. Также следует принять во внимание, что ввоз 20000 тонн ОЯТ равен 400 Чернобылям. Еще в 1996 г. Конгресс США постановил, что американская территория не будет использована для хранения ОЯТ из других стран, и соотвественно административные положения США классифицируют ОЯТ не иначе как радиоактивные отходы (РАО). Так если ОЯТ безопасно и доходно, то почему никто не хочет складировать его у себя? В 2005-2008г. МАГАТЭ развивало идею создания Международного хранилища отработавшего ядерного топлива в России и потерпело неудачу: была получена отрицательная оценка независимой экологической экспертизы; в настоящее время в мире отсутствуют полноценные технологии переработки ОЯТ, которые можно коммерциализировать; ввод такого рода предприятия в России, по предварительным оценкам, может быть осуществлен не ранее 2020-2050; полное отсутствие к настоящему времени технологии хранения ОЯТ в течение длительного срока; достаточно оппозиционно настроенное население в регионах России. Теперь данная идея МАГАТЭ трансформировалась в Международный банк ядерного топлива, но уже в Казахстане. В связи с этим, у независимых экспертов, ученых и обеспокоенной общественности страны появляется ряд вопросов требующих дальнейшего разъяснения складывающейся ситуации, в частности: 1. Что конкретно представляет собой Международный Банк ядерного топлива в Казахстане - в чем заключается обоснование необходимости создания такого Банка, цель и задачи Банка, вид и место происхождения ядерного топлива, места и технологии хранения, условия коммерциализации и безопасности, система раннего оповещения населения в случае нештатных ситуаций и ЧС? 2. Какова будет система управления и обращения с ядерным топливом? Не повлечет ли данный Проект за собой ввоз и создание ВРАО (высокорадиоактивных отходов) и НСРАО (низко и средне радиоактивных отходов) в неограниченном и неконтролируемом объеме? 3. Готов ли Казахстан к реализации таких крупномасштабных Проектов при существующем состоянии системы и мер безопасности, высоким уровнем коррупции чиновников, учитывая, что размещение подобных объектов может повлечь за собой потенциальную угрозу ядерного терроризма? 4. Кто конкретно будет нести ответственность за данный Проект и заниматься его реализацией и какими интеллектуальными ресурсами? 5. Не повлечет ли за собой данный Проект ввод подразделений вооруженных сил США и создание других зарубежных военных объектов на суверенной территории нашей страны? 6. Не станет ли Казахстан ядерной колонией США и других заинтересованных стран? 7. Каким образом будут решены противоречия с действующим национальным законодательством и международными правовыми документами, ратифицированные страной, а также с нормами Конституции РК при реализации проекта по созданию Международного Банка ядерного топлива в Казахстане? 8. Каким образом будет обеспечена прозрачность процесса разработки Проекта по созданию Международного Банка ядерного топлива и соответствующего Договора между МАГАТЭ и Правительства РК? Отсутствие достаточной информации о ходе переговоров, планах Правительства не позволяет сделать необходимые выводы в отношении степени экономической целесообразности, технической подготовленности проекта, а также экологической, национальной безопасности и политической стабильности государства. Это дискриминирует права общественных организаций и не отвечает принципам демократического развития государства на современном этапе, что в свою очередь негативно отражается на имидже Республики Казахстан в условиях развития международного сообщества. Мы обращаемся к Президенту Республики Казахстан, депутатам Парламента и Правительству Республики Казахстан с данными вопросами и убеждены, что подобные решения должны приниматься открыто, при самом широком участии общественности и возможно с проведением всенародного референдума! 2 июня 2009 года enwl.bellona@gmail.com, 14 июня 2009 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (8-499)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2009 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=