******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.2101, 23 мая 2009 г. * ******************************************************************* Экономика КОРРУПЦИЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ Коррупция и кризис Министерство юстиции РК озабочено устранением коррупционных норм в 257 законах и <немедленной> ликвидацией 650 коррупционных статей (Литер, 15.11.2008 и др.). Коррупционными оно называет вилки для установления наказаний, право чиновников <что-то сделать>, отсылочные статьи и другие моменты, не нашедшие отражения в законе <О борьбе с коррупцией> (1998 г.) и в Кодексе чести госслужащих РК (2006 г.). Известно, что нормативное исполнение законов выражает волю групп власти. Разработчики законов не могут по собственному усмотрению вводить или не вводить в них те или иные нормы, включая коррупционные, а госслужащие обязаны ими пользоваться. Коррупция здесь - один из способов снятия многозначности, неопределенности формулировок законов (разрешительных и других) с пользой для госслужащих. Минюст РК резонно говорит о невозможности полного устранения коррупционных норм, ведь кроме иерархических факторов есть и другие, да и коррупция тоже не стоит на месте. А для действенного средства борьбы с ней - системного подхода - время еще не пришло. В Казахстане, пожалуй, только закон <Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК> (2001 г.) делает ставку на системный анализ и программно-целевой подход, охватывая все сферы мыследеятельности через понятие о <проекте>. Проект - замысел в форме документации, позволяющей реализовать замысел. Грамотный (системный) проект по определению выявляет, учитывает, оценивает и взвешивает все поддающиеся учету существенные природные и социальные, физические, экономические, экологические, психологические, ресурсные и иные обстоятельства с тем, чтобы задуманное органично вписывалось в природно-хозяйственную среду страны. Тут Министерство экономики и бюджетного планирования РК анонсировало разработку первой в суверенном Казахстане Генеральной схемы организации территории РК. Как ее будут делать без надлежащих инструкций и рекомендаций неясно. Зато ясно, что разработчиков ждет неприятный сюрприз - Генсхема попадает под действие Экологического кодекса РК и его ОВОС (2007 г.). Мы не раз демонстрировали коррупционные особенности кодекса и оценки воздействия на окружающую среду. Последняя (ОВОС) вкратце определяется как <процедура>, обязательная для любой предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации. Ее заказчики и разработчики проектов <обязаны учитывать> рекомендации ОВОС и обеспечивать <принятие такого варианта, который наносит наименьший вред окружающей среде и здоровью человека>. Без ОВОС документация не пройдет экологическую экспертизу. В этом трудно не увидеть ведомственный монополизм, приглашающий чиновников к коррупции, и ставящий под удар эффективные варианты размещения и развития производительных сил страны. А условие наименьшего вреда окружающей среде в качестве догмы - прямой путь в первобытное общество. Кто искушен в проектном деле и сам составлял ОВОСы знает, что их рекомендации - это всего лишь мнение их составителей, причем по ограниченному кругу вопросов на слабой методической базе. Проекты, разработанные в системном ключе, не нуждаются в оценках воздействия, во многих видах <экологического> нормирования, в установлении выбросов в атмосферу и прочих заплатах на пробелы системного проектирования, служащих чиновникам для установления коррупционных разрешительных рогаток. Затеянная Минэкономики РК Генсхема могла бы стать началом системного проектирования в суверенном Казахстане, но в наблюдаемой реальности наработки отправятся в архив приложений к стратегии 1997 г., потому что сегодня так надо. Примеры Экологического кодекса РК и ОВОС демонстрируют, какими свой ствами должна обладать востребованная нормативная продукция сегодня. Итак, Минюст РК устраняет коррупционные нормы, не без оснований сомневаясь в возможности полного их искоренения. Одно из оснований - его исполнительная подчиненность решениям, принимаемым на более высоких иерархических уровнях власти. Другое - популяционная инерционность генетической и сигнальной наследственности поколений, сформировавшихся в коррупционной среде восемнадцати лет независимости, составляющая 4-5 поколений. Индивидуальная компонента вообще не имеет временных пределов. Борцы с коррупцией о существовании подобных аспектов общественного сознания, кажется, даже не подозревают. Наверное поэтому Концепция <конкурентоспособности> до 2015 года предписывает (утверждена правительством) невозможное - <подавлять> коррупцию созданием <атмосферы нетерпимости к ней>. Думается, что с учетом этой директивы Минюст РК более широко подойдет к решению проблемы. Допустим, с общих и <атмосферных> позиций решит пропустить антикоррупционные методики через широкое публичное обсуждение, а потом ввести их в рамки системности. Или, осуществлять экспертизы и проектирование нормативных правовых актов на состязательной основе, сняв все корпоративные (коррупционно опасные) цензы на участие юридических и физических лиц. Или, выпустить для населения бесплатную памятку, разъясняющую, какие нормы, статьи и уловки являются коррупционными, и в каких случаях надо проявлять <нетерпимость>. Такие или иные шаги могут опираться на установки правительства по преодолению глобального экономического (коррупционного в истоках) кризиса. Сокращается бюджет (Литер, 28.03.2009), сокращаются ассортимент и объемы материального и иного стимулирования общественных объединений, допущенных на антикоррупционный и другие рынки страны. Всемирный банк уверяет, что глобальный кризис завершится не ранее 2011 года, а это значит, что к этому времени от стратегических планов ведомств останутся одни названия - лучшее из того, что в них написано. Останется все, что было до кампании <через кризис к> с мелкими отклонениями в частных случаях. Например, оказалось, что у нас существуют <законы кризисного времени>, по которым будет <жесткий спрос> с лиц, стремящихся обогатиться за счет (почему-то только) госказны (Казахстанская правда, 04.04.2009). Знает ли Минюст об этих законах, проводил ли их антикоррупционную экспертизу - загадка. Еще пример: в разгар глобального кризиса Минюст РК устанавливает количественный ценз - к оказанию экспертных услуг оно намерено допускать лишь структуры, содержащие не менее 60-ти <остепененных> юристов (Казахстанская правда, 04.04.2009). И это в то время, когда правительство вынуждено так сокращать расходы, что под оптимизацию попадают околокосмические организации (Казахстанская правда, 04.04.2009). Уже не летит на МКС наш турист (РБК, 07.04.2009), еще и в 2011 году российская космическая отрасль будет испытывать дефицит средств (РБК - <Энергия>, 13.04.2009), семь запусков РН <Союз> переносится на космодром Куру (ИТАР-ТАСС, 11.04.2009), словом, давний замысел (проект) о вступлении <через тернии> в элитный космический клуб (Казахстанская правда, 12.04.2007) выглядит не так оптимистично. Если кризис сказался даже на заветной ракетно-космической деятельности и, что совсем худо, обескровливает ее <экосистемное> сопровождение (залог благополучия потомков), то и Минюсту РК не помешало бы уточнить свои антикоррупционные и антикризисные методические, цензовые и иные замыслы и начинания. В стратегии 1997 года сказано: <вчера было еще рано, а завтра уже может быть поздно>. Пока эти заметки отлеживались и дозревали, произошли предсказуемые события. Во-первых, Правительство РК приняло постановление про <экологическую> экспертизу Генсхемы (и всей районной планировки), концепций и тому подобных разработок, поставившее их в один список с объектами первого уровня санитарной и радиационной опасности (Казахстанская правда, 14.04.2009). Но почему-то не включило в список еще более опасные стратегии вроде упомянутых ведомственных <стратегических планов>. Во-вторых, Минэкономики РК обещает в течение месяца разработать то ли Схему территориально-пространственного (с учетом космоса?) развития страны до 2020 года, а к концу 2009 года приступить к разработке Генсхемы (Новое поколение, 08.05.2009). То ли за месяц оно изготовит предварительную карту рационального размещения производственных мощностей, затем соберет у министерств их задумки на 2020 год и по ним станет составлять Генсхему (Панорама, 08.05.2009, Деловой Казахстан, 08.05.2009). Кто сам работал с районными планировками и в курсе рационального природопользования, тот, не заглядывая в Книгу судеб, с приемлемой точностью скажет, какие картинки нарисует за месяц Минэкономики РК и сколько в них будет <рационального>. Возможно, карта размещения производства заинтересует школьных учителей географии, а насчет <рациональности> - это маловероятно, так как отдельно взятой, изолированной рациональности производства не бывает. Поскольку долгосрочное, в параметрах, прогнозирование сегодня больше похоже на вымысел, то Схему 2020 года лучше не делать, разве что специально для Счетного комитета, обреченного искать пропавшие бюджетные деньги. Разработку Генеральной схемы надо перенести с 2010 года за 2013 год, когда появятся условия для ее разработки. В.А. Яковлев, Казахстан, 15.05.2009 г. vajakov@mail.ru, 22 мая 2009 г. 19:40 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (8-499)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2009 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=