******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1994, 14 октября 2008 г. * ******************************************************************* Транспорт РАЗГОВОРЫ ВОКРУГ ЭКОЛОГИЧНОГО ТРАНСПОРТА "Россия не скоро переключится на экологичный транспорт" Джон Стек, генеральный директор ЗАО "Крайслер РУС" В конце сентября американский автомобильный концерн Chrysler представил три прототипа электромобилей на базе уже существующих моделей авто. О деталях проекта и других разработках компании в области экологически чистого транспорта Business Guide рассказал генеральный директор ЗАО "Крайслер Рус" Джон Стек. Business Guide: Какое место в стратегии развития компании Chrysler отводится производству экологически чистого транспорта и какие проекты в этой области она реализует? Джон Стек: Эта тема действительно очень важна для Chrysler, и уже на протяжении нескольких лет мы работаем над рядом проектов, которые предполагают использование альтернативного топлива. Сейчас мы сосредоточились на трех направлениях, связанных с производством экологически чистых автомобилей. Во-первых, в конце прошлого месяца мы сделали заявление о запуске производства автомобилей с электрическими двигателями. Во-вторых, сейчас в Соединенных Штатах начинается производство двух внедорожников - Dodge Durango и Chrysler Aspen, в которых будут использоваться гибридные двигатели, потребляющие меньше топлива, чем обычные. Результатом этих разработок стало сокращение потребления топлива на 25% на дорогах вне города и на 40% - в городе. Правда, продаваться эти автомобили будут только в Америке и Канаде. Наконец, еще одно направление, которое разрабатывается у нас в течение нескольких последних лет,- двигатели, работающие на этаноле. Chrysler - один из лидеров среди автомобильных концернов, предлагающих этаноловые двигатели, но на сегодняшний день они также доступны только на американском и канадском рынках. BG: Почему только там? Планируется ли их экспорт в Европу и Россию? Д.С.: Модели Durango и Aspen в принципе не экспортируются и не продаются ни на каких других рынках, кроме Северной Америки. Что касается автомобилей, работающих на этаноловом двигателе, то на сегодняшний день инфраструктура производства и поставок этанола в мире развита очень слабо и существует, по сути, только в Америке (в 2007 году на долю США пришлось 44,5% мирового производства биоэтанола.- BG). Заправлять эти автомобили нельзя нигде, кроме США, а значит, и поставлять их в другие страны не имеет смысла. Зато электричество доступно везде, поэтому на наш новый проект электромобилей мы возлагаем гораздо больше надежд, чем на другие программы. BG: В какой стадии находится сейчас этот проект? Д.С.: Три прототипа электрического автомобиля уже готовы к производству, причем одна модель может выйти на дороги общего пользования уже в 2009 году. Сначала эти машины поступят в автопарк государственных структур США, а к 2010 году - в свободную продажу на американском рынке. Затем мы рассчитываем вывести их на международные рынки. В отличие от других подобных проектов наша технология разрабатывается не в комплексе с какими-то новыми, еще неизвестными моделями, а адаптируется к уже зарекомендовавшим себя автомобилям. То есть просто берется автомобиль, который знаком потребителям и хорошо продается, и в него внедряется эта технология. Например, внедорожник Jeep EV создается на базе модели Wrangler, а Chrysler EV - на базе минивэна Chrysler Town & Country. BG: Чем будут отличаться друг от друга три модели электромобилей? Д.С.: Каждая из них имеет три основных компонента: сам электрический двигатель, литиево-ионные аккумуляторы (совместная разработка компаний Chrysler и General Electric) и специальное устройство, которое занимается наиболее оптимальным и эффективным распределением полученной от батареи энергии. Машина Dodge EV будет на 100% электрическим авто. Одного заряда батареи хватит на то, чтобы проехать на ней 240-320 км. Менее чем за 5 секунд этот автомобиль сможет разогнаться до скорости 100 км/ч, а это сопоставимо с разгоном хорошего спортивного автомобиля. Другая технология используется в автомобилях Jeep EV и Chrysler EV - мы называем их электрическими автомобилями с увеличенным пробегом. Эти машины могут около 60 км проехать только на батарее, а по нашему опыту, этого вполне достаточно для поездки по городу в течение дня. Для больших дистанций в этих машинах предусмотрен небольшой бензиновый двигатель, который подключается автоматически, как только разряжается батарея. В этой комбинации вы можете проехать еще около 640 км. Чтобы подзарядить батарею, потребуется около восьми часов для 110-вольтовых розеток и около четырех часов - для 220-вольтовых. Главное преимущество такой технологии заключается в том, что бензиновый двигатель не приводит в движение сам автомобиль, а дает энергию для электрического двигателя. Другими словами, автомобиль продолжает работать на электрическом двигателе без вредных выхлопов. BG: Известно ли уже, каков будет ежегодный объем производства электромобилей? Д.С.: Мы пока только представили этот проект и еще не решили, какая из этих моделей первой пойдет в производство, поэтому говорить об объемах пока сложно. В 2009 году около 100 машин будет передано для апробирования общественным организациям и госучреждениям США. Начать полномасштабное производство мы рассчитываем в 2010 году, и тогда уже можно будет говорить о конкретных показателях. BG: Планируете ли вы использовать свои разработки в производстве общественного транспорта? Д.С.: У нас нет направления общественного транспорта, но в составе Chrysler есть подразделение GEM (Global Electric Motorcars), которое производит машины для частного извоза, рассчитанные на одного-двух человек. Эти маленькие электромобили предназначены для перевозок на небольшие расстояния на закрытых территориях, например в больших пансионатах. Но они также продаются пока только на американском рынке. BG: Несколько лет назад DaimlerChrysler разрабатывал для стран Евросоюза проект городских пассажирских автобусов, работающих на водородном топливе. Намерен ли Chrysler использовать в своей нынешней линейке автомобилей водородное и другие альтернативные виды топлива? Д.С.: На сегодняшний день нет. Причина очень простая: сама инфраструктура получения альтернативных видов топлива в мире очень сложна и развита далеко не во всех странах. А розетка есть в каждом доме, так что мы считаем электрические двигатели наиболее доступными, а потому перспективными. BG: На ваш взгляд, насколько реально внедрить эти разработки на российском рынке? Есть ли для этого предпосылки? Д.С.: Я уверен, что альтернативные источники энергии рано или поздно будут использоваться повсеместно, в том числе и в России. Сегодня одни страны более готовы к этому, другие - менее. С экономической точки зрения Россия пока не вполне готова к применению такого рода технологий, прежде всего в связи с тем, что цены на бензин здесь ниже, чем в других странах. На Западе о них больше знают, тема экологичного транспорта более широко обсуждается. У России пока другие приоритеты, страна озабочена проблемой экономического роста. Но я уверен, что, когда ажиотаж вокруг этого поутихнет, тема ответственного отношения к окружающей среде возникнет сама собой - и тогда альтернативное топливо начнет широко применяться. BG: Может ли способствовать расширению мирового производства экологически чистого транспорта повышение цен на нефть? Д.С.: Да, разумеется. Я думаю, что пример США наиболее показателен в этом смысле. Резкий взлет цен на бензин в последние годы привлек внимание людей к проблемам экологии и подстегнул развитие соответствующих технологий. Может ли американский сценарий повториться в России? Я думаю, может, но для этого тоже нужен какой-то толчок. Записала Д.Россоховатская Приложение к газете "Коммерсантъ" от 14.10.2008 http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1037777 В России отложен переход на европейские стандарты топлива Правительство РФ приостановило до 31 декабря 2008 года действие технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного 27 февраля текущего года, сообщила сегодня пресс-служба кабинета министров. Этот техрегламент предполагал переход на производство в России топлива более высокого качества, соответствующего евростандартам "Евро-3", "Евро-4", "Евро-5". Минэнергетики РФ поручено внести до 1 декабря текущего года проект постановления правительства о внесении изменений в данный технический регламент. Проект должен быть согласован с Минпромторгом, Министерством экономического развития, Министерством транспорта и Министерством финансов РФ. Autonews, 26.9.2008 http://www.autonews.ru/automarket_news/index.shtml?2008/09/26/1420053 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2008 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=