******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1986, 2 октября 2008 г. * ******************************************************************* Воздух РАЗГОВОРЫ ВОКРУГ ВОЗДУХА ПАЛАТКА И ВООБЩЕ Сколько стоит воздух В своем романе "Продавец воздуха" знаменитый писатель-фантаст Александр Беляев бичевал нравы хищного Запада, который хотел нажиться даже на воздухе. Но времена меняются. Сейчас многие экологи считают, что воздух вполне может стать товаром, войти в сферу оказания экоуслуг, и это пойдет на пользу окружающей среде. Проблемам и перспективам экосистемных услуг был посвящен и "круглый стол", который состоялся на днях в Общественной палате. Что все-таки такое экоуслуги? Это может быть очистка воды и атмосферного воздуха, детоксикация отходов, борьба с вредителями растений: По существу, это действия, направленные на сохранение природы, но привлекательные и для бизнеса. В свою очередь, такие действия выводят экономику на уровень так называемого экосистемного подхода. "Экосистемный подход представляет собой стратегию комплексного управления земельными, водными и биологическими ресурсами, который стимулирует их сохранение и устойчивое развитие на справедливой основе", - говорит профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Бобылев. Развитые страны Запада такого рода принципы реализуют уже давно. Формы самые разные. На государственном уровне, например, осуществляются выплаты фермерам, которые взялись осушать болота, для того чтобы на их месте потом заниматься земледелием. Выплаты коренным народам, проживающим на берегах рек. Эти средства позволят им нормально жить, но не за счет рыбной ловли, что способствует сохранению рыбных запасов. В интересах бизнеса может стать производство бутилированной воды, взятой из природного источника. Однако часть налоговых средств, выплаченных предпринимателем за использование источника, идет при этом на охрану природы. Многие реки стали поводом для заключения межгосударственных соглашений между прибрежными государствами. Эти соглашения определяют, какую, в частности, компенсацию платит государство за выброс в реку вредных отходов той стране, в которую они попадают данным водным путем. - В России, с ее множеством экологических проблем, развитие экосистем насущно необходимо, - считает профессор Института системного анализа Ренат Переплет. - Однако пока в экономике используется подход ресурсный, направленный не столько на сохранение и воспроизводство богатств природы, сколько на их максимальное использование. Достаточно сказать, на гидроэлектростанциях не работает ни один рыбоподъемник, позволяющий рыбам мигрировать в водной акватории. В то же время нельзя сказать, что нет попыток повлиять экономически на тех, кто наносит вред окружающей среде. Речь идет не об отдельных предприятиях, но, скорее, о субъектах РФ. Например, губернаторы регионов, расположенных ниже Оки и Волги, уже не первый год пытаются заставить столичное правительство регулярно платить компенсацию за сброс, который попадает в эти водные артерии из Москвы-реки. Обсуждается идея о подписании межрегиональных соглашений об использовании экологических преимуществ, имеющихся в том или ином регионе. Например, если Москва, фигурально выражаясь, дышит за счет лесных массивов Тверской области, то должна ей за это платить. - Пока заключение между субъектами Федерации такого рода соглашений вызывает в правительстве протест, - говорит Ренат Переплет. - Чиновники говорят: недопустимо, чтобы субъекты Федерации спорили между собой еще и из-за воздуха. Но проблема в том, что не обсуждаются и другие возможности работы экосистем в условиях рыночных отношений. И все-таки некоторые позитивные изменения в этой сфере есть, хотя они и осуществляются без участия государства. Например, "Газпром" выплачивает компенсации общинам коренных народов Севера, проживающих на той местности, где ведет работы эта компания. Заключаются соглашения, в которых газодобытчики обязуются сохранять культурные и биологические особенности этих территорий. Так же поступают предприниматели в Якутии, ведущие добычу алмазов. Тем не менее возможности использования экосистемного подхода намного шире. Например, в Белоруссии проблемы природного заказника "Беловежская пуща" во многом решаются именно благодаря введению экоуслуг. Там был проведен глубокий анализ условий этого заповедника, после чего созданы экологические тропы, которые позволяют посетителям безопасно гулять по заказнику, организованы места для пикников, небольшие точки питания: Доходы от таких экоуслуг пошли на развитие заказника. Благодаря этому удалось добиться значительного увеличения числа лосей, оленей и других обитающих там животных. Сейчас выдаются и лицензии на охоту в "Беловежской пуще", доходы от чего тоже идут на развитие заказника. Конечно, и в России есть такие примеры, но полноценный эффект от введения экоуслуг возможен только на основе государственной политики, которую еще только предстоит разработать. По итогам прошедшего в Общественной палате "круглого стола" принято решение создать рабочую группу, которая изучит российский и зарубежный опыт успешного применения экосистемных услуг. Н.Верстова, газета "Трибуна", N 35, 18.09.2008 прямая речь Владимир Захаров, председатель Комиссии Общественной палаты по экологической политике: - К сожалению, в России мало кто знает об экосистемах и услугах, а также их реализации. Хотя сейчас уже идет речь о создании такого рода инфраструктуры в мировом масштабе. Это связано с тем, что нет ни одной развитой страны, которая бы не была обеспокоена сложившейся сегодня экологической ситуацией. И нам отмахнуться от проблем экологии не удастся. Однако для России развитие экосистемных услуг - это колоссальная перспектива позиционирования страны как экологического донора, мощный стимул развития бизнеса. Ведь наши природные богатства и возможности поистине уникальны. Например, в сфере экотуризма. Но эту проблему пока никто в полной мере не изучал. *** Примечание редактора сайта "БП-21" Данная публикация является хорошим примером того, что называется журналист "не в теме". Подымая и обсуждая важнык вопросы, тем не менее, автор допускает ряд серьезных ошибок, путает некоторые понятия, в итоге дезинформирует читателей. В частности, автор статьи называет Национальный парк "Беловежская пуща" природным заказником "Беловежская пуща", что не только юридически, но и фактически является нонсенсом. Национальный парк - это одна из высших категорий охраны дикой природы, в то время как природный заказник - одна из ее низших форм. А потому, даже по логике вещей, знаменитая на весь мир и включенная в список Всемирного наследия человечества Беловежская пуща, ну, никак не может быть заказником. Второе. Введение экоуслуг не только не решает "во многом проблемы", но и порождает новые. Например, в результате создания в центре Беловежской пущи резиденции белорусского Деда Мороза охранный статус большой территории был понижен и поток массового туризма хлынул в центр заповедного леса, что, безусловно, никак не способствует сохранению его реликтового биоразнообразия. Третье. Доходы от экоуслуг не пошли ни на какое значительное увеличение числа лосей, оленей и других обитающих в Пуще животных. Тем более, что лосей в Пуще было и есть очень мало. Наоборот, для национального парка одной из насущных, очень острых проблем на протяжении последних десятилетий является чрезмерно высокая численность диких копытных, прежде всего оленя, а также и зубра. И сокращение их численности, а не увеличение, - одна из главных сегодняшних задач Национального парка "Беловежская пуща". Г.Козулько, Беловежская пуща http://bp21.org.by/ru/art/a080918.html Беловежская пуща - Голос Первобытного Леса, ВЫПУСК 317, 30.09.2008 enwl@enw.net.ru, 2 октября 2008 г. ЛЕТЧИКИ-ПИЛОТЫ Владислав Филёв: Выплата Роялти эквивалентна ущербу, наносимому нашей природе и, соответственно, является справедливой 27-28 мая в Брюсселе проходила международная конференция 'Россия - Евросоюз: Диалог авиакомпаний'. В конференции приняли участие представители Европарламента, Министерства иностранных дел РФ, Евроконтроля, Еврокомиссии, руководители российских и европейских авиапредприятий. В отношениях между Россией и Евросоюзом в авиационной сфере накопилось множество неразрешённых вопросов. Обращаясь к участникам конференции, постоянный представитель РФ в Евросоюзе Владимир Чижов сказал: 'Я уверен, что эта конференция поможет нам избавиться от ошибочных представлений и недопониманий'. 'Россия во многих отраслях экономики становится активным игроком на глобальном рынке: Мы готовы к взаимодействию с Европой на паритетных началах', - отметил в своём выступлении заместитель генерального директора ОАО 'Аэрофлот' Лев Кошляков. Наиболее эмоциональным стало выступление генерального директора авиакомпании S7 Airlines Владислава Филёва, которое было посвящено не столько вопросам взаимодействия авиационных администраций, сколько уровню взаимоотношений и доверию на личном и деловом уровне. В частности он отметил, что отношение европейцев к российским партнёрам не всегда соответствует принятым внутриевропейским стандартам. Это выражается и в качестве поставляемого оборудования, и его стоимости, и уровню сервиса. Вопросам равноправного и доверительного сотрудничества было посвящено большинство выступлений российских и европейских компаний. Одна из таких проблем - инспекции SAFA, при проведении которых не учитывается специфика самолётов российского производства и которые европейские страны используют для наложения санкций на российские авиакомпании. Обсуждался и давний вопрос, являющийся камнем преткновения в отношениях России-ЕС - так называемые Роялти за пролёт иностранных авиакомпаний над российской территорией. Необычный взгляд на эту проблему представил Владислав Филёв. По словам Филёва, иностранные авиакомпании ежегодно сжигают над головами граждан РФ 15 млн. тонн керосина (для сравнения, весь автопарк России сжигает 25 млн. тонн). При обсуждении проблемы Роялти с Евросоюзом авиационные власти России не поднимают вопроса компенсации экологического вреда, и данный аспект совершенно не учитывается. 'По нашему мнению, выплата Роялти эквивалентна ущербу, наносимому нашей природе и, соответственно, является справедливой'. Возможно, часть получаемых от иностранных авиакомпаний $500 млн. стоит направить на экологию, медицину, пенсии и другие социальные программы. Своим видением нынешнего состояния взаимоотношений России с ЕС поделились представители авиакомпаний: Lufthansa, Austrian, UTair, КДавиа, Уральские авиалинии, AirBridge Cargo, Red Wings, AirUnion, AirFrance/KLM, Brussels Airlines, Авиалинии Кубани, Трансаэро, и др. Всего в конференции приняли участие 100 представителей российских и европейских компаний. Конференция организована Infomost Communication совместно с Flight Group. 30 мая 2008, /AVIA.RU/, http://www.avia.ru/news/?id=1212157089 АВТОМОБИЛИ В России отложен переход на европейские стандарты топлива Правительство РФ приостановило до 31 декабря 2008 года действие технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного 27 февраля текущего года, сообщила сегодня пресс-служба кабинета министров. Этот техрегламент предполагал переход на производство в России топлива более высокого качества, соответствующего евростандартам "Евро-3", "Евро-4", "Евро-5". Минэнергетики РФ поручено внести до 1 декабря текущего года проект постановления правительства о внесении изменений в данный технический регламент. Проект должен быть согласован с Минпромторгом, Министерством экономического развития, Министерством транспорта и Министерством финансов РФ. Autonews, 26/09/2008 http://www.autonews.ru/automarket_news/index.shtml?2008/09/26/1420053 ГОРОДА Алматы. 4 марта. "Казахстан Сегодня" - Алматы находится в десятке самых грязных городов мира. Такие данные приводятся в исследовании международной консалтинговой компании Mercer Human Resource Consulting, передает агентство со ссылкой на информационное агентство newsru. Компания Mercer составила список самых грязных городов в мире, основываясь на данных по уровню загрязненности воздуха, степени утилизации отходов, пригодности воды для питья, наличия больничных услуг, медицинских принадлежностей и присутствия инфекционных болезней в 215 крупных населенных пунктах мира. 1. Баку, Азербайджан. Индекс загрязненности: 27,6. Отмечен высокий уровень загрязнения воздуха из-за нефтедобычи. 2. Дакка, Бангладеш. Индекс загрязненности: 29,6. Отмечен высокий уровень загрязнения воды. 3. Антананариву, Мадагаскар. Индекс загрязненности: 30,1. 4. Порт-о-Принс, Гаити. Индекс загрязненности: 34. 5. Мехико-сити, Мексика. Индекс загрязненности: 37,7. 6. Аддис-Абеба, Эфиопия. Индекс загрязненности: 37,9. 7. Мумбаи, Индия. Индекс загрязненности: 38,2. На восстановление экологии города требуется не менее 1 млрд. 8. Багдад, Ирак. Индекс загрязненности: 39. Военные действия в Ираке и сжигание нефтяных месторождений стали причиной загрязнения воздуха в городе. 9. Алматы (Алма-Ата), Казахстан. Индекс загрязненности: 39,1. 10. Браззавиль, Конго. Индекс загрязненности: 39,1. Отмечается высокая степень загрязненности воздуха, нехватка пригодной для питья воды и загрязнение водопроводной воды города отходами. 11. Нджамена, Чад. Индекс загрязненности: 39,7. 12. Дар-эс-Салаам, Танзания. Индекс загрязненности: 40. 13. Бангуи, Центрально-Африканская Республика. Индекс загрязненности: 42,1. 14. Москва, Россия. Индекс загрязненности: 43,4. 15. Уагадугу, Буркина-Фасо. Индекс загрязненности: 43,4. 16. Бамако, Мали. Индекс загрязненности: 43,7. 17. Пойнт-Нуар, Конго. Индекс загрязненности: 43,8. 18. Ломе, Того. Индекс загрязненности: 44,1. 19. Конакри, Гвинейская Республика. Индекс загрязненности: 44,2. 20. Нуакшот, Мавритания. Индекс загрязненности: 44,7. 21. Ниамей, Нигерия. Индекс загрязненности: 45. Примерно каждый четвертый ребенок в этом городе умирает, не дожив до пяти лет. 22. Луанда, Ангола. Индекс загрязненности: 45,2. 23. Мапуто, Мозамбик. Индекс загрязненности: 46,3. 24. Нью-Дели, Индия. Индекс загрязненности: 46,6. 25. Порт Харкорт, Нигерия. Индекс загрязненности: 46,8. Самым чистым городом мира был признан канадский Калгари, чей индекс загрязненности составил 131,7 пункта. grsalmati@mail.ru, 6 марта 2008 г. WWF ТОЖЕ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ WWF предупреждает: не заботиться о климате опасно для вашего здоровья Согласно новому исследованию европейских общественных организаций и WWF, затраты на здравоохранение в Европе могут сократиться на 25 миллиардов долларов, если Европейский Союз немедленно ужесточит политику в отношении выбросов парниковых газов. В докладе, подготовленном Health and Environment Alliance (HEAL), Climate Action Network Europe (CAN-E) и WWF, проводится анализ пользы для здоровья людей, которую принесет сокращение выбросов в атмосферу, если Европейский Союз незамедлительно примет решение о внесении поправки в проект по сокращению выбросов парниковых газов, который должен быть осуществлен к 2020 году. Для достижения благоприятного результата выброс парниковых газов следует сократить не на 20, а на 30 процентов. Эти расчеты основаны на экономическом анализе последствий сокращения продолжительности жизни, ухудшения здоровья, потерянных рабочих дней и затрат на лечение. Результаты исследования показывают, что, если повысить планку до 30%, затраты на больничное обеспечение снизятся на 8000 евро в год и два миллиона рабочих дней не будут пропущены работниками из-за болезни. Ущерб от изменения климата для России сопоставим с данными по Европе. По прогнозу Росгидромета, за 2005-2015 годы число опасных погодных явлений в России возрастет вдвое. Это означает, что в лучшем случае убытки будут идти в ногу с ростом ВВП, а скорее всего, значительно его обгонят. Из-за изменения состояния грунта (оттаивание вечной мерзлоты, повышение уровня грунтовых вод, подтопление) будут расти нагрузки на различные инженерные сооружения - в первую очередь на трубопроводы. Кроме того, пострадает и здоровье россиян - в крупных российских городах изменение климата рассматривается как один из ведущих факторов риска, оказывающих влияние на здоровье населения наряду с такими традиционными факторами риска индустриальной эпохи, как загрязнение атмосферного воздуха и питьевой воды, курение, наркотические вещества и другие. "Медики прямо связывают рост в нашей стране заболеваемости клещевым энцефалитом, малярией, лихорадкой Западного Нила и другими болезнями с более теплым климатом в последние годы, - говорит Алексей Кокорин, руководитель климатической программы WWF России. - Об этом, о ситуации в России и в Средней Азии детально рассказывается в докладе, который WWF вместе с Oxfam подготовили летом 2008 г." М.Винокурова, Пресс-секретарь WWF России MVinokurova@wwf.ru, 2 октября 2008 г. И ПРЕЗИДЕНТ ТУДА ЖЕ Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на встрече с представителями экологической общественности Челябинской области. 17 января 2008 года, Челябинск Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами встреча связана с одной из глобальных российских проблем, да и не только российских - проблемой экологии, экологического оздоровления жизни в нашей стране. Мы с вами должны обменяться мнениями о том, как нам снизить антропогенную, техногенную нагрузку на природу, как защитить и сохранить наши природные богатства. И, самое главное, тем самым просто улучшить качество жизни людей, потому что именно этой задачей мы и должны заниматься. Очевидно, что, не заботясь о среде обитания, нельзя эффективно бороться за те цели, которыми мы в последние годы озаботились: за увеличение жизни людей, за улучшение ситуации с рождаемостью, снижение смертности, заболеваемости населения - по тем показателям, по которым мы, к сожалению, находимся сегодня далеко не в передовых странах. И наша встреча не случайно проходит здесь, в Челябинске. Область входит в число десяти наиболее экологически неблагополучных регионов России. И по другим показателям тоже находится в довольно сложном положении. Отмечу и то, что Челябинск, Магнитогорск и Златоуст состоят в перечне городов с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Причем, к сожалению, Магнитогорск, например, включается в этот перечень все последние 10 лет. Разумеется, такая ситуация существует не только здесь. Есть и другие сложные места. И, к сожалению, наверно, вы согласитесь с тем, что экологические беды большинства российских территорий схожи. У каждого региона есть история вопроса, есть свое экологическое происшествие, существуют преступления, но последствия, к сожалению, в большинстве регионов с проблемами проявляются одинаково. А существующая в нашей системе общественных отношений, в нашем государстве система охраны окружающей среды пока проигрывает системам развитых стран практически по всем показателям: и по эффективности этой системы, и по ее прозрачности... Решение экологических проблем становится одним из приоритетов развития России. И растущие экономические возможности позволяют нам качественно решать эти задачи гораздо более масштабно, чем это происходило все предшествующее десятилетие. Я только что посетил два комбината. Комбинаты старые, сложные, со своей славной историей и в то же время со своей историей общения с окружающей средой. Что их сегодня роднит? Все-таки в результате работы, которая ведется, появились возможности для улучшения экологической составляющей. Наверное, делается далеко не все, что нужно, не в тех объемах, потому что накопившиеся проблемы измеряются десятками миллиардов рублей, но тем не менее тот тренд, который образовался, он все-таки позитивный. А в 90-е годы ситуация просто стала критической... Ряд российских корпораций, и об этом я уже сказал, приняли меры для улучшения экологической обстановки на своих предприятиях. Это хорошо. И сегодня, я думаю, мы тоже услышим определенную информацию. Но значимость таких экологических инвестиций осознают пока не везде и не все. И здесь, к сожалению, сказываются определенные традиции прошлого. Потому что, если уж говорить по-серьезному, в историческом аспекте, экологической проблематикой в Советском Союзе почти не занимались. Особенно в период становления нашей промышленности, которая действительно получилась мощной, сильной, но экологические проблемы всегда были на обочине. Но такое отношение к природе недопустимо. И сама система экологических платежей должна стимулировать предприятия к внедрению экологически эффективных технологий... Отдельно остановлюсь на вопросах загрязнения воздуха предприятиями топливно-энергетического комплекса. Развивая добычу и переработку энергоресурсов, восполняя дефицит электроэнергии, мы просто обязаны одновременно заботиться об экологичности применяемых технологий... Полагаю, что необходимые поправки в законодательство об охране окружающей среды и о повышении энергоэффективности могут быть внесены в течение этого года. И чем более продуктивно мы будем с вами работать, тем быстрее такого рода предложения появятся. На законодательном уровне нужно также создать условия для более качественного использования моторного топлива. Тоже об этом достаточно часто говорится, но ситуация, к сожалению, мало меняется. Процент содержания серы в российском топливе по-прежнему на порядок выше, чем в европейских странах. На порядок выше вообще предельно допустимых нормативов концентраций этого элемента. Повышенные требования должны предъявляться и к новому российскому автопарку: и к производимым у нас в стране машинам, и к импортируемым. Причем это не только экологический интерес - мы с вами понимаем, что это экономический интерес. Потому что если этим не заниматься, вся наша продукция окажется абсолютно неконкурентоспособной. И, наконец, пришло время пересмотреть отношение к так называемым сложным и "грязным" производствам. Некоторые из них морально устарели, и физически устарели давно уже. Они крайне опасны для людей и должны быть или перепрофилированы, или закрыты в зависимости от ситуации, которая складывается в регионе или в конкретном населенном пункте. Только такой подход позволит нам сохранить уникальное разнообразие нашей страны, просто сохранить нам здоровье и создать условия для нормальной жизни наших потомков. Вот те проблемы, которые стоят. Только их часть. Уверен, что у вас есть и другие озабоченности, а также предложения. Поэтому давайте начнем работать. Адрес статьи: http://www.rost.ru/official/2008/01/170000_12451.shtml ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2008 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=