******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1969, 13 сентября 2008 г. ******************************************************************* Энергетика ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: В ОЖИДАНИИ КАТАСТРОФЫ Надвигается водно-энергетическая катастрофа в Центральной Азии 1. РЕСПУБЛИКА КИЗЯКСТАН Вопрос: :потребность учебных заведений в топливе занижена: Ответ (здесь и далее отвечает Ш.Ниязов, зав отд промышленности, строительства, транспорта и коммуникаций Чуйской обл администрации): Температурный режим в классах зачастую действительно не соблюдался:.Особое внимание уделяется заготовке угля, дров, кизяка, мерам по утеплению помещений. Вопрос: Сколько котельных должны быть переведены с электричества на уголь, и как идет процесс? Ответ: Несколько лет назад была такая установка: Кыргызстан обладает большим энергетическим ресурсом, а потому надо переходить на обогрев помещений и приготовление пищи за счет электричества. Тем самым мы решали экологическую проблему, выбросы в атмосферу сводились к минимуму. Сегодня же нужно развернуться на 180 градусов. :Строительство школьной котельной на твердом топливе обойдется в среднем в 7 млн сомов. Местное самоуправление вряд ли потянет такие расходы:. Вопрос: Деревья повсеместно вырубаются. Можно вообще остаться без зеленых насаждений. Ответ: В Нарыне половина лесов уже ушла на дрова : Цит в сокращении по Вечернему Бишкеку 20.08.2008, стр 7. В.Мурзов автор статьи, вопросов, заголовка. 2. ТОКТОГУЛ: АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕГОСЯ ПОЛОЖЕНИЯ С ВОДО-ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕМ За последнее время на различных встречах и форумах, на страницах многих средств массовой информации ведется обсуждение вопросов, вызванных возникшими серьезными проблемами Весь сток рек Нарын-Сырдарьинского каскада и трансграничной реки Сырдарья практически пропускается через Токтогульский гидроузел, то есть объемы, сроки и режим выпуска воды для пользователей, расположенных ниже по стоку (Таджикистан, Узбекистан, Казахстан) полностью контролируется кыргызской стороной. При этом чрезвычайно важное значение приобретает, в каком оптимальной режиме, то есть с учетом и ирригационных, и энергетических интересов, регулируется выпуск воды из Токтогула, имея в виду, что именно в вегетационный период сельхозпроизводители всех стран региона испытывают огромный дефицит в поливной воде. С 1991 года, когда эксплуатация гидроузла перешла под контроль Кыргызской Республики, четко прослеживается тенденция ежегодного роста осеннне-зимних (в невегетационный период) попусков. В среднем этот объем с 1991 по 2000 год увеличился до 7400 млн. куб.м., а в период до 2008 года - до 8750 млн. куб.м. А пропуски в летний вегетационный период наоборот, в 2001-2007 годы, сократились до 5300 млн. куб.м., то есть - Токтогульский гидроузел практически перешел на энергетический режим. Не говоря уже о том, что подобная тенденция мощных попусков воды в зимний и весенний периоды серьезно ухудшает экологическую ситуацию в регионе, приводит к массовому подтоплению земель и населенных пунктов, сносу дамб и жилых строений, засолению и заболачиванию орошаемых земель. Особенно недопустимым при этом является сам факт того, что при переходе на энергетический режим, осенне-зимние попуски (тогда, когда потребности в электроэнергии возрастают) значительно стали превышать естественную приточность реки Нарын в 2,4-2,6 раза. Особо большие попуски воды производились в зимний период 2007-2008 годов, когда выпуск воды из водохранилища превышал приток до 5 млрд. куб. м., что привело к резкому снижению уровня воды в Токтогуле. Если среднемноголетний объем водохранилища к 1 сентября составлял в среднем свыше 15 млрд. куб. м. или 80% от его проектного объема, то к 1 сентября 2008 года объем водохранилища ожидается на уровне 9,6 млрд. куб. м. или 49% от проектной мощности. При этом мертвый объем этого водохранилища составляет 5,5 млрд. куб. м. Если оценивать данную политику с точки зрения международного права, то международные эксперты однозначно трактуют ее как нарушение международных норм использования трансграничных водотоков. В частности, Кыргызстаном нарушены положения: Венской Конвенции о праве международных договоров (1969 г.), Нукусской (1995 г.) и Алматинской (1997 г.) деклараций государств Центральной Азии, Соглашения между Республикой Казахстан, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном "О сотрудничестве в сфере совместного управления, использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников" (1992 г.), а также соответствующих конвенций ООН и в частности Правил пользования водами международных рек (Хельсинки, 1966 г.), Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992 г.), Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков (Нью-Йорк, 1997 г.). В нынешних условиях, при которых для восстановления нормального ирригационного режима Токтогульского водохранилища потребуется не менее 6 лет, попытки инициирования строительства новых резервуаров для аккумулирования воды в ущерб ниже расположенным странам может привести, попросту говоря, к еще большим трагическим последствиям. Глубокий, непредвзятый анализ сложившегося положения с водо- и энергоснабжением требует принятия самых срочных мер по предупреждению подобных кризисных ситуаций. Цит с небольшими сокращениями по источнику Посольства Республики Узбекистан 30.08.2008 (uzbembish@infotel.kg; www.uzbekistan.kg). 3. ЗИМОЙ У КЫРГЫЗСТАНЦЕВ НЕ БУДЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА Б.Сартказиев, Директор Кыргызэлектро: уровень Токтогульского водохранилища в конце 90х годов был 19,5 млрд куб м, а сейчас на 10 млрд меньше. Это связано с циклами многоводных - маловодных годов. Сейчас 2008 - второй маловодный год в регионе. Естественно, это скажется и на выработке электроэнергии на Токтогульской ГЭС (объем вод, который можно сбрасывать без повреждения турбин и плотины подошел к критической отметке). Ухудшение положения с основном источником электричества в республике приведет к необходимости строгой экономии. Уже в прошедшем году отключали трехфазные установки, сауны зимой, сейчас веерные отключения на 6 часов. Вопрос: почему не прогнозировали и не подготовились к ситуации? Ответ: несколько причин: 1) отсутствие средств т к была неправильная тарифная политика; с 2001 газ и металл подорожали в 3 раза, а плата за электричество увеличилась только в последний год 1 цента до 4,5 , причем в Москве, например 10центов; 2) избыточный экспорт последних лет - более 2 млрд кВт час в Казахстан и Узбекистан по низким ценам; 3) разделение в последние годы энергослужб на несколько некоординированных между собой структур. Вопрос: каков выход из нынешней ситуации? Ответ: В прошлом году на внутренне потребление в республике было подано 11 млрд кВт час, а в этом году - такого объема достичь не удастся, будет дефицит 2,5 млрд. Возможны следующие варианты: а) купить недостающие, но в Узбекистане и Таджикистане не хватает и самим, в Казахстане - можно, но лишь 260 млн причем за примерно за 150 млн долл (а в бюджете таких денег нет); б) в течении зимы отключать на 12 часов электричество как делали в Таджикистане в прошедшую зиму, но это очень тяжело скажется на жизни населения; в) отключить зимой избирательно: 47 тыс особняков (потребляют 270 тыс МВт час) они могут установить для себя индивидуальные дизели-генераторы; отключить рестораны и сауны (140 МВт); отключить школы во многих обогреватели (110 МВт) и сделать вынужденные каникулы на два-три месяца. Изложение по материалам программы Майдан независимой кыргызской <ТВ Пятый канал> 08.09.2008. 4. ПРЕДЛАГАЮТ ДАЖЕ ОТКАЗАТСЯ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТОКТОГУЛЬСКОГО КАСКАДА <Кыргызстану выгодней импортировать 1 миллиард киловатт-часов, чем эксплуатировать каскад Токтогульских ГЭС>, - заявил ИА <24.kg> заместитель директора Кыргызского научного и технического центра <Энергия> Ахмед Джундубаев и предложил свой вариант мер, необходимых для смягчения энергетического кризиса в стране. <Сейчас необходимо импортировать электроэнергию из Казахстана и Узбекистана. Для этого следует подписать соответствующие договоры между хозяйствующими субъектами центральноазиатских стран. Объем импортируемой электроэнергии должен быть не меньше 1 миллиарда киловатт-часов. Причем поставки электричества должны осуществляться в сентябре-ноябре 2008 года и с марта по май 2009-го. Это экономически выгоднее, чем эксплуатировать отечественные гидроэлектростанции. Сейчас уровень воды в них очень низок, поэтому чтобы выработать 1 кВт/час электроэнергии расходуется 3-3,5 кубического метра воды, а не 1,1 кубометра, как должно быть при рабочем уровне воды в водохранилище (выше 14 миллиардов кубометров)>, - объясняет эксперт. Он выразил недоумение по поводу того, что кыргызские энергетики весной 2008 года не приняли упреждающих мер. <Можно было уже тогда импортировать 1 миллиард киловатт-часов от соседей и сэкономить более 1 миллиарда кубометров влаги. Именно поэтому сегодня необходимо срочно инициировать встречу в Бишкеке на уровне руководителей государств региона для подписания соответствующих соглашений и договоров>, - подчеркивает Ахмед Джундубаев. Он также считает, что в рамках предлагаемого им плана действий необходимо кредитовать АО <Электрические станции> в сумме не менее $50 миллионов. Эти средства должны быть направлены на закупку топлива для Бишкекской и Ошской ТЭЦ.<Если власти Узбекистана не пойдут на подписание соответствующих документов, то можно и даже необходимо срочно начать переговоры с АО <Газпром> и газовыми монополистами Казахстана и Туркмении о поставках <голубого топлива>, - отмечает эксперт. <При этом необходимо договориться с туркменами и казахами о поставках газа в объеме до 1 миллиарда кубометров по разумной цене. Причем отдать эти объемы газа АО <Газпром> на севере Казахстана и в Туркменистане. А взамен получить газ от российского монополиста, которым он владеет в Узбекистане. Как видите, в этой схеме отсутствуют представители РУз. При этом удивляет то, что кыргызские энергетики уже объявили будущую цену на узбекский газ в $300 за тысячу кубов, когда узбекские газовики еще молчат>, - отмечает Ахмед Джундубаев. Кроме того, эксперт предлагает в максимально возможных объемах завозить в республику уголь как для ТЭЦ Бишкека, так и для населения. <И необходимо выступать перед населением, объяснять сложившуюся ситуацию. Проблему можно решить только всем миром>, - подчеркивает эксперт. Он считает, что отключения электроэнергии зимой будут однозначно. А предлагаемые им меры хоть как-то смягчат тяжелое положение в энергетике и экономике в целом.<Действовать надо сегодня и быстро, поскольку завтра будет уже поздно. В противном случае уже в январе-феврале 2009 года придется остановить Токтогульскую ГЭС из-за отсутствия в ней воды>, - подчеркивает Ахмед Джундубаев. Полная цит по ИнформАгенству <24.kg> 09. 09.2008. 5. КЫРГЫЗСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УСПЕШНО ПРОВАЛИЛАСЬ Но что же это такое <европейская формула> цены на узбекский газ? Естественно, что Газпром постарается получить такую цену за узбекский газ, которая позволит ему заложить в цену стоимость транспортировки, хранения и также свою маржу. Поэтому, по всей вероятности, цена на узбекский газ будет исчисляться в обратном порядке исходя из конечной цены для европейского получателя, т.е. путем вычитания из конечной цены затрат на трансфер, хранение и комиссионные Газпрома. Российские эксперты уже говорят о $300 за тыс. куб. м. узбекского газа, т.е. рост почти в два раза со $160. В настоящее время газпромовская цена за газ на границе с Германией составляет около $517 за тыс. куб. м. (цены для Европы пересматриваются на ежеквартальной основе). По-видимому, <европейская формула> на узбекский газ означает его зависимость от колебаний на цену для европейских потребителей российского газа. При этом цены на российский газ постоянно растут, с $300 за тыс. куб. м. в 2007 г. до $517 за тыс. куб. м. в 2008 г. Кыргызстан на 100% зависит от поставок узбекского природного газа. В 2007 г. НХК <Узбекнефтегаз> - монопольный оператор нефтегазового комплекса Узбекистана поставил в Кыргызстан 750 млн куб.м. природного газа. В этом году наши потребности выросли до 850 млн куб.м. при цене за газ 145 за тыс. куб. м., столько же мы будем импортировать и в следующем году. Но по какой цене? Какие аргументы есть у кыргызской стороны? От электричества наши соседи отказываются, оно им просто не нужно. По известным причинам в этом, следующем и в ближайшие годы у нас нет возможности использовать поливную воду в переговорных процессах о газе. Альтернативных источников поставки природного газа у нас нет, импорт сжиженного газа пока незначителен. При данной ситуации цена на узбекский газ в 2009 г. и последующие годы для Кыргызстана может быть любой и все зависит только от доброй воли нашего соседа. Тем более теперь, когда после переговоров с Россией Узбекистан будет иметь альтернативный вариант - это гарантированный сбыт своего газа в Европу через Газпром по высокой <европейской> цене. Все это происходит в условиях, когда из-за недостатка воды в Токтогульском водохранилище возможны перебои с внутренним обеспечением электроэнергией. Если же Кыргызстану удастся договориться с Узбекистаном о цене за газ на 2009 г. в пределах $250-300 за тыс. куб м., то для покупки намеченных 850 млн куб м потребуется $212,5-255,0 млн. Есть ли такие деньги у кыргызского правительства? Единственное, что в заключении можно констатировать, в условиях маловодья кыргызская концепция энергетической безопасности успешно провалилась. Справка. Газ Узбекистана. В 2007 г. добыто 65,3 млрд куб. м природного газа. В 2008 г. ожидается объем добычи в 66,8 млрд куб. м. Экспорт в 2007 г. - 14,7 млрд куб. м природного газа, из них в Россию - 10,5 млрд, в Казахстан - 2,8 млрд, в Кыргызстан - 0,75 млрд, в Таджикистан - 0,65 млрд куб. м. В 2008 экспорт 17,35 млрд куб. м, из которых в Россию - 12 млрд, в Казахстан - 3,5 млрд, в Кыргызстан - 0,85 млрд, в Таджикистан - 1 млрд куб. м. Цит по АКИpress Business 05-09-2008 (кыргызстанский неправительственный сайт). 6. ВСТРЕЧА НЕ ДАЛА РЕЗУЛЬТАТОВ В Алматы встретились главы водных и энергетических комплексов центрально-азиатских государств. На повестке дня один из самых злободневных вопросов - рациональное использование водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского бассейна. Прийти к единой позиции и заключить многостороннее соглашение министры сегодня не смогли. Яблоком раздора стала позиция Узбекистана, который предложил внести в соглашение пункт о придании Сыр-Дарье статуса трансграничной реки. Категорически против этого выступает Кыргызстан. Дело в том, что статус трансграничности предполагает присоединение стран региона к различным международным конвенциям. В частности, предполагается, что страны, находящиеся в верховьях реки, должны обязательно согласовывать планы строительства каких-либо гидротехнических объектов с другими государствами региона. Позицию Казахстана в данном вопросе озвучил вице-премьер Умирзак Шукеев. Он считает данный вопрос непринципиальным и излишне политизированным. Тем не менее, подписание многостороннего соглашения отложено примерно на неделю. Данное соглашение является базовым. Оно рассчитано на 5 лет. На основе этого документа предполагается каждый год корректировать ситуацию в бассейне реки Сыр-Дарья, а также согласовано и рационально использовать водно-энергетические ресурсы региона. Умирзак Шукеев, вице-премьер РК: - Кыргызстан, понятно - против этого вопроса. Это политический вопрос. И позиции лобовые. Поэтому мы решили взять тайм-аут на неделю, попытаться убрать этот пункт, тогда бы мы все документы подписали. Но если не удастся - будем искать другой выход. 17-18 у нас будет еще одна встреча в Алматы. Полная цит по Агенству Хабар www.khabar.kz 10.09.2008. igorhodj@rambler.ru, 13 сентября 2008 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2008 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=