******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1964, 8 сентября 2008 г. ******************************************************************** Топливо ПРЕССА ОЦЕНИЛА ЗАБОТУ О КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА "Евро" подождет Вопреки надеждам автомобилистов и экологов низкосортные бензин и дизельное топливо не исчезнут из продажи в России еще минимум год Новый технический регламент, вступающий в силу 5 сентября, запрещает с нового года производство топлива класса "Евро-2" и ниже. Но этот срок скорее всего будет перенесен, заявил председатель комитета Государственной думы по транспорту Сергей Шишкарев на конференции "Автомобильный бизнес", организованной газетой "Ведомости". По его словам, депутаты будут обсуждать этот вопрос в середине сентября. Ранее было отложено введение новой системы акцизов, которая должна была вступить в силу вместе с техрегламентом и стимулировать нефтяные компании производить экологически более безопасное топливо. Классное топливо В соответствии с новым техническим регламентом бензин 2-го класса должен иметь октановое число не менее 92 и содержание серы (один из основных показателей экологичности) не более 500 мг/кг. Такое же требование по сере и для дизтоплива этого класса. Бензин классов 3, 4 и 5 должен иметь октановое число не менее 95 и содержание серы, соответственно, не более 150, 50 и 10 мг/кг, для дизтоплива - не более 350, 50 и 10 мг/кг. Производство топлива 3-го класса разрешено до 31 декабря 2009 г., 4-го класса - до 31 декабря 2012 г. "Скорее всего, введение новых правил по продаже и производству топлива будет отложено на год или минимум на полгода, - говорит депутат Госдумы. - Пролоббировали". В техническом регламенте "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденном правительством в конце февраля, моторное топливо в зависимости от качества разбито на классы со 2-го по 5-й, которые соответствуют стандартам "Евро-2" - "Евро-5". Согласно регламенту производство бензина и дизельного топлива 2-го класса осуществляется до 31 декабря 2008 г. Продажа самых распространенных на сегодня марок бензина - с октановым числом 80 и 92 - должна быть запрещена с 5 сентября 2011 г. Нефтяники утверждают, что сделать это в заявленные сроки невозможно: слишком велики объемы низкокачественного топлива, выпускаемого сегодня в стране, а времени на реконструкцию заводов отпущено недостаточно. По данным исследовательской группы "Петромаркет", из общего количества произведенного в стране в 2007 г. автобензина (33,4 млн т) на изгоняемые с рынка 92-й и 80-й бензины пришлось около 61% и 22% соответственно. Еще хуже ситуация с дизтопливом. В 2007 г. на продукт, соответствующий по содержанию серы норме "Евро-2" либо вообще не укладывающийся в евростандарты, пришлось 82% от общего объема производства. "В предусмотренные регламентом сроки физически невозможно реконструировать заводы до требуемого уровня, - утверждает представитель крупной нефтяной компании, который просил не называть его имени. - От проектирования до пуска новой установки на НПЗ проходит в лучшем случае 6-7 лет, а бывает и больше, поскольку подрядчики и изготовители оборудования загружены на годы вперед". Поэтому, продолжает он, если строго придерживаться нового регламента, нефтяникам в ближайшие годы придется в больших количествах импортировать присадки для производства высокооктанового бензина. На этом они будут терять $2-2,5 млрд в год, что неизбежно отразится на цене топлива. Самым разумным, по мнению собеседника "Ведомостей", было бы отложить введение жестких требований к нефтепродуктам на несколько лет. Один из разработчиков техрегламента - главный технолог ВНИИ по нефтепереработке Владимир Булатников говорит, что документ готовился в тесной увязке с дифференциацией акцизов на топливо. Предполагалось, что на высокосортное топливо они будут снижены, а на привычное для российского рынка низкосортное - повышены. Однако в проект поправок в Налоговый кодекс, представленный правительством летом, дифференциация акцизов не вошла. Минфин мотивировал это тем, что подобная мера будет способствовать усилению инфляции, и отложил новацию минимум на два года. "Теперь у нефтяных компаний совершенно нет экономических стимулов для модернизации своих НПЗ, - говорит собеседник "Ведомостей". Мало того что высококачественное топливо само по себе будет дороже, что чревато проблемами со сбытом, нефтяникам придется вкладывать огромные средства в реконструкцию заводов, и окупятся ли они - большой вопрос". Булатников отмечает, что "Лукойл", например, больше других компаний продвинувшийся в модернизации переработки, уже сейчас мог бы выпускать топливо стандарта "Евро-4, но не делает этого, опасаясь убытков из-за его дороговизны и, как следствие, невостребованности на рынке. Между тем проблема качества топлива затрагивает не только нефтяников и автовладельцев, но в конечном итоге все население страны, которому приходится дышать выхлопами старых автомобилей, потребляющих низкосортное топливо. Хотя в России с начала этого года все автозаводы обязаны выпускать автомобили с двигателями класса не ниже "Евро-3". Это же требование предъявляется и к ввозимым в страну машинам. Соответственно, и заправлять такие автомобили следует топливом не хуже "Евро-3", что закреплено в инструкциях по эксплуатации. Невыполнение этого условия, говорит исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, может привести к неполадкам и даже поломкам в двигателе и всей топливной системе. "При этом, если человек использовал ненадлежащее топливо, а это всегда видно при ремонте, машину автоматически снимут с гарантии, - рассуждает собеседник "Ведомостей". - Так что, как всегда, за все несостыковки ответит потребитель". Коровкин также отмечает, что в Россию импортируется все больше автомобилей с двигателями класса "Евро-4", а они еще более чувствительны к качеству топлива. С другой стороны, отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, структура автопарка в стране такова, что 70-80% его общей численности - это машины с двигателями экологического класса "Евро-2" и ниже. Использование сколь угодно хорошего топлива в таких автомобилях не сделает их более экологичными. Не в коня корм, как говорится, отмечает Сергиенко. По его мнению, было бы несправедливо вынуждать владельцев такого транспорта платить более высокую цену за высококлассный бензин. А.Тутушкин, А.Губский, "Ведомости", 1.09.2008 http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/09/01/159604 Россия может отложить введение новых стандартов бензина Министерство энергетики России направило в правительство предложения о переносе на год сроков введение в стране новых стандартов моторного топлива, сообщил заместитель руководителя министерства Станислав Светлицкий. В начале марта 2008 года в России вступил в действие новый технический регламент качества выпускаемого автомобильного бензина и дизельного топлива. В соответствии с ним, с 1 января 2009 года производство моторного топлива в стране должно соответствовать стандарту "Евро-3", с 1 января 2010 года - стандарту "Евро-4", который в Европе действует с 2005 года, а с 1 января 2013 года - стандарту "Евро-5", который станет обязательным в Европе в 2009 году. Регламент также устанавливал трехлетний переходный период, в течение которого будет разрешено производство и оборот низкооктанового бензина, предназначенного для сельскохозяйственной техники. Также не предусматривалось ограничений по качеству топлива, закупаемого государством в рамках оборонного заказа. Радио Свобода, 5.09.2008 http://www.svobodanews.ru/News/2008/09/05.html?id=463764 Введение евростандартов на топливо может быть отложено на год Минэнерго направило в правительство предложения о переносе на год введения европейских стандартов на бензин и другие виды топлива. Об этом сообщил журналистам заместитель министра энергетики Станислав Светлицкий. "Мы согласовали с Минпромторгом предложения о сдвиге сроков, подписанных в техрегламенте на год", - сказал он. Замминистра отметил, что предложения уже находятся в правительстве и могут быть рассмотрены в ближайшее время. При этом он подчеркнул, что решение о переносе сроков перехода на европейские стандарты качества топлива принято на основе конкретных инвестиционных предложений и программ нефтяных компаний, сообщает "Интерфакс". Техрегламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденный правительством в конце февраля 2008 года, вступил в силу 5 сентября и предусматривает запрет производства топлив класса Евро-2 с 2009 года, Евро-3 - с 2010 года, Евро-4 - с 2013 года и запрет производства бензинов Аи-80 и Аи-92 с 2012 года. За перенос сроков введения новых стандартов для моторных топлив выступал ряд крупных нефтяных компаний, в частности, "ЛУКойл". По мнению "ЛУКойла", большинство НПЗ готово к переходу на Евро-3 с 2009 года, однако переход на выпуск бензинов Евро-4 с 2010 года для большинства заводов невозможен и требует масштабной модернизации, которая займет 4-5 лет при условии ограничений инвестиций, привлечения подрядчиков и закупки оборудования. Кроме того, в мае Торгово-промышленная палата РФ предупреждала о возможности дефицита авиатоплива и начале его импорта в связи с введением нового техрегламента. Вести.Ru, 5.09.2008, http://www.vesti.ru/doc.html?id=206935 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2008 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=