******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1935, 2 августа 2008 г. * ******************************************************************* Нефть и люди ВНОВЬ О НЕФТЯНОЙ ТРУБЕ, РВУЩЕЙСЯ НА ВОСТОК Нефтепровод ВС-ТО: общественность предупреждает о катастрофе, грозящей реке Лена и всей Земле Киев-Москва-Якутск, Июль 27 (Новый Регион, Андрей Лубенский) - Проект нефтепровода <Восточная Сибирь - Тихий океан> (ВС-ТО) вызывает неоднозначную реакцию у экологов и общественности. Непродуманные решения и действия могут не только погубить реку Лена, но и привести к негативным последствиям планетарного масштаба. Об этом в интервью РИА <Новый Регион> сообщила сопредседатель Коалиции <Наш дом Якутия> Валентина Дмитриева. <Новый Регион>: Чем опасен переход нефтепровода <Восточная Сибирь - Тихий Океан> под Леной? Валентина Дмитриева: В рамках проекта ВС-ТО-1 (первый этап ВС-ТО предусматривает строительство нефтепровода от Усть-Тайшета в Иркутской области до Сковородино в Амурской области, а также морского нефтепорта в бухте Козьмино Приморского края) в районе с. Солянка Олекминского района Республики Саха (Якутия) строится подводный переход магистрального нефтепровода диаметром 1200 мм с подачей нефти под давлением 10 МПа через реку Лена траншейным способом. Высокая вероятность аварий нефтепровода ВС-ТО на этом переходе у Солянки вызвана тем, что: Во-первых. Одна из крупнейших сибирских рек, Олекма, впадает в Лену всего в 4 километрах выше от перехода ВСТО, что накладывает на место перехода гидрологический режим двух рек. Это обстоятельство вызывает высокую ледовую затороопасность в данном месте с большой частотой - а это многометровое нагромождение льдин, приводящее к пропахиванию дна Лены, доходящее в отдельных местах до 20 метров, что легко может привести к оголению трубы нефтепровода и вырыву трубы из траншеи под действием гидродинамического воздействия потока воды и давления заторного льда. Вероятность заторов ниже устья р. Олёкмы очень высокая, т. к. эта река выносит в русло р. Лены огромное количество аллювия, в результате чего здесь существует перекат - мелкое место, где и образуются заторы. Во время ледохода на зону прохождения трубопровода имеет место вынос огромных валунов. Во-вторых, в месте перехода интенсивно развит карбонатный и соляной карст (соляные пласты). Дно русла реки Лена в этом месте сложено породами разной степени размываемости: суглинки мощность до 15 м., гравийно-галечные отложения мощностью до 10 м. и интенсивно раздробленные доломиты нижнего кембрия. В этих условиях возможен размыв ложа под нефтепроводом, причиной чему могут служить изменения в гидродинамике ленских вод из-за проведенных в русле реки земляных трубоукладочных работ, в результате провисов могут возникать деформации в нефтепроводе, зачастую являющиеся причиной появления трещин в трубах. В-третьих, наличие двух геологических разломов в приустьевой части р. Олекма указывает о современной сейсмической активности, что обуславливает высокую вероятность землетрясений в месте перехода ВСТО. Переход расположен на участке пересечения долины реки Лена Бирюкским глубинным разломом с-з простирания, по которому в верхнем палеозое, в 120-150 км. севернее перехода, произошли вертикальные перемещения на десятки километров. Данный разлом имеет ширину зоны дробления в несколько километров, в зоне его влияния зафиксированы эпицентры 8 землетрясений силой до 4 баллов. Севернее, в бассейне р. Меличан (правого притока р. Бирюк), в 1974г. зафиксировано землетрясение силой 6 баллов. Это свидетельствует о современной сейсмотектонической активности данного разлома. Поэтому исходный сейсмический балл трассы нефтепровода должен оцениваться в соответствии с картой ОСР-97 <С>, а не картой <В>, как принято в проекте. Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 2.05.06-85* издания 1997 г.) для магистральных трубопроводов в пункте 5.37 указано: <при пересечении трассой трубопровода активных тектонических разломов необходимо применять надземную прокладку>, а также <конструкции опор надземных трубопроводов должны обеспечивать возможность перемещений трубопроводов, возникающих во время землетрясения>, средств гашения таких воздействий вплоть до автоматической системы контроля и отключения аварийных участков трубопровода>. При траншейном способе прокладки выполнить это требование невозможно. Это же касается и другого участка по трассе нефтепровода от п.Чульман до п. Тында, где сейсмичность по карте ОСР - 97 <С> оценивается в 7- 10 баллов по шкале МSК-64. Там тоже нефтепровод проложен в подземном варианте. Деформации и разрывы на нефтепроводе могут иметь катастрофические последствия: - по проектным данным в окружающую среду может попасть до 3500 куб.м нефти; - при средней ширине Лены в 1,5 км при аварии на переходе фронт нефтяного загрязнения превысит 800 км, площадь загрязнения составит более 600 кв. км и дойдет до Национального парка <Ленские столбы>, включаемого в список Всемирного природного наследия под охраной ЮНЕСКО - в летнее время за 2 дня, до столицы Республики Саха (Якутия) - г. Якутск за 4 дня; - в случае возможных аварий <Транснефть> в проекте не предусмотрела альтернативное водообеспечение населенных пунктов ниже по течению от перехода трубопровода через р.Лена; - предлагаемые меры в наиболее опасный период ледохода не представлен План ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), а предложенные методы ликвидации в период ледостава не обеспечат своевременной и эффективной очистки от возможных разливов нефти в экстремальных климатических (зимние температуры до -50 градусов по Цельсию) и сложных гидрологических условиях (торосообразование на реке, лед толщиной до 1,5 метров), весьма спорным является использование традиционных боновых заграждений в летний период при скорости поверхностных вод более 2,5 м/сек. <Новый Регион>: Акция <Сохраним реку Лена> возникла стихийно или, может быть, была организована активистами экологических организаций? Валентина Дмитриева: Акция инициирована якутскими общественными экологических организациями, которые ведут общественный контроль за реализацией проекта ВС-ТО с момента принятия решения Владимиром Путиным о переносе нефтепровода от берегов Байкала на север в апреле 2006 года. Общественность республики приняла самое активное участие в общественных обсуждениях проекта расширения ВС-ТО на территории Якутии, было внесено много предложений, практически на волонтерной основе независимыми экспертами, учеными якутских НИИ и ВУЗов были выполнены три общественные экологические экспертизы всех трех участков, на которые, в нарушение законодательства, был разбит ВС-ТО-1, результаты ОЭЭ были направлены в Ростехнадзор. Не проведены вообще или в недостаточном объёме соответствующие натурные изыскательные работы. При проектировании практически не учитывались такие сложные процессы, как сейсмичность территории, многолетнемёрзлые и пучинистые грунты, карст, активные разломы земной коры, которые в сочетании с суровыми климатическими условиями могут привести к многочисленным авариям на трубопроводе. При таком подходе к проектированию, строительству и эксплуатации этот национальный промышленный объект, реализуемый в чрезвычайно сложных климатических, геокриологических, сейсмических, тектонических и гидрологических условиях Якутии, может стать реальной угрозой окружающей природной среде, здоровью населения, причиной экономической, социальной и экологической катастроф в Российской Федерации. Однако все предложения были проигнорированы, было получено положительное заключение ГЭЭ. Кроме того, Ростехнадзор утвердил положительное заключение ОЭЭ проектных материалов, выполненных московской организацией <Экологическое движение конкретных дел> под руководством А.Никитина, проректора по науке Международного независимого эколого- политологического университета, и В.Грачева, председателя Комитета по экологии Государственной Думы прошлого созыва, в составе экспертов которой (ОЭЭ) не было ни одного ученого или специалиста, работавших в Якутии и знающих условия, в которых будет строиться и эксплуатироваться беспрецедентный по сложности проект. Также в нарушение российского законодательства, о результатах этих общественных экспертиз, население республики ни в каком виде не было проинформировано. В результате того, что были нарушены основные принципы экологической экспертизы, предусмотренные ФЗ <Об экологической экспертизе>: принцип гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения; принцип комплексности, научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы, ряд граждан и шесть общественных организаций были вынуждены обратиться в суд с заявлением о нарушении наших экологических прав и отменой Приказа ФСЭТАН об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов ТЭО (проекта) <Расширение трубопроводной системы <Восточная Сибирь - Тихий океан> по 1-му и 2-му этапам. Первый суд мы выиграли, в беспрецедентно короткие сроки Верховный Суд РС(Я) опротестовал это решение городского суда. С тех пор, с января 2007 г. мы в постоянном судебном процессе. Последнее заседание Верховного Суда РС(Я) оставило в силе решение последнего городского суда, отказавшего в наших требованиях. Мы продолжаем оспаривать это решение в высших инстанциях. Вот тогда и было принято решение организовать крупномасштабную гражданскую акцию, т.к. мы уверены, что правда на нашей стороне, что все разумные люди поддержат наши требования к высшему руководству страны обеспечить гарантированную безопасность при реализации такого опасного проекта, имеющего государственную значимость. <Новый Регион>: Как проходит акция, кто оказывает помощь? Валентина Дмитриева: Сначала мы обратились к членам нашей Коалиции <Наш дом Якутия>, в которую, кроме экологических, входят различные общественные объединения, а также к Коалиции экологических организаций Сибири и Дальнего Востока. Начали сбор подписей. Заручились бесплатной информационной поддержкой СМИ: двух наиболее читаемых газет на русском и якутском языках <Якутск вечерний> и <Кыым>, которые еженедельно информируют об этапах акции, а также Федерального информационного портала Саханьюс, на котором был организован сбор подписей в поддержку акции. Были проведены пикеты и митинг в столице республики - городе Якутске. Далее нас поддержали пикетом в городе Ленск и митингом в Олекминске под девизом <Траншею - в шею, трубу - в тоннель!>. В республике действует общественная региональная организация Сеть общественного экологического мониторинга Республики Саха (Якутия)>, которая объединяет около 100 ячеек - общественных формирований граждан, молодежи и детей. Эти ячейки создавались на протяжении более 10 лет в 88 населенных пунктов из 22 улусов Якутии, а также в городах Якутск и Нерюнгри. Сейчас силами ячеек идет сбор подписей в городах и селах всей республики. Собрано более 9 тысяч живых подписей, около двух тысяч человек проголосовало на сайте Саханьюс. В настоящий момент акция приобретает более широкий формат - абсолютно на волонтерной основе создан и администрируется специальный сайт при поддержке самого популярного в Якутии Интернет-ресурса - Сахаинтернет. Теперь у каждого человека из любой точки земного шара, имеющего доступ к Интернет, есть возможность поддержать то, чтобы переход нефтепровода ВС-ТО через реку Лена был выполнен тоннельным способом, более безопасным, чем траншейный. Сайт акции имеет много интересной информации - о проекте ВСТО, о влиянии нефтеразливов, об уникальной экосистеме планетарного значения - реке Лена, на сайте есть также подборка статей общественности, независимых экспертов и аналитиков. Сайт <Сохраним реку Лена!> (www.savelena.ykt.ru) запущен 24 июля 2008 года. Только за первый день в поддержку акции проголосовало более 700 человек. Для населения республики менее миллиона - это хороший показатель. Выпущены значки, плакаты, билборды, голубые ленточки - в основном на волонтерной основе. На данное время получена поддержка от наших коллег из России - есть письма поддержки от Всемирного Фонда защиты дикой природы (WWF), Коалиции экологов Сибири и Дальнего Востока РФ, а также заслуженных деятелей Украины. <Новый Регион>: Какие аргументы выдвигают сторонники реализации проекта? Валентина Дмитриева: Выбор единственного, траншейного способа перехода нефтепровода ВС- ТО через все крупные и малые реки Якутии принят руководством ОАО <АК <Транснефть> в одностороннем порядке. На общественных слушаниях Правительству и общественности РС(Я) был представлен метод микротоннелирования перехода нефтепровода через Лену. Доводы ОАО <АК <Транснефть> о невозможности выполнить переход через Лену более безопасными методами противоречивы и неубедительны. Первый довод: тоннельный способ на 40 % дороже траншейного, т.к. будет более протяжен, объем извлекаемых пород будет почти в два раза больше. На это независимые эксперты утверждают, что тоннельный способ работ более прозрачен, объем извлекаемых пород на виду, приписки по земляным работам невозможны, что несомненно экономически выгоднее. Второй довод: наличие карстов (пустот) на глубине 10 метров, что делает невозможным микротоннелирование. Однако те же проектировщики (А.Войдер, ОАО <ВНИИСТ>) отмечают наличие 15-метрового карста по пути траншеи в месте перехода, и описывают работы по ее ликвидации (бетонирование и далее). Специалисты же по тоннелированию утверждают о наличии используемых в России технологий прохождения тоннелей через карсты и иные препятствия. Для примера можно привести строительство тоннеля протяженностью более 2,5 км (в районе Южной Саксонии), на пути от Норвегии через Северное море) для магистрального газопровода. Благодаря прокладке трубопровода в тоннеле, срок строительства удалось сократить на три месяца, вместо планируемых ранее семи месяцев для траншейной прокладки. В России в последние годы были построены переходы закрытым способом под р. Ия в Иркутской области (метод микротоннелирования), переход нефтепровода Балтийской системы через Неву (метод микротоннелирования), переход нефтепровода Тихорецк - Туапсе через реку Белая (метод тоннелирования, после аварии 1995 г.), а также горный участок газопровода <Россия-Турция> через хребты Кобыла, Безымянный и его отрог (метод тоннелирования). Следует также отметить, что нефтепровод под рекой Нева (Россия) проложен <труба в трубе>, в защитном железобетонном кожухе, сооружаемом по технологии микротоннелирования. Наружная труба - с условным диаметром 1600 мм, затем внутренняя труба - нефтепровод. Наружная труба имеет такой же запас прочности, как и внутренняя. Пространство между трубами заполнено инертным газом. В данном случае обеспечивается четырехкратная защита окружающей среды от нефти и нефтепродуктов в аварийной ситуации. Информация с места перехода нефтепровода ВС-ТО через Лену: взрывные работы позволили вскрыть донные породы только на глубины порядка 1,5 метров. Земснаряды после взрывов, произведенных в зимнее время, сейчас черпают грунт на шаланды. При этом в последние дни на различного рода совещаниях и коллегиях обсуждается возможность укладки нефтепровода на эту глубину, хотя по проекту планировалось углубить трубу на 8 метров. Поэтому мы выражаем недоверие и заказчику, и подрядчикам, занятым на этом проекте, которым изменить проект, при этом не пройдя в законом установленном порядке экспертизу, общественные обсуждения - раз плюнуть. Смотрите информацию по изменению места строительства НПС-14: http://www.1sn.ru/show.php?id=24074 . <Новый Регион>: Как относятся к проблеме местные органы власти и политики? Валентина Дмитриева: В официальных выступлениях все в один голос продолжают утверждать, что строительство ВС-ТО - государственная стройка, призванная решить буквально все социально-экономические проблемы региона. При этом нет ни одного опровержения о том, что на строительстве постоянно обнаруживаются нарушения как проектно-технических регламентов, так и природоохранных требований. В обсуждениях лицом к лицу ни один представитель власти исполнительных и представительных органов не смог обвинить экологов в незаконных действиях и невыполнимых требованиях. В неформальных же встречах все люди, независимо от социального статуса и занимаемого положения в обществе, выражают одобрение нашей работе и моральную поддержку, что, наверное, и является нашим единственным стимулом и мотивацией акции. <Новый Регион>: Приходилось ли сталкиваться с противодействием? Валентина Дмитриева: Постоянно. Объективная информация, поступающая от ячеек СОЭМ, ведущих контроль за объектами ВС-ТО, не пробивается на страницы прогосударственных СМИ, которых в республике большинство. Например, нам запрещают проводить пикеты и митинги на центральных площадях по всяким предлогам. Центр экологического просвещения РС(Я) <Эйгэ>, которая занимала маленькую комнату в 15 кв.м в здании Министерства охраны природы РС(Я) попросили освободить помещение после того, как городской суд вынес решение в пользу заявителей, в числе которых была эта общественная организация. И это в 50-градусный мороз! Самая большая проблема - получать необходимую информацию о проекте от госсструктур и Транснефти. И всякая мелочь типа: зарубежные наймиты. Ну в этих случаях in contrary мы приводим примеры хищения государственных средств нашими властями, подрывающими все основы - мораль, экономику, общество (дефицита в подобной информации, к сожалению, нет), и наши прозрачные бюджеты. Обвинения на этом заканчиваются. <Новый Регион>: Как Вы оцениваете в целом экологическую ситуацию на реке Лена? Валентина Дмитриева: На данный момент из крупных российских водных артерий - это одна из самых чистых рек, при этом не зарегулированных плотинами и ГЭСами. По моему мнению, реку Лена можно было бы считать эталоном, от которого можно было бы разработать систему отсчета экологического состояния крупных рек. Разумеется, сохранение экосистемы реки Лена в первозданном виде - это не плод усилий людей, населяющих ее берега. Это Творец оградил пока этот регион от промышленной экспансии барьером холода и других экстремальных условий для проживания здесь людей и освоения ими благословенной поймы этой великой реки. По словам академика Влаиля Казначеева: Лена - это колоссальная гидродинамическая машина. Изменение ее гидрологического режима путем строительства плотин и пр. может привести к планетарным процессам, вплоть до изменения скорости вращения Земли вокруг своей оси, не говоря уж о климате. Справка <НР>. Валентина Дмитриева, директор ИСАР ДВ (г.Владивосток), сопредседатель Коалиции <Наш дом Якутия>, отличник охраны природы РС(Я), отличник образования РС(Я), к.с-х.н. по специальности <экология>. Источник: lubensky@mail.ru, 27 июля 2008 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2008 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=