******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1911, 6 июля 2008 г. * ******************************************************************* Экология городов МОСКВА - НЕ МЕСТО ДЛЯ КОМФОРТНОГО ЖИТЬЯ На последнем дыхании Москва в два раза грязнее Нью-Йорка, по загазованности обходит Дели, а по уровню экологической безопасности сравнялась с Банги Центральноафриканской Республики. Причина проста: нас слишком много, а дорогой московской земли слишком мало. Генеральный план развития Москвы, принятый в 2000 году, предполагал, что в Москве будет жить около 9 млн человек. Перепись 2002 года насчитала уже 10,2 млн человек. Сколько в точности живет в Москве сегодня, никто не знает. Однако хорошо известно другое: современные мировые нормы комфортного проживания - 15 человек на гектар. В Москве она превышена более чем в 8 раз - мы опередили по этому показателю Лондон и даже Нью-Йорк. В городе тесно. Нет места для новых дорог - по данным ГИБДД, дефицит улично-дорожной сети составляет 350-400 км. Спортплощадки то и дело превращаются в стройплощадки, где возводятся новые многоэтажки. В безветренные дни над городом висит смог, жители держат круговую оборону своих дворов и парков, защищая их от точечной застройки. В этой взрывоопасной ситуации в Генеральный план 2000 года были внесены коррективы - новый Генплан, как считается, теперь <с человеческим лицом>. Проект находится в Мосгордуме и будет вот-вот принят. В нем предусматривается развитие дорог, общественного транспорта, социальных центров в срединных районах города. Однако в осуществление этих прекрасных планов верится с трудом, ведь просторнее в городе не станет. Более того, на той же самой земле теперь должны разместиться уже не 9, а согласно новому Генплану, 14 млн человек. Естественно, проектировщики ищут новые резервы для строительства жилья и офисов. Пока это промзоны (предполагается освоить 7,5 тыс. га), но и они закончатся. И закончатся достаточно быстро. Тогда под бульдозеры, может статься, пойдут парки. Скверы и бульвары уже пошли. Чем мы дышим? По данным международного рейтингового агентства Mercer Human Resource Consulting, которое сравнивает качество жизни в городах мира, Москва более чем в два раза грязнее Нью-Йорка1 (43,4 против 100) и даже немного опережает _____________ 1 За условные 100 единиц взят Нью-Йорк. Чем меньше цифра в рейтинге, тем хуже экология в городе. Дели (46,6). Наши ближайшие соседи по рейтингу - Банги (Центральноафриканская Республика - 42,1) и Уагадугу (Буркина-Фасо - 43,4). Из-за огромного (3,5 млн) скопления автомобилей на небольшой территории и постоянных пробок в московском воздухе всегда повышен уровень таких загрязняющих веществ, как бензпирен, диоксид азота, фенол, формальдегид, оксид углерода, нарушающих функции центральной нервной системы, дыхания и кровообращения. В безветренные дни концентрация этих веществ в воздухе достигает предельно допустимых значений, а вблизи автомагистралей может превышать их в 2-3 раза. Во время летнего смога значительно увеличивается смертность среди пожилых людей. Такой же, как и на поверхности, воздух в московском метро, где нет ни нормальных кондиционеров, ни вентиляторов, ни ионизаторов воздуха. Пыль и сажа с московских улиц через воздухозаборники легко проникает в подземку, строившуюся в свое время в расчете на 2-3 млн пассажиров: сейчас эта цифра выросла минимум в 4 раза. Экологической альтернативой метро могла бы стать практически уже готовая к использованию надземка - пересекающие Москву в разных направлениях линии железных дорог. Однако сегодня рассматривается вопрос о передаче федеральными ведомствами, в том числе и железнодорожным, этих территорий под застройку. 6,5 квадратных метра <Нормы, которые существовали при проектировании жилых микрорайонов, сегодня не работают. Всякий раз, рассматривая проект из необходимого набора: автостоянка, детская и спортивная площадки, хозяйственная зона, променад, где можно гулять с собаками, - приходится выбирать самое приоритетное>, - говорит главный специалист ОАО <Моспроект-1> Владимир Машинский. От переуплотнения пострадали прежде всего дети: исчезли специализированные детские парки, катастрофически не хватает детских садов, помещения которых ушли под офисы. <За постсоветские годы не создано ни одного парка, - говорит Машинский, - то есть супермаркета отдыха, где была бы и природа, и игровые, и спортивные площадки для людей разного возраста>. А ведь когда-то Москва считалась самой зеленой столицей мира. На сегодняшний день общая площадь природного комплекса составляет 34,8 тыс. гектара. Вроде бы много - почти треть территории. Но нас тоже много, и в расчете на каждого москвича получается в среднем по 25 м2 зелени. Это больше, чем в Нью-Йорке или Париже, где на каждого жителя приходится 6-7 м2, но меньше, чем в Киеве (210 м2) и Вашингтоне (около 400 м2). И это - со всеми парками и лесами. Если брать в расчете на душу дышащего и работающего москвича только скверы и бульвары - пространство повседневной жизни большинства столичных жителей, то цифра выйдет значительно скромнее - 6,5 м2. Эрзац-природа Впрочем, Москва - город контрастов. Это единственная столица, где была создана и защищена законом система особо охраняемых природных территорий, и этим можно по праву гордиться. На территории огромного мегаполиса сохранились леса, болота, речные долины с краснокнижными растениями, птицами, дикими животными - настоящая роскошь не только для столицы, но и для любого большого города. Однако удастся ли ее уберечь от растущих цен на недвижимость - большой вопрос. Там, где нельзя строить, можно <благоустраивать>, осваивая солидные столичные бюджеты. Именно это и происходит на большой части природных территорий. По словам Галины Морозовой, которая многие годы (1997-2006) руководила отделением сохранения и развития природного комплекса Москвы НИиПИ Генплана, в столице сейчас создается <эрзац-природа>: <Задуманная нами реабилитация рек, например, Чермянки и Лихоборки, идет совсем не так, как мы предполагали. Нет прибрежной растительности, в которой может угнездиться птица. Не происходит естественная самоочистка - реки превратились в каналы, и вся грязь устремляется в Москву-реку. По берегам слой почвы снят, вместо многообразной лесной растительности высажен новый газон, на нем - декоративные деревца. Все это влачит жалкое существование. Но, пожалуй, самый яркий пример - это Царицыно. Там вырублено много старых деревьев, уничтожен весь подлесок и почва вместе с лесными растениями, высажен газон, который не приживается, на прудах сделаны искусственные острова, которых там никогда не было. Очень много искусственных покрытий и настоящий частокол из фонарей - зачем все это? Вместо природы создается нефункциональная декорация - эрзац-природа, хотя достаточно было бы просто убрать мусор>. Другие заповедные зоны - легкие огромного мегаполиса - превратились в горячие точки: там идет война жителей с застройщиками. Среди них Воробьевы горы (проектируется жилой комплекс), природный парк <Тушинский> (выставочный комплекс), природный заказник <Долина реки Сетунь> (элитный жилой комплекс <Интеко>), Битцевский лес (здания и сооружения для размещения кавалерийской роты ГУВД). Но особенно привлекательным для застройщиков оказался природный парк <Москворецкий>, в котором на территории Крылатского предполагается построить и гостиничный комплекс, и аквапарк, и оздоровительный центр УФСБ, и несколько больших спортивных объектов разных направлений плюс досуговый центр, подземные паркинги, дебаркадер с фитнес-клубом. А на Щукинском полуострове в том же парке проектируется еще и гольф-комплекс. Построят - можно не сомневаться. Но чем будет дышать город? Крепостная судьба Еще при подготовке Генплана группа специалистов, в числе которых был академик Юрий Бочаров, градостроитель с мировым именем, проектировавший Набережные Челны, Тольятти и многие другие города, указывала на ошибочность избранной стратегии, которая предусматривает сохранение разрастающейся численно Москвы в ее нынешних границах. Где строить? На площадях, уничтожая городские ансамбли и превращая столичную архитектуру в архитектуру райцентра? Уплотнять жилые кварталы, урезать парки? <При увеличении числа автомобилей до трех миллионов и концентрации трети рабочих мест в центре города Москве грозит экологический и транспортный кризис уже в ближайшие годы>, - утверждал еще несколько лет назад Юрий Бочаров. Его прогнозы полностью оправдались. Однако был возможен и другой путь, выбор которого зависел, увы, не от градостроителей, а от политиков. Главные принципы альтернативной стратегии - децентрализация и единая программа развития всего Московского региона. <Децентрализация - это разделение политического и экономического центров, - обосновывал свои идеи Юрий Бочаров. - Нужно выводить из города промышленность. Единая программа перевода производств, научных баз в областные города могла бы стать программой их возрождения. Уже сегодня люди осознали, что жить в пригородах значительно комфортнее. Но нужны дороги - не кольца, закручивающие движение вокруг центра Москвы, а вылетные хордовые магистрали большой протяженности>. Именно такую стратегию развития предусматривал так называемый <горбачевский> Генплан 1989 года, выполненный под руководством главного архитектора Москвы Леонида Вавакина. Тогда был создан единый план развития Москвы и области до 2010 года, где с учетом мирового опыта решалась главная задача: постепенное становление огромного агломерата с населением 15 млн человек на территории примерно 1,2 млн га. Цена земли в Москве была бы значительно ниже, налоги распределялись бы равномерно по всей агломерации, способствуя развитию и благоустройству областных городов и поселков. И то и другое - в интересах жителей, однако вовсе не в интересах московской бюрократии. В результате и был избран другой путь, превративший Москву в удельное княжество с дорогой землей и огромным бесправным населением, лишенным каких бы то ни было преимуществ жизни в богатом и процветающем городе. Народ против застройщиков Еще в начале 90-х, когда прорубалось сквозь живую ткань города Третье транспортное кольцо, москвичи поняли, что по отдельности им не выстоять, и стали объединяться. Защита природных территорий от застройщиков - одно из направлений деятельности Общегородского совета по защите прав граждан при градостроительстве. (Совет, а также подобные ему организации - <Народный контроль>, Московская экологическая федерация, <Экоюрис>, московское отделение Общества охраны памятников истории и культуры - оказывают консультационную и правовую помощь стихийно возникающим протестным группам жителей.) <В первую очередь москвичи протестуют против застройки своего жизненного пространства - дворов, спортплощадок, территорий бывших детских садов, - рассказывает председатель совета Рустам Махмудов. - Последние наши акции были в защиту природных территорий. Жители центра протестуют против сноса домов, которые без всякой причины признаются аварийными>. По его мнению, все протестные движения имеют одну причину - полное пренебрежение правами жителей: <Попробуйте оформить в собственность свою долю придомовой территории, чтобы на нее никто не покушался. По закону вам должны это сделать, и таких заявлений лежат тысячи, но у вас ничего не получится. А застройщикам отдают участки там, где им понравится>. В сложившейся в городе ситуации Рустам Махмудов видит единственный выход: <Полностью прекратить в границах Москвы коммерческую застройку и выделять землю только под социальные проекты и инфраструктуру>. А.Толстихина, New Times, 23 jun 2008 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2008 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=