******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1910, 4 июля 2008 г. * ******************************************************************* Коррупция КОММЕРСАНТ ШОЙГУ НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ (учитесь, как надобно сосать бабки) МЧС РОССИИ. ООО ИЛИ ГОССТРУКТУРА? С должным и искренним уважением относясь к задачам, решаемым МЧС России, и к воинам-спасателям, ежедневно при этом рискующим жизнью, хочу обратить внимание читателей на то,что к сожалению серьезно дискредитирует это благородное ведомство. Рассмотрим несколько неожиданное - коммерческое направление деятельности МЧС. Постановления правительства России N 613, 240 обязывают организации добывающие, перерабатывающие, хранящие, транспортирующие нефть и нефтепродукты (НР), такие как например банальные автозаправки, иметь <План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов> ((План). Планы в зависимости от уровня возможной чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов (ЧС(Н), делятся на пять уровней опасности: локальный, муниципальный, территориальный, региональный и федеральный. Приказ МЧС N 621, зарегистрированный Минюстом РФ, документ не однозначный и противоречивый, содержит правила разработки, согласования, утверждения, экспертизы, введения в действие, корректировки этих планов. Кроме утверждения плана мероприятий собственником, МЧС, Минэнерго, Минтрансом (в отдельных случаях и иными инстанциями) предусмотрены процедуры согласований с надзорными органами чаще всего это Ростехнадзор, Росприрорднадзор. В любом случае предусмотрена обязательная экспертиза плана. *** МЧС России создает ГУ <Государственная экспертиза МЧС> ((ГУ <ГЭ МЧС >), наделяет ее ресурсами (в том числе и бюджетными) и полномочиями. ГУ наделяется функцией проведения государственной экспертизы - функцией государства. Но при этом ему разрешено осуществлять деятельность на предпринимательской основе. Иными словами, государственная структура исполняет функцию государства, но на коммерческой основе. Мечта любого бизнесмена. При этом данная военизированная государственная структура имеет бюджетное финансирование. *** На бумаге цель подобной экспертизы - установление соответствия плана требованиям, которые к данному документу предъявляются. Трудно понять при этом, что мешает установить подобное соответствие при согласовании или утверждении этого документа. Поскольку планы спасения автозаправочных станций все равно утверждаются либо согласуются с МЧС, логично было бы предположить, что экспертизу возложат на некие независимые, но компетентные организации. 621-й приказ МЧС определяет порядок проведения экспертизы. Экспертизу планов локального уровня организуют муниципалитеты. И только для планов регионального и федерального уровня экспертизу организует МЧС России. Так это все и было до появления очень странного письма министра МЧС от 13.06.2007 г. N 43-2120-19, по сути, противоречащего приказу МЧС N 621. Этим письмом экспертиза планов всех уровней ЧС(Н) передана единственной организации - государственному учреждению (ГУ) <Государственная экспертиза МЧС>, созданной МЧС и содержащаяся все той же МЧС. *** Руководство Приволжско-Уральского филиала ГУ <ГЭ МЧС> пошло дальше и открыто заявляет, что для получения положительного заключения ГУ <ГЭ МЧС> необходимо оплатить договор с ЗАО <Фонд промышленной безопасности> (Фонд). Так, мол, поступают во всех областях. Стоимость услуг этого фонда колеблется от 20 до 200 тысяч руб. Конечно, совпадением является то, что руководителем этого фонда, как говорят, является супруг руководителя Приволжско-Уральского филиала МЧС. Девиз - куда вы денетесь, заплатите по-любому! И это все от имени государства. *** В этот момент и произошла подмена понятия <экспертиза> документа на понятие <государственная экспертиза>. Государственная экспертиза - функция государства и выполняется соответственно уполномоченными государством организациями в установленных законом случаях и порядке. Например, государственную экспертизу предстроительной, строительной документации проводят строго в порядке и по правилам, по расценкам, установленными постановлением правительcтва РФ N 145. Изначально приказом МЧС от 23.06.1995 г. N 446 предполагалось, что государственной экспертизе подлежит только градостроительная документация. Никакой документ вообще не предусматривает проведение государственной экспертизы планов противодействию разливов нефтепродуктов. Никакой документ, естественно, не предусматривает монополизацию работ по экспертизе этих планов. Скорее всего, предполагалось,что на предпринимательской основе ГУ может выполнять некие консультационные и прочие подобные услуги. Но не функции же государства! Что получилось на самом деле? Уже создана сеть филиалов ГУ <ГЭ МЧС> по федеральным округам, представительства в областных городах. Срочно без обучения <назначены> эксперты, в том числе из числа военнослужащих МЧС, и началось <окучивание> городов и областей. Эксперты ГУ <ГЭ МЧС>, не обученные,не знающие (и не понимающие до сих пор) целей экспертизы,не знакомые с правилами, порядком проведения экспертизы (их просто нет) сегодня проводят экспертизу планов, разрабатываемых на каждой автозаправке. Единственное, чем эти эксперты похоже руководствуются,- указаниями своего руководства. По их бесхитростным признаниям, руководство настойчиво требует любой план отправлять на повторную экспертизу, <так как оплата за экспертизу идет через казначейство, а оплата за повторную экспертизу через иной расчетный счет, в пополнении которого заинтересовано начальство ГУ. При этом, что такое <повторная экспертиза>, в каких случаях применяется, ее стоимость не определено вообще. Напомню, речь идет о государственной экспертизе! Организациям, заключившим договор с экспертной организацией, открыто дают понять, что надо оплатить повторную экспертизу. Стоимость ее определяется настроением ГУ <ГЭ МЧС>, от 30%до 100% стоимости экспертизы. И если План вам разрабатывал не эксперт ГУ <ГЭ МЧС> (а это в порядке вещей), повторной экспертизы не миновать! Стоимость самой госэкспертизы произвольо определяется ГУ <ГУ МЧС> тоже самостоятельно. В конце 2005 г. экспертиза плана локального уровня ЧС(Н) стоила 2000 руб., сегодня - 30 000 руб.! Это при том, что стоимость разработки плана примерно 20 000 руб.! Итого: разработка - 20 000 руб., проверка этой разработки - 30 000 руб., плюс повторная экспертиза! Трудоемкость экспертной деятельности определяется объемом документа, а не количеством нефепродукта, находящегося на объекте. Какая разница для эксперта (экспертной организации) 3, 30, или 3000 тн. НП находится на объекте? По здравому смыслу и опыту иных экспертных организаций - никакой. А в ГУ <ГУ МЧС > - решающее. Чем больше НП на объекте, тем дороже экспертиза (больше НП - богаче организация). Хороший бизнес. Но почему от имени государства? По оценке независимых и компетентных организаций, проводящих аналогичные работы, реальная трудоемкость данной работы примерно два человека дня. Эффективность этой <государственной деятельности> пожалуй сравнима только с эффективностью торговли оружием. Сейчас филиал предлагает новую услугу. Хотите получить утверждение в МЧС в Москве - гарантируем за 800000 руб. Из всего описанного напрашивается вывод: речь идет не о снижении потенциальной опасности объектов, вводящих в действие планы. Речь идет об элементарном <финансовом пылесосе >, созданном и поддерживающимся энергичными ребятами из МЧС. Энергичные ребята в нашем обществе есть и всегда были, но эти-то бесцеремонно действуют от имени государства.Вот это страшно! В.Филичкин, "Южный Урал. Факты недели", N 1 (77), 3 июля 2008 года filichkin@mail.ru ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2008 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=