******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1904, 22 июня 2008 г. * ******************************************************************* Моря и океаны ЧУШКА И ШВЕЙЦАРИЯ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ (Митволю на заметку) БЕРЕГА ТАМАНИ ПОСЛЕ КЕРЧЕНСКОЙ КАТАСТРОФЫ ДО СИХ ПОР НЕ ОЧИЩЕНЫ ОТ МАЗУТА Активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу обследовали берега между поселками Кучугуры и Ильич, а также в южной части косы Чушка 15-16 марта 2008г. активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу в рамках общественного мониторинга ситуации, сложившейся после экологической катастрофы в Керченском проливе, провели обследование береговой зоны на двух участках Таманского полуострова (Темрюкский район, Краснодарский край), где положение дел с ликвидацией последствий катастрофы было особенно критическим. Как уже сообщала ранее Экологическая Вахта, работы по очистке берега велись крайне неэффективно и на трех участках (южная часть косы Чушка, участок между поселком Ильич и мысом Пеклы, участок между мысами Панагия и Тузла) начались с большой задержкой. 15 марта активисты Экологической Вахты прошли по берегу от поселка Кучугуры до поселка Ильич. Общая протяженность обследованной береговой полосы составила около 20 километров. На первом участке этого маршрута (от поселка Кучугуры до мыса Пеклы) в обследовании берега приняли участие также волонтеры Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) из лагеря WWF в поселке Ильич. Уже на пляже в поселке Кучугуры стали попадаться отдельные небольшие пятна мазута, и чем дальше по берегу, тем картина становилась хуже. Безусловно, она изменилась в лучшую сторону с конца ноября 2007 года, когда берег между мысом Пеклы и поселком Ильич вообще не был очищен. Было заметно, что на этом участке побережья проводились масштабные работы по очистке от мазута, однако они еще чрезвычайно далеко от завершения. При этом на всех этих двадцати километрах активисты Экологической Вахты не встретили ни одного человека, занятого уборкой берега. Вместо этого на всем пути им попадались невывезенные мешки с собранным мазутом (в общей сложности их несколько тысяч), из которых под лучами весеннего солнца вытекал на песок расплавленный мазут. Встречались также пятна свежевыброшенного мазута и обширные участки, где никаких работ по очистке совсем не велось. В этом году Экологическая Вахта дважды выезжала на берег Азовского моря в районе поселка Приазовский и мыса Пеклы. В январе их там встретила картина сложенных вдоль берега мешков с собранным мазутом, вмерзших в лед Азовского моря. В конце февраля на этих участках мешков уже не было, и берег был очищен. В связи с чем сложилось впечатление, что действительно работы по очистке берега ведутся на должном уровне. Однако, как показало обследование 15 марта, это было лишь частичное улучшение ситуации. Уборка берега здесь затруднена отсутствием на большей его части автомобильных подъездов. Однако мазут не вывезен и с участков, к которым есть нормальный подъезд. Кроме того, слой мазутного загрязнения во многих местах сейчас погребен под толстым слоем песка и ракушки, которые были нанесены на него прошедшими после катастрофы штормами. Это в сильной степени затрудняет сбор нефтепродуктов. Однако сделать это необходимо как можно скорее, пока не наступила жаркая погода, ведь тогда убрать растопленный мазут будет еще сложнее. На обследованном участке побережья расположена одна из красивейших природных территорий Таманского полуострова - Таманская Швейцария и два курортных поселка - Кучугуры и Ильич. Если в самое ближайшее время мазут здесь не будет убран, то пострадает не только природа этой части Таманского полуострова - крайне негативно это отразится и на курортном значении этих мест. 16 марта активистам Экологической Вахты по Северному Кавказу, а также общественной организации "За спасение Тамани!" удалось обследовать берег в южной части косы Чушка, которая с осени прошлого года усилиями охраны порта Кавказ закрыта для посещения. Основная причина этого, очевидно, в том чтобы скрыть от глаз широкой общественности крайне неприглядную картину положения дел в этой части Чушки. Увиденное на Южной Чушке выходит за рамки здравого смысла. На этом участке - наиболее значимом с природоохранной точки зрения из всех загрязненных участков побережья, так как здесь расположен один из наиболее ценных участков Тамано-Запорожского заказника и концентрируется наибольшее количество птиц - ситуация с очисткой берега по-прежнему остается катастрофической. На отдельных участках пропитанные мазутом водоросли покрывают берег толстым ковром от 30 до 50 метров шириной. При этом работы по очистке берега здесь идут крайне вяло - на берегу была встречена только одна бригада из 8 человек, вручную убиравшая мазут. Такими темпами тот огромный объем загрязнения, который остался в южной части косы Чушка, можно убирать еще несколько лет. Обследование берега показало, что мазутное загрязнение затронуло не только западный берег косы Чушка со стороны Керченского пролива, мазут попал и на восточные берега косы - со стороны Таманского залива. Загрязнены мазутом также острова в районе южной оконечности Чушки. Во время обследования береговой полосы активисты Экологической Вахты не встретили ни одной свежезагрязненной мазутом птицы, хотя мертвых птиц им попалось довольно много, особенно в южной части косы Чушка. Также в районе поселков Приазовский и Ильич они видели несколько выброшенных на берег рыб породы пеленгас. По мнению местных жителей, это последствия мазутного загрязнения моря. Такого, чтобы пеленгас в прежние времена выбрасывался на берег, они не помнят. Результаты обследования берега в очередной раз показали крайнюю неэффективность действий российских государственных органов, ответственных за ликвидацию последствий катастрофы в Керченском проливе. Несмотря на то, что после катастрофы прошло уже больше четырех месяцев, уборка выброшенного на берег в ноябре 2007 года мазута до сих пор не завершена и ведется на совершенно недостаточном уровне. А.Рудомаха, ies@rambler.ru, 20 марта 2008 г. Кому начистить Чушку? Последствия "ликвидированной" катастрофы в Керченском проливе угрожают людям, птицам и курортному сезону Почти пять месяцев прошло после серии кораблекрушений в Керченском проливе беспрецедентной в истории судовождения на Черном море. Тогда, 11 ноября 2007 года, из разломившегося надвое танкера "Волгонефть-139", первым потерпевшего катастрофу, вылилось больше четырех тысяч тонн мазута. Следом в течение полутора часов один за другим затонули три судна, груженные серой: "Вольногорск", "Нахичевань" и "Ковель". По оценке Росприроднадзора, окружающей среде нанесен ущерб в 6,38 миллиарда рублей. Какие убытки понесли и еще понесут жители Таманского полуострова, для многих из которых единственным источником заработков является обслуживание отдыхающих, никто не подсчитывал. Март на Кубани выдался на редкость прохладным. В прежние времена был бы повод посетовать на непогоду, сегодня же, напротив, многие с ужасом ждут потепления: последствия "ликвидированной" катастрофы в Керченском проливе грозят сорвать курортный сезон и обернуться огромными убытками для рыбаков. Ситуация с загрязнением берегов нефтепродуктами близка к критической, - говорит сопредседатель общественной организации "За спасение Тамани!" Игорь Голубенков. - Когда в начале декабря закончилась спасательная операция в Керченском проливе и власти объявили, что все последствия ликвидированы, о мазуте как-то сразу забыли. На пляжах Таманского полуострова по сей день лежат сотни, если не тысячи, тонн мазутно-водорослевой массы. И пока краснодарский губернатор Ткачев проводит в Сочи "олимпийские" совещания, требуя "обеспечить мировые стандарты туризма", жители Таманского полуострова спешно вооружаются лопатами и вилами: до наступления тепла нужно успеть очистить от мазута хотя бы поселковые пляжи. В противном случае отдыхающим, если они вообще отважатся в этом году приехать на Тамань, придется вместо целебного морского воздуха дышать токсичными испарениями разлагающихся углеводородов. В департаменте по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю администрации Кубани, куда таманцы за последний месяц уже не раз обращались с жалобами, им посоветовали не "создавать панических настроений": мол, ликвидация последствий разлива мазута продолжается по ранее намеченному плану. Правда, на весь район задействованы всего четыре бригады спасателей - по 18 20 человек каждая. Достоверно известно, что все они - на почасовой оплате. Угадайте с трех раз: заинтересованы ли спасатели в быстрой и качественной расчистке побережья? Недавно на берегах Керченского пролива работала совместная экспедиция Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Института океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук. Мы были готовы обнаружить мазут на дне, однако я, признаться, совсем не ожидал, что после подводного отбора проб в районе косы Тузла моя маска и лицо окажутся измазанными в мазуте, поделился впечатлениями руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Института океанологии РАН Василий Спиридонов. На выходе из Керченского пролива в Азовское море, где океанологи отбирали пробы донного грунта при помощи специальной драги, на поверхности моря проступали маслянистые пятна. Это весьма озадачило ученых: мазут - довольно тяжелый нефтепродукт, и если он уже сел на дно, так просто всплывать на поверхность не должен. Скорее всего, мазут был со значительными примесями легких фракций, что не удивительно для продукции большинства российских нефтеперерабатывающих заводов, технология которых не позволяет делать качественную возгонку и сепарацию нефти, говорит Спиридонов. - Останься мазут на дне, он бы постепенно, в течение нескольких лет, разложился. А так снова всплывет на поверхность, и его будет волнами выбрасывать на берег. Сегодня главная для экологов задача - уберечь от гибели пролетных птиц. Западная оконечность Таманского полуострова со своими мелководными заливами и лиманами - традиционная "перевалочная база" пернатых. Прошлой осенью до мест зимовки не долетели, по подсчетам местных охотоведов, более 30 тысяч уток, бакланов, лебедей - перемазавшись мазутом, они погибли от голода и холода. Между тем и на нашей, и на украинской стороне Керченского пролива снова стали находить мертвую птицу. В лагере WWF в поселке Ильич, где с момента катастрофы дежурят волонтеры, уже обсуждают возможность установить на побережье специальные отпугиватели птиц, как в аэропортах, чтобы пролетные стаи даже не приближались к опасным местам. Впрочем, мазут, который выбрасывает море, - еще полбеды. Беда - горы невывезенных нефтепродуктов на берегу. Активисты общественной природоохранной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу" обследовали участок побережья Азовского моря между поселками Кучугуры и Ильич, который очень сильно пострадал от загрязнения. "Зеленые" прошли вдоль берега 20 километров и не встретили ни одного человека, занятого уборкой берега. Зато увидели несколько тысяч брошенных синтетических мешков с мазутной смесью - большая их часть валяется там еще с декабря прошлого года. Из многих мешков сочится черная маслянистая жижа. Но самая удручающая картина - в южной части косы Чушка. Это вообще за пределами здравого смысла, - говорит координатор "Экологической вахты по Северному Кавказу" Андрей Рудомаха. - На отдельных участках Тамано-Запорожского заказника пропитанные мазутом водоросли покрывают берег толстым ковром шириной от 30 до 50 метров. На берегу мы встретили только одну бригаду из 8 человек, вручную убиравшую мазут. Такими темпами косу Чушка можно чистить еще несколько лет. Комментарий Руководитель департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края Александр Трембицкий: Ситуация с загрязнением берега моря в районе Керченского пролива стабильная, не нужно раздувать катастрофу. По сравнению с ноябрем прошлого года положение улучшилось радикально. Хотя сообщения в некоторых СМИ о том, что режим чрезвычайной ситуации в Темрюкском районе отменен, также не соответствуют действительности. Режим ЧС никто не отменял: работы по расчистке 160-километровой береговой полосы, попавшей под загрязнение, продолжаются в ежедневном режиме. На сегодняшний день в них на постоянной основе задействованы 150 специалистов "Кубаньспаса" и других аттестованных для такой работы аварийно-спасательных формирований. Что касается призывов некоторых природоохранных организаций снова созывать добровольцев для сбора мазута, то в этом нет никакой необходимости. В регионе достаточно сил и средств, чтобы с этим справиться. Мазутно-водорослевую массу местами снова выбрасывает на берег, но уже не в таких количествах, как осенью. Сегодня целесообразнее собирать ее вручную в специальные мешки и постепенно вывозить для обезараживания, что и делается. Если где-то не успевают с их вывозом, то только по причине труднодоступности отдельных мест, где невозможно или затруднительно работать автотранспорту. К сожалению, вокруг сложившейся ситуации немало домыслов и спекуляций, а то и прямой клеветы. Так, в теленовостях проходят сюжеты, где используются архивные кадры трех-четырехмесячной давности, когда ситуация с загрязнением берега была куда хуже. Спрашивается: кому это нужно? Не исключено, что тем, кто хочет сорвать курортный сезон. Ответственно заявляю: курортному бизнесу ничто не угрожает, оснований для панических настроений нет. Д.Шевченко, "Новая газета", 14 Апреля 2008 г. http://www.novayagazeta.ru/data/2008/26/23.html ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПРОВЕЛА ОБСЛЕДОВАНИЕ ТАМАНСКОЙ ШВЕЙЦАРИИ Активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу провели мониторинг берегов Таманского полуострова между поселком Приазовский и мысом Пеклы и еще раз осознали, что Таманской Швейцарии необходимо придать статус памятника природы 10 июня 2008г. активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу в рамках кампании по общественному контролю над ликвидацией последствий катастрофы в Керченском проливе провели обследование Азовского побережья Таманского полуострова. Ими был пройден маршрут от поселка Приазовский до мыса Пеклы. Здесь находится один из наиболее ценных в природном отношении районов Таманского полуострова - так называемая "Таманская Швейцария". Он входит в состав ключевой орнитологической территории международного значения "Тамань". После катастрофы берега Таманской Швейцарии подверглись массовому загрязнению мазутом. Однако в течение нескольких недель после крушения танкера, несмотря на высокий уровень загрязнения, здесь не велось никаких работ по очистке берега. На этот вопиющий факт неоднократно указывали представители Экологической Вахты по Северному Кавказу и Гринпис России, что побудило власти все-таки начать на этом участке очистные работы. Но масштаб этих работ совершенно не соответствовал масштабам загрязнения. Кроме того, уборка мазута в Таманской Швейцарии была затруднена сложным рельефом местности и отсутствием подъездов к большей части береговой полосы. А через несколько недель Азовское море было сковано льдом и работы были прерваны. Состоявшийся в январе 2008г. выезд на берега Таманской Швейцарии активистов Экологической Вахты по Северному Кавказу и "Crude Accountability" показал, что под коркой льда, сковавшего побережье, по-прежнему находятся обширные мазутные загрязнения. Уборка берегов Азовского моря между поселками Ильич и Кучугуры возобновилась в феврале 2008г. В тот период большая часть загрязнений была собрана в мешки, но они не были сразу вывезены. Проведенное Экологической Вахтой по Северному Кавказу в марте 2008г. обследование берега на этом участке показало, что работы по очистке Азовского побережья Тамани были прерваны, мазут под весенним солнцем начал вытекать из мешков, вторично загрязняя берега. Тысячи мешков с мазутом бесконечной чередой лежали вдоль всего побережья. Отдельные участки Таманской Швейцарии на тот момент оставались вообще неочищенными. Приехав сейчас сюда снова, экологические активисты были готовы к худшему. И когда они спустились на берег в районе поселка Приазовский и сразу же нашли там кучи пропитанных мазутом водорослей, это дало основание полагать, что на берегу по-прежнему лежат тысячи заполненных мазутом мешков. Однако многокилометровый проход по побережью опроверг их худшие ожидания. Побережье на этом участке было очищено, и попавшиеся в начале маршрута мазутные кучи были исключением, а не частью общей картины. Пустынные берега Таманской Швейцарии встретили их чистыми пляжами, и лишь встречавшиеся единичные точечные мазутные загрязнения напоминали, что совсем недавно это побережье было почти сплошь покрыто замазученными водорослями. Периодически при прохождении берега встречались сильно разложившиеся мертвые птицы, погибших от мазутного загрязнения. Был обнаружен мертвый дельфин. Отсутствие мазутного загрязнения позволило активистам Экологической Вахты сконцентрироватьcя на природе Таманской Швейцарии. Еще год назад у них зародилась идея придания этому уникальному уголку Тамани - одному из немногих сохранившихся участков дикой природы полуострова - статуса памятника природы. И последний выезд в Таманскую Швейцарию укрепил это намерение. Протянувшаяся на многие километры от мыса Ахиллеон до поселка Кучугуры между берегом и прибрежным клифом полоса оползневого прибрежного склона радует глаз живописными ландшафтами. Покрывающий значительную часть Таманской Швейцарии причудливый боярышниковый лес напоминает африканскую саванну. Изюминками этой местности являются уникальное прибрежное озеро в районе поселка Приазовского и грязевой вулкан Азовское Пекло. Незатронутые хозяйственной деятельностью лесные, степные и приморские ландшафты являются местом обитания многих видов растений и животных. К сожалению, биоразнообразие Таманской Швейцарии пока крайне слабо изучено и еще ждет своих исследователей. Проход по берегу внес небольшие крупицы в копилку изучения дикой природы этого уголка Тамани. На покрытых завалами камней участках берега на мысе Каменный была обнаружена плотная популяция питающегося морской рыбой водяного ужа (Natrix tesselata). На двух небольших участках при их прохождении встретились шесть ужей. Один из них был застигнут за поеданием пойманного в море бычка. Многочисленные оставшиеся на песке следы заходов змей в море свидетельствуют о том, что водяные ужи здесь водятся в обилии не только на покрытых камнями участках, и что море в этом безводном краю является для них привычной средой обитания. Уже прошел год с того времени, когда активисты Экологической Вахты впервые побывали в Таманской Швейцарии. За это время они успели полюбить эту протянувшуюся вдоль побережья полосу дикой природы. На их глазах она подверглась воздействию экологической катастрофы, случившейся в Керченском проливе, от последствий которой люди избавили ее только недавно. И на настоящий момент природе Таманской Швейцарии ничего не угрожает, кроме степных палов, которые наносят ее животному и растительному миру серьезный ущерб. Но нет никаких гарантий, что лет через десять какой-нибудь очередной "азот" или "нефтегаз" не захочет построить здесь химический или нефтяной терминал. Чтобы предотвратить это и сохранить уникальное природное наследие Тамани для грядущих поколений, необходимо в ближайшем будущем предпринять меры, направленные на придание Таманской Швейцарии статуса особо охраняемой природной территории. А.Рудомаха, ies@rambler.ru, June 15, 2008 ЮЖНАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОСЫ ЧУШКА ПО-ПРЕЖНЕМУ В МАЗУТЕ 11-12 июня 2008 г. представитель Экологической Вахты по Северному Кавказу вместе с журналистом "Краснодарских Известий" побывали в Темрюкском районе на участках побережья, которые были в сильной степени загрязнены мазутом в результате катастрофы танкера "Волгонефть-139" в ноябре прошлого года, когда в акваторию Керченского пролива попало свыше 2 тыс. тонн нефтепродуктов. Активисты осмотрели берег в южной части косы Чушка и участок между поселками Ильич и Приазовский. До этого Экологическая Вахта проводила мониторинг этих участков побережья в марте этого года, результаты которого показали, что последствия катастрофы там не ликвидированы. Эти участки и особенно Южная Чушка зимой и весной оставались очень сильно загрязнены мазутом. За день до этой поездки, 10 июня еще одна группа активистов Экологической Вахты осмотрела берег между поселком Приазовский и мысом Пеклы. Обследование этого участка берега показало, что там побережье полностью очищено. Что давало основания полагать, что и на других участках ситуация изменилась к лучшему. Однако посещение 11 июня Южной Чушки показало, что это не так. Еще в Порт-Кавказе, за которым начинается южная часть косы Чушка, местные жители рассказали, что стараются как можно реже выходить на берег из-за "сильного смрада", вызванного разлагающимся мазутом. И действительно, там, где располагается комплекс по перегрузке серы и минеральных удобрений компании ОАО "Порт- Кавказ", обширная акватория моря была покрыта маслянистыми пятнами. Пятна были размером с тарелку и меньше, волнами их прибивало к берегу. На берегу сразу за поселком Порт-Кавказ обнаружились целые залежи пропитанных мазутом водорослей. С виду было трудно сказать, что они загрязнены, так как покрыты подсохшей коркой. Но после того, как представитель Экологической Вахты случайно провалился по колено через такую корку, стало ясно, что картина эта обманчива - под ней оказалась пропитанная нефтепродуктами масса. Еще более "живописная" картина открылась в бухточке за маяком, где весной велись работы по очистке мазута. В результате спасатели сгребли водоросли в огромную кучу и бросили. Там же обнаружилась целая лагуна с мазутом - хоть ведрами черпай. Кроме того, тут же, на берегу, валялись около 300 мешков с мазутной массой. Из брошенных мешков сочилась черная мазутная жижа. Почему их не вывезли, при том, что они лежат возле дороги? Несмотря на то, что был будний день, здесь не работало ни одного человека, ни одной единицы техники, задействованной в уборке берега. А на южной оконечности косы не было даже и следов, что с начала весны там вообще расчищался берег. Коса успела за это время сильно зарасти камышом, что в сильной степени будет мешать ее очистке. Но даже свежая поросль не скрыла черные лужи и канавы. Особенно много мазута обнаружилось на южной оконечности косы со стороны Таманского залива. О том, насколько сильно продолжают оставаться здесь загрязненными не только берег, но и прилегающая акватория и ее дно, показала одна ситуация, свидетелем которой стал представитель Экологической Вахты. На оконечность косы приехала машина с отдыхающими. Они полезли в воду, и сразу же на поверхности моря появилась черная муть с характерным запахом. Отдыхающие сразу же передумали купаться, погрузились в машину и уехали. Южная часть косы Чушка входит в состав Тамано-Запорожского заказника, здесь гнездятся и останавливаются на пролете десятки тысяч птиц, находятся места нереста и нагула ценных пород рыб. Это наиболее ценный в природоохранном отношении пострадавший от катастрофы участок побережья. И как показывают результаты общественного мониторинга над ликвидацией последствий катастрофы в Керченском проливе, здесь работы по очистке были организованы хуже всего, и он до сих пор не очищен. Очевидно, причиной этого является то, что южная часть Чушки закрыта для доступа простых граждан и журналистов. Очевидно, для чиновников, ответственных за ликвидацию последствий катастрофы, это является основанием того, что там берег можно и не чистить v все равно никто не увидит. Активисты Экологической Вахты побывали здесь после катастрофы уже четыре раза. Все эти разы им приходилось проникать туда нелегально. На следующий день был сделан проход по побережью от поселка Ильич до поселка Приазовский. На этом участке ситуация была гораздо лучше, все мешки были вывезены, но местами попадались свежевыброшенные водоросли с мазутом, а на центральном пляже поселка Ильич обнаружилось несколько мертвых птиц, перемазанных нефтепродуктами. Как сообщили местные жители, каждый раз во время шторма на берег выбрасывает замазученные водоросли и комки мазута. Последний раз это произошло в начале июня, незадолго до начала авральных работ по экстренной очистке пляжей накануне курортного сезона. По сообщениям жителей, спасатели и добровольцы за неделю, работая в крайней спешке, успели ликвидировать на пляжах видимые загрязнения. Однако снимать верхний слой песчано-ракушечных наносов, пропитанных мазутом почти на полметра, они не стали. Миновало уже больше семи месяцев после катастрофы в Керченском проливе, однако как выясняется, до сих пор ее последствия не ликвидированы, хотя на это были отпущены огромные государственные деньги, задействовано большое количество людей и техники. Спрашивается, на что были потрачены эти деньги, если до сих пор берега южной части косы Чушка покрыты обширными полями мазута? По результатам обследования берегов Таманского полуострова Экологическая Вахта по Северному Кавказу направила официальные письма министру транспорта Игорю Левитину, министру природных ресурсов Юрию Трутневу, министру по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергею Шойгу, главе администрации Краснодарского края Александру Ткачеву с просьбой принять незамедлительные меры по очистке берега в южной части косы Чушка. Д.Шевченко, А.Рудомаха, ies@rambler.ru, 18 июня 2008 г. ОТ НОСОВОЙ ЧАСТИ ТАНКЕРА "ВОЛГОНЕФТЬ-139" ТЯНЕТСЯ ШЛЕЙФ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ В Экологическую Вахту по Северному Кавказу от жителей Таманского полуострова поступила информация, что в северной части Керченского пролива в районе мыса Панагия, где лежит на дне носовая часть затонувшего в ноябре 2007г. танкера "Волгонефть-139", образовался шлейф из вытекающих из танкера нефтепродуктов. Шлейф протянулся на длину около трех километров вдоль черноморского побережья на восток. Он находится на некотором удалении от берега. Таким образом, носовая часть затонувшего танкера "Волгонефть- 139" снова стала источником загрязнения морской среды. После катастрофы ее неоднократно пытались поднять, однако погодные условия не позволили это сделать. В итоге из ее танков было выкачана заполнявшая их водно-нефтяная эмульсия. Однако в связи с тем, что танки не были герметичными, откачать полностью весь мазут было невозможно. На место выкачиваемой водно-мазутной массы сразу поступала морская вода и в результате откачки мазутная эмульсия просто становилась менее концентрированной. Тем не менее, ответственные за ликвидацию последствий катастрофы в Керченском проливе государственные органы поспешили заявить, что проблема с затонувшим танкером решена. И вопрос о подъеме носовой части танкера был снят с повестки дня. Как показывает тот факт, что с носовой части танкера "Волгонефть-139" в море снова стали поступать нефтепродукты, ситуация отнюдь не так благополучна, как это хотелось бы представить отдельным государственным организациям. И затонувший танкер, очевидно, все-таки необходимо поднять со дна. ies@rambler.ru, 19 июня 2008 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2008 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=