******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1848, 6 марта 2008 г. * ******************************************************************* Транспорт ТРУДНОСТИ ПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКИМ МЕТРО Канцерогены Филевской линии Вагоны "Русич" - мечта токсикомана Еще несколько лет назад руководство Московского метрополитена бодро отрапортовало, что парк подвижного состава будет обновляться, и на смену старым "голубым вагонам" придет более современная техника. Однако когда на Филевской линии были запущены в эксплуатацию поезда, оснащенные вагонами серии 81-740/741 "Русич", постоянные пассажиры ветки забили тревогу. Нет, внешне вагоны оказались хоть куда: просторные, с удобными креслами, бегущей информационной строкой. Но поездка в них превратилась в изощренную пытку. Фенол с формальдегидом Попавший в такой вагончик пассажир первые несколько минут лихорадочно осматривается, чтобы обнаружить источник неприятного запаха, похожего на тот, который обычно исходит от бомжей. И только убедившись, что маргинальных личностей поблизости нет, пассажир начинает принюхиваться к самому вагончику. Средний москвич проводит ежедневно в метро 40-60 минут. Можно представить, что испытывают те, кому нужно добраться, например, от "Щелковской" до "Крылатского". "Анализируя жалобы на неприятный запах в поездах, мы выяснили, что на заводе, где производились поезда "Русич", не была произведена окончательная полимеризация некоторых деталей вагонов, - объяснил еще в прошлом году руководитель столичной подземки Дмитрий Гаев. - В результате с наступлением теплого времени недополимеризованные пластиковые детали начинали выделять формальдегиды, фенол и прочие неприятные запахи. Сейчас мы проводим модернизацию системы вентиляции и закончим эту работу до конца года". Между тем, как утверждают медики, нахождение в помещении с высоким содержанием в воздухе фенола и формальдегида отрицательно сказывается на самочувствии и работоспособности, приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания. Воздействие такой смеси на организм человека можно сравнить с состоянием хронической интоксикации у токсикоманов. Кроме того, обозначенные химические вещества - сильнейшие канцерогены, вызывающие злокачественные новообразования и опухоли. Вырезаем форточки Несмотря на обещания Гаева решить проблему, попасть в вонючий поезд можно и сегодня. Причем "благоухает" там не только в жару, но и в любое время года. Мои знакомые, постоянно ездящие по Филевской линии, говорят, что стараются не садиться в такие вагоны, пропускают их, даже если очень спешат. Не раз они были свидетелями, как от смрада людям становилось плохо, с ними случались обмороки. - Проблема мне знакома, - говорит начальник службы подвижного состава Владимир Осипов. - Я сам иногда езжу в таких вагонах. Но их становится все меньше. Мы высказали свои претензии заводу-изготовителю "Метровагонмаш", и теперь новые вагоны от них поступают, по крайней мере, с форточками для вентиляции. Ведь в "Русичах" кондиционеров как таковых нет, а есть только система принудительной вентиляции. Она регулирует равномерное поступление воздуха, но при этом не создает сквозняка, к которому наши пассажиры привыкли в старых вагонах. Со временем неприятный запах из новых вагонов, конечно, испаряется. Кроме того, мы регулярно протираем их внутреннюю обшивку специальной жидкостью. Силами сотрудников наших депо в уже функционирующих вагонах вырезаны форточки. Кстати, вагоны "Русич" имеют сертификат качества, поэтому этот запах, пусть он и неприятен для обоняния, никакого вреда здоровью не наносит. Покупайте респираторы Почему же тогда люди падают в обморок в совершенно безвредных вагонах? За разъяснением я обратилась к технологу "Метровагонмаш" Владимиру Прохорову. Но он от комментариев отказался. Так что вопрос дышать или не дышать так и повис в воздухе, пропитанном ядовитыми испарениями вагонов "Русич". Может, пассажирам столичного метрополитена уже пора приобретать респираторы или хотя бы запасаться марлевыми повязками? Говорят, что новые, еще более современные, вагоны уже на подходе. Н.Панова, "Московский Корреспондент", 23.10.2007 http://moscor.ru/stolica/kantserogeny_filevskojj_linii/ В московском метро курсируют вагоны, опасные для здоровья На Филёвской линии московского метро курсируют вагоны, которые опасны для здоровья. Как написала сегодня газета "Московский корреспондент", москвичи жалуются на неприятный запах в поездах. Оказалось, что некоторые детали новых составов "Русич" выделяют формальдегиды и фенол. Насколько они опасны для здоровья пассажиров - выясняла Инесса Алексеева. АЛЕКСЕЕВА: Когда на смену старым "голубым вагонам" на Филевской линии запустили новые составы "Русич" - просторные, с удобными креслами и бегущей информационной строкой - пассажиры радовались, но недолго. Зайдя в такой вагон, первые несколько минут все лихорадочно осматриваются, чтобы обнаружить источник неприятного запаха, похожего на тот, который обычно исходит от бомжей. И только убедившись, что маргинальных личностей поблизости нет, пассажиры начинают принюхиваться к самому вагону. Руководитель столичной подземки Дмитрий Гаев ещё в прошлом году объяснял, что на заводе, где производились новые поезда, не произвели окончательную полимеризацию некоторых деталей. В результате пластмасса начала выделять формальдегиды и фенол. Медики утверждают, что воздействие такой смеси на организм человека можно сравнить с состоянием хронической интоксикации у токсикоманов. АЛЕКСЕЕВА: Пока же силами сотрудников метрополитена в уже функционирующих вагонах вырезали форточки. Кондиционеры там не предусмотрены. Радиокомпания "Маяк", 24.10.2007 http://www.radiomayak.ru/doc.html?id=43300&cid=44 А нечего рассиживаться! Кресла в новых вагонах метро неудобны и опасны для здоровья К такому заключению пришли специалисты Института ревматологии РАМН. Их нарекания вызвали сиденья новых вагонов, курсирующих по Бутовской, Филевской и Арбатско-Покровской веткам метрополитена - высота сидений в них значительно меньше рекомендованной медиками нормы. Высота сиденья - вопрос не праздный. Специалисты по эргономике специально разрабатывают модели стульев, кресел, рабочих мест с регулируемыми сиденьями и рекомендуют подгонять их под свой рост так, чтобы угол между бедром и голенью был прямым. От правильного положения за письменным столом, в кабине машиниста, летчика и т.п. зависят работоспособность, утомляемость и даже здоровье позвоночника и суставов. Долго высидеть на маленьком и низком стуле не получится. Кресло в метро - не исключение. Не зря, осмотрев первые вагоны метро (в 1935 году), члены Политбюро потребовали убрать низкие деревянные сиденья и заменить их мягкими и высокими кожаными диванами, мол, не пристало советскому человеку сидеть на низком и твердом. - Именно тогда в метро появились роскошные диваны - удобные, приятные на ощупь, а главное, высокие - 45 сантиметров, - вспоминает заместитель главного конструктора завода "Метровагонмаш" Валерий Крючков. Но с каждым годом сиденья в метро опускаются все ниже. Корреспонденты "Известий" взяли рулетку и несколько часов провели под землей. В начале 70-х годов выпускались вагоны серии "Еж" (с черной полоской на борту). Высота сидений в них 45 сантиметра. В составах следующего поколения (модели с белой полосой) кресла "опустились" еще на сантиметр. В новых вагонах типа "Русич" (они уже курсируют на Филевской и Арбатско-Покровской ветках) высота сидений всего 40 сантиметров. Для высокого пассажира "посадка" на эти сиденья сродни использованию миниатюрного стульчика, что стоят в детских садах. Уже через 10-15 минут начинают ныть спина и затекать ноги. Конечно, сиденье в вагоне метро предназначено не для работы. Но тем не менее оно должно быть удобным - и в первую очередь для пожилых и не очень здоровых людей. Остеоартрозом, то есть патологическими изменениями в крупных суставах, испытывающих наибольшую нагрузку, страдают практически все люди старше 70 лет, а многие - начиная с 40. Это самое распространенное заболевание суставов во всем мире. Чаще всего при артрозе поражаются коленные и тазобедренные суставы, а также позвоночник. В них возникают воспаление и боли, которые усиливаются при сгибании-разгибании, наклонах. Движения затруднены, тяжело ходить, особенно вверх и вниз по лестнице. - Таким больным нередко трудно садиться и особенно вставать с сидений, возникают так называемые стартовые боли, - пояснила "Известиям" доктор медицинских наук из Института ревматологии РАМН Людмила Алексеева. - Подчас они не могут встать без помощи рук, трости или даже других людей. А если сиденье ниже привычного, эта трудность усугубляется. Оптимальным для людей с больными суставами является сиденье, на котором угол между бедром и голенью будет прямым или чуть больше - 90-100 градусов. Если сиденье ниже 45-50 см, то этот угол острый, садиться и вставать больным в этом случае очень тяжело. На заводе-изготовителе об этих проблемах знают. От пожилых пассажиров регулярно приходят жалобы. - Мы прекрасно понимаем, что чем выше - тем лучше, - говорит заместитель главного конструктора завода "Метровагонмаш" Валерий Крючков. - Согласен, что старые мягкие, на пружинах, сиденья высотой 45 сантиметров были самыми удобными. Но сегодня их эксплуатация крайне накладна. В метро ездит в среднем 9 миллионов человек в день. От таких нагрузок кресла моментально изнашиваются. Поэтому во время модернизации подвижного состава мы заменяем их на прочные антивандальные кресла, где размеры (высота и ширина) "мягкой части" сиденья сведены до минимума. Ставить их выше мы не можем. В таком случае потребуется менять не только "подушку", но и весь каркас дивана, а это уже влетит в копеечку. Может, в будущем мы будем конструировать другие вагоны с другими сиденьями. Но пока мы четко следуем всем ГОСТам. Сказать по правде, мы могли бы сделать эти сиденья еще ниже. Нормы позволяют. Но мы не сделали. Сами пассажиры. Т.Батенёва, Н.Морозов, "Известия", 5.03.08 http://www.izvestia.ru/moscow/article3113677/ ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2008 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=