******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1496, 4 мая 2006 г. * ******************************************************************* Стандарты и жизнь КУШАТЬ И ЖИТЬ - ПО СТАНДАРТУ ГОСТом будете Государство защитит право каждого съесть невкусную, но безвредную котлету Вопрос: когда прекратил свое существование СССР? Ответ: он уйдет в историю только в этом году, когда на смену последнему оплоту социализма - ГОСТам - придут новые российские стандарты производства товаров и услуг. На одном из ближайших заседаний правительства будет заслушан отчет Минпромэнерго о ходе реформы по так называемому техническому регулированию, основная цель которой - создание новой системы государственной стандартизации. Суть реформы - в торжестве либерализма: главным отличием нового ГОСТа от старого, советского образца станет его необязательность к исполнению. При этом разработчики новой системы рассчитывают, что следовать стандартам производителей вынудят рыночные механизмы. В ТУ степь "Отныне государство не будет ратовать за то, чтобы котлета была вкусной, главное, чтобы она была безопасной для здоровья", - обрисовала в интервью "Итогам" суть нового подхода глава департамента Минпромэнерго Марина Глазатова. Она курирует ход реформы системы стандартизации, которая, надо признать, давно назрела. Дело в том, что формально отечественный потребитель должен покупать и потреблять продукцию, изготовленную по стандартам эпохи развитого социализма. Для своего времени система ГОСТов действительно была прогрессивной. Правда, процесс стандартизации всего и вся подчас выходил за рамки разумного. К примеру, в 1968 году был принят "стандарт на стандарт" - ГОСТ 1.0. Это была инструкция о том, как надо делать сами ГОСТы, - эдакая "конституция стандартизации". Советские ГОСТы воспринимались как национальное достояние, демонстрирующее преимущества социализма. Они были чуть ли не одной из составных частей статуса сверхдержавы, которая должна была определять мировую техническую политику. В результате десятки тысяч людей были заняты тем, что заполняли инструкции, какого, например, цвета должна быть трава на газоне или в какой горошек красить ткань, из коей впоследствии будут пошиты платья для советских тружениц. И хотя платья, сгущенка и даже туалетная бумага зачастую являлись дефицитом, те, кто умудрялся отстоять многочасовую очередь, получали вожделенный продукт с гарантированным государством качеством. Именно советские ГОСТы сформировали потребительские предпочтения наших сограждан. И предпочтения эти до сих пор определяют спрос в некоторых рыночных отраслях. Прежде всего это касается еды. Социологи отмечают неизбывную тягу россиян именно к "тем самым продуктам": пирожным "Картошка", конфетам "Птичье молоко", классической сгущенке в жестяной банке и еще к двум-трем десяткам наименований продуктов из своего прошлого. И если вдруг из изобилия импортных и отечественных товаров удается добыть что-то с хорошо знакомым вкусом, радости нет предела: "Вот оно, то самое!" Проблема, однако, в том, что старая система ГОСТов в рыночную экономику никак не вписывается. Это в СССР власть была единственным собственником, заказчиком и первичным потребителем всего производимого в стране. Государство диктовало производителю, как и что ему производить, через систему ГОСТов, которые являлись по сути техническими заданиями. Это то, что сегодня физические и юридические лица записывают в договор, например купли-продажи. Под старую систему был организован и надзор за соблюдением заданий с его обязательными внешними атрибутами - Знаком качества, переходящим Красным знаменем, штампом ОТК... Давно канули в Лету переходящее полотнище и пятиконечник Знака, но ГОСТ, как оказалось, жив. А российские производители сплошь и рядом его нарушают, рискуя, между прочим, быть привлеченными к административной ответственности. Хорошо еще на дворе не 30-е или начало 50-х годов прошлого века - в сталинском Союзе нарушители ГОСТов преследовались в уголовном порядке. Получился парадокс, когда, например, частная мебельная фабрика де-юре не должна выпускать кровать размера кинг-сайз, потому как это противоречит советскому ГОСТу, а выпускает, поскольку новейшие русские, ничего не слышавшие о стандартизации, вымахивают подчас под два метра. Теорию с практикой удалось совместить, поступившись принципами, то есть требованиями к качеству продукции. Та же нестандартная кровать маркируется не ГОСТом, а так называемым техническим условием (ТУ). По сути это согласованные с Госстандартом (ныне Ростехнадзором) отступления от ГОСТа. Наличие на продукте двух букв (ТУ) вместо четырех (ГОСТ) означает, что стандарты нарушены. И хорошо еще, если это нарушение на пользу потребителю. Но так бывает не всегда. Перманентное нарушение норм в российских реалиях - прямая дорога для всякого рода злоупотреблений, коррупции и незаконных поборов со стороны проверяющих органов. По слухам, отклонение от ГОСТов обходилось производителям в 20 процентов от стоимости товара. Неудивительно, что отечественные производители поддерживают идею либеральной реформы стандартизации. Не надо забывать и о таком важном сегменте любого свободного рынка, как импорт и иностранные инвестиции. Для иностранцев остается загадкой, как в эпоху Интернета и нанотехнологий живут и здравствуют стандарты производства, разработанные, например, в конце 60-х годов прошлого века... ГОСТ на ГОСТ Три года назад перед правительством во весь рост встала, по выражению г-жи Глазатовой, "проблема сгущенки". Всерьез дискутировался вопрос, какую сгущенку следует есть - на этикетке которой стоит маркировка "ГОСТ" или же "ТУ"? В ходе продолжительных дебатов выяснили, что "ГОСТ" лучше. Перевесил такой аргумент: при введении технических условий согласовывались подчас такие отклонения от нормы, которые реально угрожали безопасности потребителей или окружающей среде. Главная сложность реформы стандартизации - как сделать так, чтобы государство все же контролировало качество производства, но не тормозило излишними барьерами развитие экономики. Решение нашлось: старые ГОСТы разделили на две составляющие - обязательные технические регламенты (ТР) и необязательные стандарты. Государство обещает разработать регламенты, в которых должна строго регулироваться только одна составляющая производства того или иного продукта - безопасность (для жизни, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества). Кроме того, будет существовать отдельный технический регламент о "не введении в заблуждение". Последнее означает, что государство гарантирует полноту информации на этикетке товара. Словом, власть защищает право каждого съесть невкусную котлету, но при этом не отравиться. Соотношение же мяса, хлеба и специй в этой самой котлете будут определять покупательский спрос и добровольно признанный производителями стандарт. Появятся новые стандарты двух видов - национальные, действующие на территории всей страны, и корпоративные, созданные специально для конкретных отраслей или предприятий. При этом, по мнению разработчиков реформы, добровольный стандарт окажется крепко привязанным к государственному регламенту по безопасности товара, что в конечном счете должно сделать его также де-факто обязательным. Как это выглядит на практике? За основу разработчики новой системы стандартизации взяли европейский опыт. В соответствующей директиве Евросоюза, например, говорится, что содержание вредного соединения молибдена в краске для детских игрушек не может превышать 0,006 процента. Это и есть технический регламент. А дальше производитель обязан его выполнить. Если ему позволяют средства, он проводит исследования и разрабатывает состав краски, отвечающий ТР, который становится ГОСТом. Таким путем идут крупные корпорации. Мелким компаниям придется пользоваться национальным стандартом, разработанным специально под существующий ТР. Отметим: первый путь явно дороже и сложнее. Правда, бывает и так, что корпоративный стандарт становится не только национальным, но и международным. Как случилось, например, со стандартом сотовой связи. Кто же будет создавать национальные ГОСТы? Разработка части из них будет вестись на деньги государства и под его контролем. Займется этим созданное в 2004 году на базе Госстандарта Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). При этом не все российские стандарты будут изобретаться заново - кое-что окажется обновленным советским ГОСТом. Разработка большей части стандартов останется на совести самих производителей - отдельных компаний или межотраслевых союзов, которые должны получить государственную аккредитацию. При этом, по замыслам авторов реформы, двигателей у прогресса будет два. Государство, ужесточая время от времени ТР, станет стимулировать появление все более совершенных способов производства, отвечающих требованиям безопасности продукции. С другой стороны, потребитель, общественные организации и СМИ должны способствовать выживанию на рынке самых качественных товаров, разоблачая бракоделов. Иными словами, гарантируя безопасность товаров, государство оставляет вопрос их качества на усмотрение бизнеса и гражданского общества. Яркий пример такого подхода - единственный принятый пока правительством технический регламент: "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории России, вредных (загрязняющих) веществ". В соответствии с ним регламентируется экологическая безопасность двигателей продаваемых в России автомобилей. Стандарты же на все технические характеристики авто - личное дело компаний-производителей, которые будут руководствоваться исключительно требованиями рынка, то есть предпочтениями покупателей. И так со всем. Неудивительно, что в очереди на принятие правительством в первых рядах стоят технические регламенты по отраслям, угрожающим техногенными катастрофами: электроэнергетике, строительству и др. До товаров повседневного спроса руки у разработчиков ТР дойдут к концу реформы. Она должна завершиться в 2010 году созданием трехсот регламентов. После чего жизнь потребителя, по идее, станет безопасной. Впрочем, безопасность - это хорошо, но потребитель, как известно, готов подчас жертвовать ею ради удовольствия. Всем, например, известно, что целый ряд продуктов и их производных вредны для здоровья, но россияне тем не менее не устают их употреблять. Так, в частности, согласно новым правилам стандартизации известное 40-градусное достояние нации можно, нарушив рецептуру Менделеева, сделать 30- или даже 25-градусным. При этом водка будет безопасна (при умеренном, естественно, потреблении). Но вот сможет ли русская душа перенести такое отступление от старого доброго ГОСТа?.. ВРЕЗ: ИСТОРИЯ Под одну гребенку В Советском Союзе проблемой стандартизации производства впервые озаботились в 1925 году. Тогда постановлением Совета народных комиссаров (СНК) был создан Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны. Первый ГОСТ (тогда он назывался ОСТ) появился 7 мая 1926 года и назывался "Пшеница. Селекционные сорта зерна". ОСТы множились с невероятной скоростью: за три года их число превысило три сотни. Вводились стандарты на товары повседневного спроса (хлеб, соль, спички, растительное масло), продукцию химической промышленности, стальной прокат, инструменты, хлопок, нефтепродукты, объекты строительства... Особенностью первого десятилетия существования советской стандартизации стало то, что потихоньку все права по созданию и модификации стандартов были отданы в отраслевые наркоматы. Сначала в 1927 году бюро стандартизации были созданы на большинстве крупных заводов, в начале 30-х годов комитеты по стандартизации появились в отраслевых комиссариатах и в союзных республиках. А закончилось все тем, что в 1936 году Всесоюзный комитет по стандартизации был упразднен, а правом утверждения стандартов наделено правительство и комитеты по стандартизации при наркоматах. Впрочем, одними стандартами борьба за качество товаров и услуг не ограничивалась. Не иначе как заботой о потребителе можно объяснить появление указа, повлекшего уголовную ответственность за выпуск недоброкачественной продукции и несоблюдение стандартов. С децентрализацией стандартизации было покончено 9 июля 1940 года, когда вышло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О государственных общесоюзных стандартах и порядке их введения". В соответствии с этим документом разработка стандартов была поручена восстановленному Всесоюзному комитету по стандартизации (ВКС). Новый комитет тут же взялся за дело: уже через полтора месяца вышло постановление правительства, объявившее общесоюзные стандарты единственной формой ГОСТов. При этом "наиболее важные стандарты" (понятное дело, речь шла о производстве вооружений) должны были утверждаться правительством. Официально же стандарты военного времени - "ГОСТ В" - появились через месяц после начала войны. В них унификация была доведена до предела. Например, 7,62-миллиметровый патрон применялся как в винтовке образца 1891 года, так и в автоматической винтовке СВТ-40, а также в карабине образца 1944 года и в авиационном пулемете ШКАС. В первые же послевоенные годы комитет по стандартизации подвергся новой реформе в связи с изменившимися экономическими условиями - в 1948 году он вошел в состав Государственного комитета по внедрению передовой техники в народное хозяйство и был преобразован в управление по стандартизации. В 1954 году стал Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совмине СССР. Процесс разработки ГОСТов и контроль за их исполнением окончательно перекочевали в Центр: в 1955 году были введены отраслевые нормативы стандартов, обязательные для предприятий вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Процесс поставили на широкую ногу - к делу стандартизации были привлечены десятки научных институтов и предприятий. К середине 80-х в СССР функционировали 15 республиканских управлений и 226 центров стандартизации и метрологии. При госпланах всех союзных республик были созданы отделы по стандартизации, на более или менее крупных предприятиях организованы соответствующие службы. Неудивительно, что начиная с 1970 года появился новый праздник - Международный день стандартизации (14 октября). В 80-е годы в целом по стране за качеством товаров и услуг надзирали 72 тысячи сотрудников. Правда, уголовную ответственность за несоблюдение стандартов из законодательства изъяли, заменив ее административной. Вершины государственная система контроля за качеством продукции достигла в горбачевскую эпоху с появлением знаменитой госприемки. Но это была лебединая песня ГОСТа. Вскоре времена, когда государство отвечало за содержание мяса в колбасе и форму котлет, канули в Лету. В МИРЕ ГОСТ всея Земли Одним из условий создания единого мирового экономического пространства является согласование требований к качеству товаров и услуг. Важную роль при этом играют Международная организация по стандартизации (международная аббревиатура ИСО), созданная в 1947 году, и Международная электротехническая комиссия (МЭК), образованная в 1906 году. Россия активно участвует в работе обеих. При этом Москва стремится к тому, чтобы ее интересы были учтены еще на уровне разработки международных стандартов. Дата нашего вступления в МЭК - 1911 год, а в ИСО мы с момента ее основания. За время существования Международной организации по стандартизации (сегодня она объединяет более 150 стран) ее возглавляли двое россиян - Андрей Вяткин и Василий Бойцов. Академик Валерий Попков в 1974-1977 годах избирался президентом МЭК. В настоящее время Россия возглавляет ряд технических комитетов ИСО и МЭК. В начале этого столетия все международные организации по стандартизации откликнулись на призыв Генеральной Ассамблеи ООН к созданию всемирного информационного общества. Так что появление единого мирового ГОСТа - дело если и будущего, то не очень далекого. С.Сухова, "Итоги", 3 апреля, 2006 г. http://www.itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_04_02_00_2710.html ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2006 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=