******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1487, 21 апреля 2006 г. * ******************************************************************* Что пьем? ЗАГЛЯНЕМ НА САЙТ ОНИЩЕНКО В ПОИСКАХ ВЫПИВКИ Пресс-релиз "О ходе надзора за оборотом алкогольной продукции" Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Геннадия Онищенко от 15.03.2006 "Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции", письма Роспотребнадзора от 06.04.2006 0100/3851-06-32 "Об усилении надзора за безопасностью алкогольной продукции" территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации с 3 по 18 апреля 2006 г. исследовано 308 проб коньяка, из них 66 (21,4%) не соответствовали требованиям нормативов по органолептическим (несвойственный вкус, посторонние включения) и физико-химическим (содержание железа) показателям. Из общего количества проб было исследовано 160 проб коньяка производства Республики Молдова, из них 43 (26,9%) не соответствовали нормативным требованиям. Исследовано 82 пробы коньяка производства Республики Грузия, из них 16 (19,5%) не соответствовали нормативным требованиям. Территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации забраковано 504 партии коньяка производства республик Молдова и Грузия объемом 19205,8 литра. По данным территориального управления Роспотребнадзора по г. Москве, проведены исследования 43 образцов коньяка, из них 25 - производства Республики Молдова и 13 - Республики Грузия следующих марок: - Производства Республики Молдовы: "Белый аист" (производитель АООТ "Арома", ВКЗ "Золотой аист", АО "Barza alba"); коньяк (дивин) "Царский стандарт" (производитель АО "РОМАНЕ ШТЬ"); "3 звездочки" Дивин (производитель АООТ "Арома"); "Кэлэраш" (производитель СП "Кэлэрашь Дивин"); - Производства Республики Грузия: Грузинский "Оками" (производитель АО "Оками"), "Арагви" и "Греми" (производитель АО "Вазиани"), "Сараджишвили" и "Грузинский ***" (производитель АО "Давид Сараджишвили и Иэнисели"), "Асканели" (производитель ООО "Компания Грузинского бренди"). Из 25 образцов, произведенных в Республике Молдова, 11 ("Белый аист" - АООТ "Арома", АО "Barza alba"; "Кэлэраш" - СП "Кэлэраш Дивин") не отвечают гигиеническим нормативам по органолептическим и физико-химическим показателям (массовая концентрация этилового, метилового спиртов, индекс токсичности, содержание железа). Из 13 образцов, произведенных в Республике Грузия, 4 (коньяк "Арагви" - АО "Вазиани", "Грузинский ***" - АО "Давид Сараджишвили и Энисели") не соответствуют гигиеническим нормативам по органолептическим и физико-химическим показателям (массовая концентрация этилового спирта). По данным территориального управления Роспотребнадзора по Московской области, проведены исследования 20 образцов коньяка (производства Республики Молдова - 14, Республика Грузия - 6), из них не соответствовали нормативным требованиям 9 проб, в том числе производства Республики Молдова - 7 и Республики Грузия - 2. Кроме того, отмечаются случаи реализации указанной продукции без сопроводительной документации, отсутствия справок к грузовой таможенной декларации, реализацией продукции с нарушением требований к маркировке. 19.04.2006 г., http://www.gsen.ru/info/press/files/ps190406.html МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (РОСПОТРЕБНАДЗОР) г.Москва, depart@gsen.ru 19.04.2006 0100/4510-06-32 Хозяйствующим субъектам,осуществляющим на территории Российской Федерации оборот алкогольной продукции О принятии мер, направленных на прекращение реализации алкогольной продукции, не соответствующей установленным требованиям, в целях обеспечения прав потребителей на качество и безопасность приобретаемых товаров В настоящее время территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 "Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции" и в соответствии с указаниями, содержащимися в письмах Роспотребнадзора от 22.03.2006 No 0100/3167-06-32, от 25.03.2006 No 0100/3267-06-23 от 04.04.2006 No 0100/3835-06-23 и от 09.04.2006 No 0100/4023-06-23 проводятся мероприятия по контролю, направленные на проверку соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оборот на территории Российской Федерации алкогольной продукции, соответствующих требований санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей. Целью указанных мероприятий является обеспечение реализации гарантированных государством прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья, а также защита потребительского рынка от некачественной, опасной и фальсифицированной продукции за счет контроля соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствующей части обязательных требований Федерального закона от 30.03.1999 No 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской Федерации от 07.02. 1992 No 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 02.01.2000 No 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Федерального закона от 22.11.1995 No 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В этой связи продолжает вызывать озабоченность неснижаемый объем выявляемого несоответствия алкогольной продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия установленным физико-химическим и органолептическим показателям (заявленному содержанию этилового спирта, остаточного сахара, титруемой кислотности, общему содержанию сернистой кислоты и др.), что среди прочего свидетельствует о несоблюдении продавцами требований п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", закрепляющего на этот счет соответствующую императивную норму, а импортерами - положений п.3 ст.13 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", определяющего, что качество ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции должно быть не ниже совокупности ее соответствующих характеристик, предусмотренных государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции. Помимо этого, во многих случаях проверяемая продукция не может быть надлежащим образом идентифицирована, что в конечном итоге свидетельствует о введении потребителей в заблуждение об истинных потребительских свойствах алкогольных напитков и наряду с выявляемыми нарушениями установленных законодательством требований к информации не обеспечивает возможности их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей") и пригодность для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Особую тревогу вызывает тот факт, что в значительной доле исследованных образцов продукции, ввезенной из Республики Молдова и Республики Грузия и произведенной на территории этих государств, были обнаружены пестициды (ДДТ, алдрин, гептахлор, гексахлорциклогексан), относящиеся к группе так называемых стойких органических загрязнений (СОЗ), которые запрещены к применению соответствующей Стокгольмской конвенцией о СОЗ (Стокгольм, 22 мая 2001 г.), вступившей в силу 17 мая 2004 года, по причине их способности накапливаться в организме человека, нарушать его репродуктивную и гормональную системы, приводить к генетическим мутациям и врожденным дефектам, а также к снижению иммунного статуса. Так, только по данным территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве (за период с 23.03.2006 по 18.04.2006) его специалистами было отобрано и направлено для лабораторных исследований в ИЛЦ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве и его филиалы в административных округах более 1100 образцов алкогольной продукции. Из 901 исследованного образца (вина различных наименований) в 473 (52,7%) отмечено не соответствие гигиеническим нормативам. При этом алкогольной продукции производства Республики Грузия было исследовано 280 образцов, из которых неудовлетворительными были признаны 172 (61%), причем 30 из них содержали пестициды. В отношении вин и виноматериалов производства Республики Молдова за тот же период было исследовано 433 образца продукции, из которых 214 (50,3%) оказались не соответствующими установленным требованиям, а 60 (или 26,3% от общего количества неудовлетворительных результатов) - содержали пестициды. В результате, по материалам контрольных (надзорных) мероприятий и лабораторных исследований были оформлены 118 санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии алкогольной продукции производства Республик Молдова и Грузия санитарным нормам и правилам, приостановлен ввоз в Москву 60 тыс.дал. виноматериалов из Республики Молдова и реализация 1345871 литра алкогольной продукции (производства Республики Молдова - 67143,7 л., производства Республики Грузия - 54829 л.) в предприятиях оптовой и розничной торговли в связи с непредставлением санитарно-эпидемиологических заключений и сопроводительных документов на продукцию, а также реализацией продукции с нарушением установленных требований к маркировке. По сведениям территориального управления Роспотребнадзора по Свердловской области из 54 образцов алкогольной продукции производства Республики Молдова 23 или 42,6% по результатам соответствующих лабораторных исследований не соответствовали установленным гигиеническим нормативам (по продукции Республики Грузия - каждая вторая проба). В Курганской области удельный вес отрицательных проб составил: 45% - по молдавской алкогольной продукции и 31,6% - по грузинской. В Пермском крае - 37,4% и 35,1% соответственно. В Калининградской области при среднем показателе неудовлетворительных лабораторных исследованиях отбираемых образцов алкогольной продукции 18,5%, в отношении продукции Республики Грузия он оказался равным 55% (при этом по коньяку он достиг абсолютной забраковки, т.е. 100%). В Амурской области тот же средний показатель, равный 28,6%, по вину грузинского производства был превышен более, чем на 10%, составив 39%. В целом же по Российской Федерации за период с 15 марта по 15 апреля 2006 г. 13403 партии алкогольной продукции территориальными управлениями Роспотребнадзора были признаны не соответствующими установленным требованиям, из которых 74 % пришлось на долю алкогольной продукции производства Республики Молдова (вино - 9540 партий, коньяк - 291 партия) и 21% на долю продукции Республики Грузия (вино - 2947 партий, коньяк - 149 партий). При этом по молдавскому коньяку из 160 исследованных проб не соответствовали нормативным требованиям 43 пробы (26,9 %), по грузинскому - 16 (19,5 %) из 82. При этом так или иначе территориальными управлениями Роспотребнадзора отмечаются многочисленные случаи реализации указанной продукции без сопроводительной документации, а также факты не представления копий справок к грузовой таможенной декларации и продажи алкогольных напитков с нарушением установленных требований к ее маркировке, что свидетельствует о несоблюдении хозяйствующими субъектами соответствующих положений ст.ст. 10.2 и 16 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 No 80 и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 No 872. Кроме того, следует отметить, что факты ненадлежащего качества винодельческой продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия отмечаются не только территориальными управлениями и учреждениями Роспотребнадзора, но и соответствующими уполномоченными организациями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Так, по сведениям Орехово-Зуевского филиала ФГУ "Менделеевский ЦСМ", проводившего соответствующие исследования на основе аттестованного в установленном порядке метода по выявлению синтетических красителей в винах, указанные красители (в частности, Е-124, Е-122) в грузинских и молдавских винах присутствуют в 40% случаев (в концентрации от 10 до 130 мг/л). Между тем, как уже неоднократно отмечалось Роспотребнадзором ранее, согласно положению, закрепленному п. 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец, осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли-продажи, обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. При этом потребитель имеет право на то, чтобы алкогольная продукция, как и любой другой товар, при обычных условиях ее использования была безопасна для его жизни и здоровья (п. 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей"), отвечая при этом обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей, и соответствовала установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других представляющих опасность биологических организмов (п. 1 ст. 15 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"). В этой связи очевидно, что нахождение в обороте и на потребительском рынке алкогольной продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия, не соответствующей не только нормативным и законодательно закрепленным, но и обычно предъявляемым требованиям, не обеспечивает соответствующее санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, является нарушением установленных законом прав потребителей и представляет опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений. С учетом изложенного и рассматривая государственный контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции как важнейший элемент государственного регулирования в области ее оборота, направленного на защиту экономических интересов Российской Федерации и обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, руководствуясь п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 No 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 23, 25 Федерального закона от 22.11.1995 No 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предлагаю всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим оборот алкогольной продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия, т.е. закупку (импорт), поставку, хранение и розничную реализацию, принять меры, направленные на прекращение ее реализации и изъятие из оборота. Руководитель Г.Г.Онищенко http://www.gsen.ru/doc/letter/inf_0100_4510-06-32.html ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2006 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=