******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1486, 20 апреля 2006 г. * ******************************************************************* Чем дышим? КАК ОБРАЩАЮТСЯ С ЛЮДЬМИ И ПРИРОДОЙ ЮГА РОССИИ. КОСА ЧУШКА (Митволю и Онищенко на заметку) ЧЕРЕЗ ПОРТЫ ТЕМРЮК И КАВКАЗ ИДЕТ ПЕРЕВАЛКА ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ В середине мая 2005г. инспектора Азово-Черноморской государственной морской инспекции ФСБ России провели в Темрюкском районе проверку объектов, способных нанести вред морским биоресурсам и среде их обитания. В том числе, были проверены порты Темрюк и Кавказ. В результате проверки выяснилось, что в порту Темрюк идет широкомасштабная перевалка опасных химических грузов. В частности, ЗАО "Темрюк Сотра", которое пользуется причалами No 5 и No 6, предоставляет эти причалы в аренду компании "Росхимтрейдинг", которая в свою очередь осуществляет перевалку опасных жидких химических веществ на суда. ООО "Темрюкмортранс", пользующееся причалами No 23 и No 24, в числе прочих грузов занимается перевалкой удобрений. Удобрения хранятся частично под открытым небом. Согласно договору с ООО "Темрюкмортранс", на этих же причалах ООО "Каргохим" производит перевалку жидких химических грузов. Транспортировка, хранение и перевалка опасных химических грузов в порту Темрюк осуществляется с многочисленными нарушениями природоохранных норм. В порту Кавказ наиболее вопиющие нарушения были выявлены при проверке ОАО "Порт Кавказ". Эта организация занимается перевалкой серы, сульфата аммония, карбамида, минеральных удобрений. Химические сыпучие вещества доставляются навалом в вагонах, хранятся под открытым небом, грузятся на суда ковшом без каких-либо мер, предотвращающих попадание химических веществ в море. Причал No 24, который эксплуатируется ОАО "Порт Кавказ", не оборудован ливневой канализацией, территория забетонирована лишь частично, не герметична, не очищенные и не обезвреженные сточные воды беспрепятственно стекают в акваторию Керченского пролива и впитываются в почву. Нарушения со стороны ОАО "Порт Кавказ" зафиксированы не только инспекторами Азово-Черноморской государственной морской инспекции ФСБ России. В декабре 2004г. Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю на ОАО "Порт Кавказ" был наложен штраф в 30 тыс. рублей за складирование в прибрежной полосе Керченского пролива минеральных удобрений и других опасных химических веществ. Также в порту Кавказ выявлены негативные последствия деятельности ООО "СТЛ Трейдинг" (ООО "СВЛ-Кавказ"), которое занимается перевалкой нефти и нефтепродуктов. В вырытом на территории порта котловане обнаружено нефтяное пятно, образовавшееся в результате постоянной подпитки почвы нефтепродуктами на нефтебазе ООО "СТЛ-Трейдинг". Результаты проверки Азово-Черноморской государственной морской инспекции делают достоянием широкой общественности информацию о том, что порт Темрюк используется для широкомасштабной перевалки опасных грузов и поднимают с новой остротой проблему перевалки опасных грузов через порт Кавказ. Активное развитие порта Темрюк, которое началось в 90-е годы, шло во многом под аккомпанемент деклараций о перевалке через этот порт экологически безопасных грузов. И во многом вследствие этого, развитие порта данного порта не встретило особой оппозиции со стороны общественности. Однако, как выясняется, вопреки декларациям через порт переваливаются опасные грузы. При этом имеют место грубые нарушения природоохранных норм, что во много раз повышает степень опасности перевалки химических грузов. Экологические проблемы перевалки опасных грузов через порт Кавказ остро стоят уже больше десятилетия, после того как началось развитие бывшего портопункта "Кавказ", который раньше обслуживал паромную переправу через Керченский пролив. Развитие порта Кавказ с самого начала было направлено на перевалку именно опасных грузов, вопреки тому, что это было совершенно неприемлемо с многих точек зрения. В результате этого созданы невыносимые условия для жизни жителей поселка Чушка, примыкающего к порту; деградирует крайне уязвимая экосистема косы Чушка, на которой расположен порт; острое негативное воздействие оказывается на экосистемы Динского залива, который входит в состав Тамано-Запорожского орнитологического заказника федерального значения; наносится серьезный ущерб рыбным ресурсам. Экологическая Вахта по Северному Кавказу направила в Прокуратуру Краснодарского края и Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю официальные письма с просьбой провести проверку относительно законности деятельности компаний, которые занимаются перевалкой опасных грузов в портах Темрюк и Кавказ. А.Рудомаха, Экологическая Вахта по Северному Кавказу ies@rambler.ru, 31 мая 2005 г. ПРЕДОТВРАЩЕНА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА Суд запретил предприятию "Порт Кавказ" перевалку химически опасного вещества - серы Что творилось еще несколько дней назад в ОАО "Порт Кавказ" на 23-м и 24-м причалах, представить трудно, но можно. Куда ни глянь - кругом серная пыль. На жилых домах, расположенных буквально в двух шагах отсюда, на одежде людей. Перед погрузкой на судно и отправкой на экспорт это опасное химическое вещество пересыпали с места на место грейдерами. Более того, хранилась сера практически под открытым небом. А сколько ее попало в Азовское море! Еще немного - и экологической катастрофы было не избежать. Специалисты уже зафиксировали высокую концентрацию общего азота в воде, что говорит о серьезном загрязнении. О ситуации в порту стало известно почти год назад. Тогда Краснодарская транспортная прокуратура после проверки всех темрюкских портов выдала предписание директору ОАО "Порт Кавказ" г-ну Зеленскому прекратить этот беспредел. Такие же требования выдвигали и другие проверяющие органы. - Но прошел год, а перевалка серы без соблюдения норм так и продолжалась,- рассказал нам прокурор Краснодарской транспортной прокуратуры Дмитрий Правоторов. - В феврале мы обратились в темрюкский суд с иском к этому порту о запрещении экологически вредной деятельности. Причем иск этот подали не конкретно от кого-то, а в интересах жителей соседних домов, работников порта, горожан, в соответствии со ст. 1065 ГК РФ. И вот 30 мая суд вынес решение - немедленно прекратить перевалку серы до тех пор, пока для этой деятельности не будут созданы необходимые условия. Г-н Зеленский отстранен от занимаемой должности. - Это первый прецедент, - считает Дмитрий Правоторов. - Теперь по такой же схеме можно бороться и с другими портами, которые не думают об экологии и не желают тратиться на очистные сооружения. И.Журавель, "Комсомольская правда на Кубани", 4 июня 2005 г. http://kuban.kp.ru/2005/06/04/doc68260/ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА В ПОСЕЛКЕ ЧУШКА Общественное экологическое движение на Северном Кавказе часто борется с потенциальными экологическими угрозами, пытаясь предотвратить будущие катастрофы. Но есть места, где последствия нерациональной и экологически ущербной хозяйственной деятельности уже налицо, где экологическая катастрофа уже фактически произошла. Одним из таких мест является коса Чушка в Темрюкском районе Краснодарского края и расположенный на этой косе о дноименный поселок. Здесь же расположен порт Кавказ, который стал источником бед для жителей и природы Чушки. Коса Чушка протянулась узкой полосой на 17 километров с севера на юг вдоль всего Керченского пролива, в нескольких километрах от Украины. В прежние времена расположенный здесь поселок был для его жителей поистине райским местом. Чистое море, чистый воздух, первозданность уникальной дикой природы Чушки создавали исключительно благоприятные условия для жизни местных жителей. Поселок Чушка тогда фактически был пригородом Керчи, попасть в которую можно было легко и быстро, тогда Чушка и Керчь не были разделены границей. В те времена эти края изобиловали рыбой, и местные жители занимались рыболовным промыслом, который был сильно развит в этих местах. В поселке работал рыбцех. Не было тогда здесь массовой перевалки нефти и химических грузов. Порт Кавказ работал исключительно как паромная переправа. Расположенная здесь крошечная нефтебаза для заправки судов, хоть и представляла определенную экологическую угрозу, не являлась фактором повышенного негативного влияния. Только все это в прошлом. Капиталистический бум, начавшийся в начале 90-х годов, привлек в эти края инвесторов, которые при поддержке краевых и федеральных властей организовали здесь перевалку различных опасных грузов. В результате Чушка превратилась в зону экологического бедствия. Уже около десяти лет работа двух предприятий, расположенных на Чушке (Нефтебаза "СВЛ-Кавказ" (ООО "СТЛ-Трейдинг") и ОАО "Порт Кавказ"), оказывает крайне негативное воздействие на природные экосистемы этого района, а жизнь проживающего здесь населения стала просто невыносимой. Особенно ситуация обострилась в последние годы в связи с запуском новых мощностей по перевалке и увеличением грузооборота порта. ООО "СТЛ-Трейдинг" занимается перевалкой нефти, а ОАО "Порт Кавказ" - серы и минеральных удобрений. Наибольший вред приносит ОАО "Порт Кавказ". Активисты Экологической Вахты по Северо-Западному Кавказу побывали в поселке Чушка и были свидетелями сложившейся здесь ситуации. Попав в поселок, без особых усилий можно почувствовать противный сладковатый запах. Это результат перевалки серы и минеральных удобрений открытым способом, в результате чего ветер разносит ядовитую пыль по всему поселку. Многие жители Чушки страдают от аллергии, особенно это касается детей и пожилых людей. Кроме отравленного воздуха жителям мешает жить постоянный шум от круглосуточных работ в порту и движения транспорта. Некоторые дома вплотную примыкают к территории порта, от нее их отгораживает только забор. И это несмотря на то, что территория перевалочного комплекса ОАО "Порт Кавказ" должна иметь санитарно-защитную зону шириной не менее пятисот метров, в которой не могут проживать люди. Страдают люди и от нефтебазы. При перевалке нефти тоже загрязняется воздух, в результате утечек происходит массовое проникновение в почву нефтепродуктов. Строительство капитальных сооружений на неустойчивых песчаных грунтах, забор песчаноракушечной массы из тела косы нарушили ее крайне зыбкое экологическое равновесие, как геологического образования. Коса фактически уходит под воду, восточная часть поселка похожа на Венецию, отдельные дома стоят почти на островах, то там, то здесь в поселке и рядом с ним образуются уходящие под воду участки. Помимо уничтожения нормальной среды обитания портовая деятельность создает для жителей поселка и другие сложности. Поселок превратился в закрытую припортовую зону. Въезд в него закрыт. Путь преграждает шлагбаум, охраняемый военизированной охраной. Делается все, чтобы люди отсюда уезжали из-за невыносимых условий жизни. Если следовать букве Закона, как можно было согласовать размещение на Чушке опасных промышленных объектов буквально на головах у живых людей? Известно, что при принятии этих решений, жителей намечалось переселить, и даже несколько семей были переселены. Но обещания о переселении поселка в целом так и остались обещаниями. Перевалка опасных грузов идет полным ходом, а жители продолжают терять здоровье и веру в то, что кто-либо может защитить их конституционные права. Сейчас к жителям периодически приходят представители администрации, предлагая за их дома в качестве компенсации такие ничтожные деньги, на которые невозможно купить достойное жилище. Относительно переселения вообще встает вопрос, по какому праву власти сами решили за жителей, что те должны переселяться. Законодательство по этому поводу говорит совсем иначе - размещение промышленных объектов возможно лишь после того, как оно получит одобрение жителей. У жителей Чушки никто даже не пытался спрашивать их мнение, их просто поставили перед фактом решения, что они должны переселяться. А сейчас, уничтожив на Чушке благоприятную окружающую среду, создав здесь рукотворную катастрофическую ситуацию, их принуждают к переселению. Жители и общественность пытались изменить эту ситуацию. По их письмам проводились многочисленные проверки, которые выявляли нарушения. Вследствие этого накладывались штрафы и предписания о прекращении деятельности по перевалке опасных грузов. Было даже судебное решение о приостановлении деятельности. Однако воз и ныне там. По просьбе жителей, которые уже не верят ни в какие государственные органы, Экологическая Вахта по Северному Кавказу также начала заниматься этой проблемой. Недавно пришло два ответа на официальные запросы Экологической Вахты. Прокуратура Краснодарского края сообщает о том, что в результате проведенной проверки в деятельности ОАО "Порт Кавказ" установлено, что данное предприятие допускает нарушения природоохранного законодательства, а именно: отсутствует заключение государственной экологической экспертизы по перевалке минеральных удобрений, разрешение на предельно-допустимый сброс загрязненных ливнестоков, отсутствуют лимиты на размещение отходов и др. В этой связи, в отношении ОАО "Порт Кавказ" и его генерального директора возбуждены дела об административных правонарушениях. Вроде бы можно надеяться на изменение ситуации, так как незаконность деятельности доказана. Однако, к сожалению, фактически это ничего не меняет. Незаконность деятельности по перевалке опасных грузов в порту Кавказ выявлялась уже много раз. Но реально от этого мало что менялось. Скорее всего, так будет и на этот раз. ОАО "Порт Кавказ" заплатит штрафы, которые мизерны в сравнении с получаемыми им доходами, и будет продолжать свою деятельность и травить людей. Но Прокуратура хотя бы честно пишет, что деятельность ОАО "Порт Кавказ" нарушает законы. А вот ответ Территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, несущего ответственность за соблюдение санитарного законодательства, ярко свидетельствует о том, что эта организация очевидные нарушения закона в упор видеть не желает. Согласно ответу этого управления, строительство комплекса ОАО "Порт Кавказ" для перевалки серы и удобрений было согласовано в 1998 г. Администрацией Краснодарского края при условии отселения граждан из санитарно-защитной зоны, и в 2004-2005гг. это отселение якобы произведено. И, следовательно, проблем уже нет. Почему-то, согласно этому письму, в санитарно-защитную зону входит только 12 домов поселка, при том, что, на самом деле, входит весь поселок, насчитывающий больше 100 домов. Но мы видели собственными глазами, как живут без всякой надежды на переселение доведенные до отчаяния жители в домах, которые непосредственно примыкают к территории ОАО "Порт Кавказ", за заборами которых в десяти метрах лежат насыпом под открытым небом удобрения. При чтении этого письма вспомнились слова жителей о том, что согласно бумагам они уже здесь не живут, и что поселка нет вообще. Похоже, что для отдельных чиновников это, в самом деле, так. Для них существуют две реальности, и истинной является та, что нарисована на бумаге, как бы она не отличалась от действительного положения дел. Экологическая и социальная катастрофа в поселке Чушка является ярким примером проявления "инвестиционного бума на Кубани", который так превозносится сейчас краевыми властями. Реальные действия в рамках этого "бума" более всего соответствуют терминам "захват территорий" и "оккупация". Очевидно, что жители и их неотъемлемые конституционные права, для них не более чем досадные помехи. Ситуация на Чушке ясно показывает, что важно в первую очередь властям и инвесторам, каково их истинное отношение к местному населению, и насколько можно верить их сладким обещаниям. И жителям многих других населенных пунктов Краснодарского края, где намечено реализовать подобного рода проекты, стоит заблаговременно начинать активные действия, чтобы то, что случилось на Чушке, не произошло и в их городах и поселках. В.Кучеренко, А.Рудомаха, Экологическая Вахта по Северному Кавказу ies@rambler.ru, 3 декабря 2005 г. ИНВЕСТОР ПО ПРОЗВИЩУ СМЕРТЬ С декабря 2005 года центральные и региональные СМИ обсуждают тему бедственного положения жителей косы Чушка, некогда райского уголка южной природы. "Экологическая и социальная катастрофа" - так охарактеризовало ситуацию общественное экологическое движение на Северном Кавказе. Катастрофу спровоцировал инвестор - порт Кавказ, начавший здесь в девяностых годах открытую перевалку серы и минеральных удобрений, что превратило поселок Чушка в промышленную зону, а его жителей в заложников. Уверения властей, что практически все чушкинцы переселены в специально построенные для них дома в другом поселке, не соответствуют истине. Я побывал в поселке вместе с делегацией туапсинского комитета "Чистый город" и своими глазами увидел, что есть блага, сулимые населению инвесторами. Порт Кавказ, как и полагается стратегическому объекту, сегодня закрытая территория. Проникнуть сюда постороннему почти невозможно: путь преграждает шлагбаум, охраняемый военизированной охраной. Уточним: второй шлагбаум и вторая, следовательно, охрана: первый кордон в районе паромной переправы на Украину. Вокзал переживает первую стадию упадка: на перроне пусто, в зале ожидания с десяток желающих попасть в Керчь. Удобства за углом по 10 руб. с головы. Рядом единственный на весть терминал продавец знаменитой азовской рыбки. Цена - 130 за хвост. Почему так дорого? Потому, поясняют нам, что рыбы-то в море нет. Азов посолонел, отравлен серой и сульфатом аммония. Если когда и поймают рыбаки этот самый "хвост", сначала должны убедиться, съедобен ли. - Вы видели кефаль весом в 10-11 кг? А чтобы мясо у свежей рыбы на куски разваливалось? Тогда не удивляйтесь цене,- просвещает нас продавец продовольственного раритета. - А до того, как порт построили, какая рыба была, а торговля!.. Поездов, пассажиров, отдыхающих было - не пересчитать... ... Назвавшись родственниками реально существующих жителей Чушки и получив обратно свои документы от придирчивого охранника "границы", движемся дальше. Справа Азов, слева - Черное море. Коса узкая, в некоторых местах до сотни метров. За окнами машины - коричневый "марсианский" пейзаж. Корявые обожженные деревья без малейшего признака почек, выгоревшая трава, заболоченная разбитая дорога. Со стороны Черного моря высятся баки нефтебазы "СВЛ-Кавказ" (ООО "СТЛ-Трейдинг"). Со стороны Азовского - тянутся подъездные пути и забор: территория ОАО "Порт-Кавказ". На земле ярко-желтые и розоватые пятна - сера и удобрения. Дома к центральной улице повернуты задом: двери и окна с этой стороны заколочены. - А как иначе? - поясняет нам жительница поселка Светлана Лазаревна Бражниченко, - Когда ветер со стороны химиков дует, дышать нечем. Вы на меня посмотрите: ожоги на лице, руках, на всем теле. И у всех наших такое... Врачи в Темрюке ставят диагноз "чесотка". Представляете? - у всех чушкинцев чесотка. Выживают нас эти инвесторы-оккупанты. Но как бросить дом, построенный своими руками, уйти с родной земли? Жить здесь нельзя, а идти некуда... На вопрос о переселенческих домах, построенных руководством терминала минудобрений, Светлана Лазаревна отвечает: - Зеленские Виктор и Евгений - сами-то здесь не живут, аллергия у них, хозяева этого порта и его директора, нас за людей не считают, так и говорят: "какие вы люди?". Нас даже никто не спрашивал, когда порт открывали. Потом уже сказали, что будут грузить лес и зерно. Через некоторое время смотрим, они серу и какой-то белый порошок грузят. Что, как? Ничего не говорят... Нефтебаза хоть какую-то информацию дает. Знаем, что надумал и расширяться, сносить наши дома, предлагают деньги, сначала по 100 тысяч рублей, потом по 300. Да разве дом столько стоит? У кого не было жилья, согласились на комнаты в общежитии в Темрюке, а нам-то как, хозяевам? Да и дают комнаты и деньги только тем, кто под снос попадает. Нам не дадут: мы в стороне. Как будто мы не одним воздухом дышим, не по одной земле ходим. А море-то?.. Эта ж дрянь и в Анапу, и в Керчь плывет! - Да мы уже и сами не знаем, кто здесь хозяин, - говорит Петр Олегович Гридин, - я вот из-за этих захватчиков работу потерял, теперь к семье только на выходные приезжаю, работаю в другом месте. Раньше все мы хорошо жили: работали в рыбколхозе, на вокзале, на переправе, принимали отдыхающих. Деньги были: на выходные каждый раз отправлялись в Керчь. Все спектакли в театрах смотрели, в ресторанах гуляли. Нас там уже ждали: рыбаки едут. Рыбы было столько, что мы перерабатывать не успевали - фермы брали на корм скоту, на удобрения. Тогда мы у себя дома хозяевами были, а теперь... - Колхоз продали за смешную цену - 25 миллионов рублей, нас собрали в клубе, представили нефтяников. Они обещали всем райскую жизнь: работу каждому с хорошей зарплатой, поселок привести в порядок. Построились: ничего не делают, дорога - и то вся разбита. Никого из местных на работу не берут. Разве что двоих приняли водовозами... Зарплату задерживают на 3 и больше месяцев. Загубили косу Чушку, - подхватывает Светлана Лазаревна. - Выдавливают нас отсюда, вытравливают... На территорию за забором нас не пустили: человек за окном конторы, названный престарелым стражем режимной территории "начальником" махнул рукой: "мол, гони!". Но процесс перевалки можно наблюдать прямо с главной улицы: из вагонов серу перегружают ковшом на площадку под открытым небом, бульдозер утюжит курганы химикатов, затем их ссыпают на баржи, которые следуют из Азовского моря в Черное, к стоящим на рейде балкерам, где опорожняют в трюмы. Таким образом, каждая партия экологически опасного сырья переваливается минимум 4 раза. И все - открытым способом. Оба моря и вся территория косы регулярно получают дозу ядов. На требования общественности и экологических организаций немедленно принять меры безопасности, практически никто не реагирует. В 2004 году, правда, генеральный директор порта, он же владелец части голосующих акций, Виктор Зеленский был отстранен от должности, порт оштрафован на 1000$ "за складирование на территории прибрежной зоны минеральных удобрений и других химических веществ". Сегодня предприятием руководит сын бывшего директора, ставшего советником Совета директоров порта Кавказ. Горы удобрений и серы никуда не исчезли, никакого хранилища, спецтерминала не построено. То есть, воз и ныне там. - Если бы мы знали, что нам готовят, - говорит Ольга Николаевна Моторина, с вилами бы вышли, с лопатами, на рельсы бы легли. Я концлагерь прошла, ребенком попала туда, столько повидала за свою жизнь! Но чтобы живых людей вот так выживали, ради этих... инвесторов, такого и подумать не могла! Сулила нефтебаза золотые горы, на работу всех взять, а кого взяли? - никого! Возят рабочих вахтовым методом, а внуки мои работать ездят в Темрюк. За взятку можно только сюда устроиться. Да откуда ж деньги?.. А на химии работники и не задерживаются долго: болеют. Да и зарплату задерживают... Рыбы в море не стало, в огородах все сгорело, пусто. Раньше ко мне отдыхающие приезжали из Ленинграда, а в прошлом году приехали, посмотрели на все это, и бегом обратно... Писали мы во все инстанции, приезжают, обещают принять меры, переселить нас. Но с одной стороны: почему нас не спросили, хотим ли мы жить на своей земле, а во-вторых, за те копейки, которые нефтяники предлагают, даже полдома не купишь. Закон гласит: "...размещение промышленных объектов возможно лишь после одобрения проекта местными жителями...". Но, как видите, в данном случае доводы инвестора оказались весомей буквы закона. Д.Панько, "FORUM.MSK.RU", 14 апреля 2006 г. http://forum.msk.ru/material/region/9747.html Источник: ies@rambler.ru, 18 апреля 2006 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2006 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=