******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1485, 19 апреля 2006 г. * ******************************************************************* Чем дышим? КАК ОБРАЩАЮТСЯ С ЛЮДЬМИ И ПРИРОДОЙ ЮГА РОССИИ. ТУАПСЕ (Митволю и Онищенко на заметку) ПЕССИМИСТЫ Город Туапсе находится в самом центе Черноморского побережья России. Расстояние от Туапсе до Сочи и от Туапсе до Новороссийска практически одинаковы. В порту Туапсе встречаются два течения: сочинское и новороссийское. Здесь, в акватории порта, они совершают некий "ритуальный" круг и продолжают свой путь вдоль побережья, здравниц, санаториев. Понятно, наверное, что оба течения покидают акваторию Туапсинского порта, "обогащенные" по самое "не могу" всем, чем так щедро "делится" с морем наш торговый порт. Новороссийск - дело иное: новороссийское течение, хоть и называется так, на самом деле в Цемесскую бухту не заходит. На его пути из "вредных" сооружений только нефтетерминал Шесхарис. Ассортимент же переваливаемых через порт Туапсе грузов таков: немного металлических чушек - слябов, немного сахара, немного удобрений, свинцово-кадмиевый и медно-кадмиевый концентраты и много-много угля. Над всей территорией порта постоянно висит черное облако угольной (и не только) пыли, гонимой ветром и в море, и в сторону города, и в близлежащие здравницы... Хватает ее в атмосферном воздухе, немало и в морской воде. Выходит, все побережье "дышит" углем и буквально в нем "купается": сыпется уголь и во время перегрузки открытым способом. Если задаться целью, вполне можно начать его добывать со дна моря. И лет, эдак, за 10 вычистить полностью дно... Впадают в наше море и "реки", не обозначенные ни на каких картах: эти так называемые "черные речки" текут с наших свалок и, как любые сточные воды, весьма "богаты" солями тяжелых металлов. То есть, радиоактивными и канцерогенными. Такими же свойствами обладает угольная пыль. Более 60% всех больных, стоящих на учете в Сочинском онкологическом центре - туапсинцы. Страдают и гости наших курортов: накупавшись досыта в грязной водичке нашего многострадального моря, они зачастую уезжают больными. Кому это выгодно, зададим себе вопрос. И сами же ответим: инвесторам. Хозяевам крупных фирм, купившими наши порты и переваливающим через них то, что пользуется спросом. Спрос высок на свинцово-кадмиевый концентрат - тоже занимающий не последнее место в ряду канцерогенов. Высок спрос на уголь, на минеральные и химические удобрения. На нефть и сжиженный газ. Увлеченно зарабатывающие доллары хозяева фирм не заинтересованы в их трате на средства защиты экологии. Прибыли это не приносит, а на удорожание продукции влияние оказывает. То есть, им заниматься этим не выгодно. Ни они сами, ни их семьи здесь обычно не живут. Наше побережье для них - место, где можно зарабатывать большие деньги и все. Почему власти сквозь пальцы смотрят на то, как травят жителей приморских городов? Бедные они, наши власти. Денег в бюджетах кот наплакал, основной приток городской кошелек от инвесторов... Они и помочь могут на выборах, и подкинуть на бедность в нужный момент. Вертись тут, как можешь: с одной стороны жить хочется. А с другой - жить хочется хорошо. Труден выбор между экологией и деньгами. А когда на горизонте появляется новый, еще более богатый инвестор, готовый вложить в полуразрушенное предприятие деньги (читай: и в городской бюджет, и в "неотложные" нужды мэра, и во взятки чиновникам), устоять становится невозможно. Беда в том, что ни один из этих щедрых инвесторов не предлагает превратить стоящий годами завод в новый суперсовременный курорт или гостиничный комплекс. Нет: нам везут проекты новых грузовых терминалов. Одни из них специализированы на химудобрения, другие - насжиженный газ. То есть, вредные предприятия, к тому же пожаровзрывоопасные. Что останется от нашего моря, побережья, наших городов, на сколько лет укоротится средний срок жизни черноморцев, сколько новых онкологических больных появится среди них?... Эти вопросы волнуют жителей Туапсе. Они собирают подписи против реализации убийственных для по бережья и его жителей инвестиционных предложений, пишут письма президенту страны, собираются на митинги. Результат пока таков: по вопросу строительства некоторых терминалов в Туапсе предложено провести референдум. Начало строительства, таким образом, оттянуто. Надолго ли?.. "Форум.МСК", 16 октября 2005 г., http://forum.msk.ru/material/region/3764.html Источник: ies@rambler.ru, 10 ноября 2005 г. ОПТИМИСТЫ 15 декабря в Туапсе прошли общественные слушания по обсуждению "Декларации о намерениях инвестирования в строительство "Туапсинского балкерного терминала". ЗАО "МХК "ЕвроХим", крупнейшая отечественная компания по производству минеральных удобрений продолжает реализацию долгосрочной инвестиционной программы, направленной на техническое перевооружение предприятий, внедрение современных технологических процессов и строительство новых объектов доставки продукции потребителям. После распада Советского Союза, специализированные перегрузочные комплексы по перевалке минеральных удобрений остались в морских портах сопредельных государств: на Украине, в Литве, Латвии и Эстонии. В южных российских портах городов Новороссийска и Туапсе перегрузка осуществляется на причалах для перегрузки генеральных грузов в биг-бэгах и контейнерах, или просто минераловозы снимаются с колесных пар и выгружаются над трюмом морского судна. Говорить об экологической безопасности и техническом совершенстве таких технологий не приходится. 15 декабря в г. Туапсе Минерально-химическая компания "ЕвроХим" представила общественности города свой новый проект современного терминала по перевалке минеральных удобрений. На общественных слушаниях прошло обсуждение "Декларации о намерениях инвестирования в строительство "Туапсинского балкерного терминала" и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) этого объекта. В работе слушаний приняли участие более 150 человек: депутаты законодательного собрания Краснодарского края, депутаты городского Совета, представители общественных, политических и экологических организаций города Туапсе, представители минерально-химической компании "ЕвроХим", жители города. В ходе слушаний обсуждались следующие вопросы: технико - экономическое обоснование строительства терминала в порту г. Туапсе; размещение, состав и технические характеристики объекта; прогнозируемое влияние намечаемой деятельности "Туапсинского балкерного терминала" на окружающую среду региона и на социально-экономическую ситуацию в регионе; условия возможности строительства "Туапсинского балкерного терминала" на террито рии бывшего Туапсинского судо-механического завода. Жителей города особенно интересовали вопросы экологической безопасности объекта. Леонид Кривопуст, главный инженер ООО "ТБТ" в своем докладе подчеркнул: - По результатам полученных заключений от федеральных, краевых и муниципальных государственных надзорных органов и разработчиков ОВОС мы можем заявить, что проект строительства и эксплуатации Туапсинского балкерного терминала экологически и технически безопасен. Представители компании отметили, что объект будет отвечать всем современным требованиям экологического и технического контроля. Погрузочные работы на терминале проводятся в герметичных помещениях с использованием технических разработок в области аспирации и фильтрации. Отличительной чертой будущего объекта является передовая и новая для города культура организации производства. На терминале будут использованы самые современные системы управления, оборудование и системы экологического контроля. Общий объем строительства - около 2 миллиардов рублей. ЗАО "МХК "ЕвроХим" готово принимать участие в экологических проектах города, первые шаги будут сделаны уже во время строительства терминала: закупка станции экомониторинга и создание на ее базе службы экомониторинга. При выходе терминала на проектную мощность ежегодные суммарные платежи в консолидированный бюджет составят до 81 млн. рублей. Сумма налогов, которая пойдет непосредственно в городскую казну - 5.5 млн. рублей в год. Кроме того, средняя заработная плата на предприятии будет значительно превышать среднегородскую заработную плату. Руководство ЗАО "МХК "ЕвроХим" занимает принципиальную позицию и по набору персонала будущего терминала. Основными работниками будут туапсинцы, в городе достаточно квалифицированных кадров и учебных заведений, способных подготовить грамотных специалистов. Павел Яковлев, директор по закупкам и логистике ЗАО "МХК "ЕвроХим", заявил: - "ЕвроХим" - компания, которая смогла стать российским и одним из мировых лидеров по производству минеральных удобрений. Компания добивается оптимизации затрат и, соответственно, снижения цен для потребителей за счет выстраивания логистической, менее затратной схемы производитель-потребитель. Строительство терминала позволит это сделать. А Туапсе получит современное предприятие, отвечающее требованиям мировых стандартов. Предприятие, которое станет отправной точкой в возрождении жизни города-порта. Минерально-химическая компания "ЕвроХим" - крупнейший в России производитель минеральных удобрений, входит в тройку европейских и десятку мировых лидеров отрасли. Объединяет добывающие, производственные предприятия, а также логистические компании и сбытовую сеть в различных регионах мира с общей численностью 30 тыс. работающих. Производственные предприятия - ОАО "Невинномысский Азот" (Ставропольский край), ОАО "Новомосковская акционерная компания "Азот" (Тульская область), ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" (Мурманская область), ООО "Промышленная группа "Фосфорит" (Ленинградская область), ОАО "ЕвроХим - Белореченские минудобрения" (Краснодарский край) и Lifosa AB (Литва, Европейский Союз). ИА INFOLine, 19.12.05 г. (по материалам компании) http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?44BF640C-5E03-1740-B1FF-03D45891E2F0 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2006 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=