******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1472, 13 марта 2006 г. * ******************************************************************* Нефть и газ РАЗЛИВЫ НЕФТИ НА РОССИЙСКИХ ПРОСТОРАХ (ЛУКОЙЛ И ДРУГИЕ) ОПЯТЬ ТВЕРЬ Вытекающие последствия Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура подвела первые итоги расследования нового "мазутного дела", масштабы которого не доросли до летнего ЧП только благодаря морозу, сразу же сковавшему нефтепродукт и не позволившему тому просочиться в почву. Напомним, что две недели назад в Твери случилось новое ЧП с участием мазута, по факту которого природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по ч.1 ст.247 УК РФ ("Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов"). Как установили сотрудники прокуратуры в ходе предварительного расследования, 21 января утечка на котельной микрорайона Южный произошла при перекачивании мазута в емкости. "В трубопровод, по которому закачивали топливо в баки, был врезан другой трубопровод, который тянулся на тверской мясокомбинат и уже несколько лет как не использовался предприятием. На этой "ненужной" трубе с обеих сторон заглушки не были поставлены, и когда стали перекачивать мазут, он пошел не только в баки, но и на территорию мясокомбината, где и случился его разлив. Вовремя аварию не заметили ни в котельной, ни на мясоперерабатывающем предприятии. Через люки нефтепродукты попали в канализационную сеть, и только на следующий день их обнаружили на насосной станции. Так как мазут относится к веществам третьего класса опасности, его попадание на тверские очистные сооружения привело бы к уничтожению биомассы - полезных бактерий, которые необходимы для очистки бытовых и промышленных сточных вод. А оттуда неочищенные стоки вполне могли оказаться в Волге", - пояснили сотрудники прокуратуры. Сейчас прокурорские работники оценивают объем вытекшего мазута в 120 тонн, а площадь разлива в 400 кв. метров. Слой загрязнения на предприятии составил 13-15 сантиметров. Расследование ЧП продолжается. Бригада следователей работает непосредственно на месте событий, отбираются пробы, назначаются экспертизы, изымаются необходимые документы. Кстати сказать, по мнению экспертов, на уборку топлива, покупка которого обошлась ОАО "Тверские коммунальные системы" в миллион рублей, было затрачено в полтора раза больше. Еще сорок тысяч ушло на оплату работы и лечение ликвидаторов аварии (во время уборки топлива два человека были госпитализированы с диагнозом "отравление"). М.Викторова, Российская Газета, 9 февраля 2006 г. http://www.rg.ru/2006/02/09/prokuratura-mazut.html БАШКИРИЯ Башкирский нефтепрорыв Спасатели ликвидируют разрыв магистрального нефтепровода В международный женский день около башкирского города Туймазы прорвало магистральный нефтепровод. Общая площадь загрязненной территории превысила пятьсот квадратных метров. Авария на 1925-м километре нефтепровода "Нижневартовск-Курган-Куйбышев" произошла в среду около половины четвертого дня по московскому времени. В течение нескольких часов из трубы диаметром чуть больше метра под давлением 50 атмосфер на землю вылилось 800 кубометров "черного золота". По счастливой случайности ближайший населенный пункт - малочисленная деревушка Тимирово - расположен в километре от нефтяного пятна, так что угрозы жизни и здоровью местного населения нет. Однако в непосредственной близости от места аварии протекает река Бишинда. Прибывшие на место происшествия ремонтные бригады и оперативные группы Управления гражданской защиты города Туймазы лишь в ночь на четверг сумели со стороны реки обваловать место разлива, сделать боновые заграждения. Как рассказали "РГ" в дежурной части главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, попадание нефти в водоем предотвращено, однако о размерах ущерба, нанесенного природе аварией, пока говорить рано. К десяти часам утра четверга было собрано всего лишь 150 кубометров разлившегося горючего, аварийный участок трубы был перекрыт, нефтяники начали прокладывать полевой нефтепровод. Как говорят специалисты, причиной разрыва послужила разгерметизация одной из оболочек трубы. Почему это произошло, будет устанавливать следствие. На момент подписания номера в печать спасательные бригады продолжали сбор нефти и загрязненной снежной массы. По предположениям спасателей, очистительные работы планируется завершить лишь 11 марта. И.Огилько, Российская газета, 10 марта 2006 г. http://www.rg.ru/2006/03/10/nefteprovod.html МИАСС Пролили восемь тонн нефти Последствия утечки нефтепродуктов из нефтепровода устраняют сотрудники Ленинской ЛПДС Около восьми тонн нефтепродуктов попали в окружающую среду из трубы нефтепровода "Туймазы-Новосибирск-Омск" в районе 440 километра в результате несанкционированной врезки. Кто стал виновником этой экологической аварии, выясняет южный отдел УВД, по факту воровства нефтепродуктов возбуждено уголовное дело. Тем временем сотрудники Ленинской ЛПДС под контролем управления по экологии борются с последствиями утечки. Как рассказал руководитель управления по экологии Петр Брусянин, вырыты так называемый ловчие каналы, которые препятствуют растеканию нефтепродуктов по поверхности почвы. Пропитанный ими снег собирают и отвозят на шламохранилище, расположенное на территории ЛПДС. До 26 января будут сооружены амбары с песком для улавливания остатков нефти, которые с наступлением теплой погоды могут потечь. Пока же мороз на руку экологам и нефтяникам, он не дает нефтепродуктам впитываться в почву и их легче собирать. Управлением по экологии составлен протокол о нанесении ущерба окружающей среде, сумма его пока не определена. Агентство новостей и информации "ВЕБ Миасс.ру", 11.01.06 http://news.miass.ru/index.php?news=5370 Нефть не попала в реку Миасс Продолжается ликвидация последствий несанкционированной врезки в нефтепровод недалеко от Миасса Пролившаяся нефть не попала в реку Миасс - заявил директор муниципального учреждения "Управление экологии и природопользования" Миасского городского округа Челябинской области Петр Брусянин. Площадь загрязнения составила 0,12 гектара. Были подняты соответствующие службы Челябинска и Уфы, задействована тяжелая техника - экскаватор, бульдозер, автомобиль "Урал". 30-31 декабря на месте аварии было собрано около сорока кубометров земли, снега и льда. Все это доставлено на шламохранилище в Ленинск, а затем будет переработано на заводе. Сейчас сбор нефти продолжается. Начато строительство двух так называемых земляных амбаров из песка и глины, чтобы весной нефтепродукты не попали в реку Миасс. Как сообщили в пресс-службе администрации Миасса, глава города Виктор Ардабьевский проинформирован о принятых мерах. Разработан график мероприятий по устранению последствий несанкционированной врезки. Он предусматривает сбор загрязненного грунта и снега и вывоз их в шламосборник, откачку водно-нефтяной смеси из приямков и ее доставку в емкости очистных сооружений, изготовление и установку водо-перепускных труб для улавливания нефтяной пленки, контроль и сбор нефтяной пленки во время таяния снега и паводка, а также проведение мониторинга загрязненных нефтью земель. По словам Петра Брусянина, южным отделом милиции возбуждено уголовное дело по установленному факту, хотя преступники пока не найдены. А Миасский городской округ предъявит иск ЛДПС "Ленинск" за нанесение экологического ущерба, деньги поступят в городской бюджет. Агентство новостей и информации "ВЕБ Миасс.ру", 12.01.06 http://news.miass.ru/index.php?news=5374 Нефтяной "ручей" сократился Работы по очистке территории от разлившихся нефтепродуктов выполнены почти наполовину По данным на 12 января, около 40 процентов территории, загрязненной нефтепродуктами, которые вылились на землю в результате несанкционированной врезки в нефтепровод в районе поселка Ленинск, удалось очистить. Для обваловки места загрязнения завезено 70 тонн грунта. В проведении работ по очистке загрязненного участка задействованы два экскаватора, пять самосвалов, бульдозер, нефтевоз и две "вахтовки". Нефтяной "ручей" тянется примерно на 300 метров, ширина его местами достигает двух-трех метров, около 100 метров загрязненного участка уже очищены. Расстояние от места разлива нефтепродуктов до реки, по словам руководителя управления по экологии Петра Брусянина, составляет более двух километров, а с учетом рельефа местности - около четырех. Агентство новостей и информации "ВЕБ Миасс.ру", 13.01.06 http://news.miass.ru/index.php?news=5384 Ущерб от разлившейся нефти - 1,5 миллиона Подсчитан ущерб, нанесенный природе в конце декабря вследствие разлива нефтепродуктов Завершены работы по ликвидации последствий утечки нефтепродуктов из нефтепровода в районе поселка Ленинска и посчитан нанесенный природе ущерб. Экологи оценивают его в полтора миллиона рублей. В эту сумму вошла стоимость древесины вырубленных для проведения работ деревьев, повреждения растительности и плодородного слоя земли. Кроме того, в 450 тысяч рублей оценены затраты на ликвидацию последствий аварии - это стоимость ГСМ, зарплата работникам, занятым на ликвидации, амортизация оборудования и т.д. Стоимость проведенных работ компенсирует ЛПДС - организация, обслуживающая нефтепровод. Что касается нанесенного природе ущерба, его должен выплатить виновник аварии, но его сначала нужно найти, этим занимаются правоохранительные органы. Управление по экологии Миасского округа продолжает вести мониторинг ситуации в месте попадания нефтепродуктов на землю, особое внимание придется проявить в паводковый период. Агентство новостей и информации "ВЕБ Миасс.ру", 30.01.06 http://news.miass.ru/index.php?news=5528 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Дырявый тазик - инструмент борьбы с разливом нефтепродуктов! Гринпис выяснил, что сброс нефтепродуктов 27 октября в пруд о.Новая Голландия (Санкт-Петербург) был целенаправленным. Активистам Гринпис удалось обнаружить на территории острова место сброса. Даже при беглом осмотре становится ясно, что нефтепродукты попали в воду не случайно: на берегу есть нефтяное пятно площадью около 50 метров, на котором явно видны следы автомобильных протекторов. Это пятно заканчивается маслянистыми потеками на гранитном откосе. Судя по всему, кто-то целенаправленно подогнал машину и слил в пруд большое количество нефтепродуктов. В Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности нам заявили, что нарушитель выявлен и теперь именно он должен заниматься ликвидацией последствий сброса нефтепродуктов в воду. В комитете предположили, что, скорее всего, нарушитель просто заключит договор с ними же на проведение этих работ. Однако виновник, видимо, решил справиться своими силами и к ликвидации приступил мужчина на плоту (см.фото), который попытался вычерпать нефтепродукты дырявым тазиком на длинном шесте. Вряд ли ему удалось сделать это качественно. Боновые заграждения, худо-бедно препятствовавшие попаданию нефтепродуктов из протока о.Новая Голландия в Неву, передвинули в глубь острова. Легко предположить, что если работы по очистке проводились "для галочки", большая часть скопившихся у заграждений нефтепродуктов, попала в Мойку и Крюков канал. До сих пор гранитные откосы покрыты нефтью, которая, в скором времени, будет смыта водой и Новая Голландия внесет свой вклад в загрязнение гордости Петербурга - Невы. Журнал "Колеса", 9 Ноября 2005, http://www.kolesa.ru/news/id/29365.html А ВОТ И ЛУКОЙЛ Д-6. Первый нефтеразлив. Как известно, на состоявшейся в конце января 2006 г. в Москве в МПР встрече экспертов и представителей государственных природоохранных органов Литвы и России, обсуждались вопросы безопасности транспортировки и добычи НУ на Балтике, и, в частности, проблемы безопасной работы терминала Бутинге и платформы Д-6. Российская сторона представила картированные данные по мониторингу нефтяного загрязнения юго-восточной части Балтики, включая район Кравцовского нефтяного месторождения, выполненному по заказу НК "ЛУКОЙЛ", убедительно свидетельствующие о полной безопасности работы платформы Д-6, а также подтверждающие неоднократные случаи нефтеразливов, связанных с работой терминалов Бутинге, Вентспилса и пр. Все бы было хорошо, да только российские эксперты представили данные мониторинга всего лишь за небольшой промежуток времени - за вторую половину 2004 г. Более полные данные обнаружились 23 июня 2005г. на 31 международном симпоузиме по радиолокационным методам зондирования нефтеразливов в Санкт-Петербурге в докладе К.Литовченко (Российский институт инженерно-космического приборостроения) и А.Костяного (Институт Океанологии им. Ширшова, г. Москва), которые и были основными исполнителями работ по радиолокационному мониторингу, выполненному по заказу "ЛУКОЙЛа". Замечу, что все представленные данные не были подтверждены независимо с самолетов или с судов. А чтобы проверить или опровергнуть выводы авторов доклада необходимо иметь либо финансовые возможности "ЛУКОЙЛа", либо свободный доступ к полномасштабным снимкам из космоса. Данный доклад и сводные карты нефтяных сликов за 2004-2005 гг. автору удалось получить непосредственно у организаторов симпозиума. При их подробном рассмотрении и сравнении с картами, представленными на российско-литовском симпозиуме, обнаружился любопытный факт. Как показано на карте нефтеразливов за 2005 г., сделанной на основе радиолокационных снимков спутников ENVISAT и RADARSAT, в операционной зоне мониторинга платформы Д-6, 20 апреля 2005г. был зафиксирован первый нефтеразлив. Факт, который компания скрыла и от общественности, и от контролирующих органов РФ, и тем более, Литвы. На карте его место и время обозначены соответствующей стрелкой и клеточкой с датой. Надо отдать должное мониторщикам "ЛУКОЙЛа", нефтяные слики от Бутинге оказались больше и по количеству, и по размеру, и жирнее, чем от Д-6. Что неудивительно, учитывая объемы перевалки нефти через данный терминал в год, сравнительно с Д-6. Более того, видимо посчитав свою миссию по проведению мониторинга и представлению отчетности перед МПР и ХЕЛКОМ успешно выполненной, "ЛУКОЙЛ" вообще прекратил финансирование спутникового мониторинга как такового. Ведь по данным самой компании (источник RBC daily, 15.12.05) в 2005 г. на терминалах компании не было зафиксировано ни одного разлива нефти! Столь простой способ достижения успешных результатов деятельности, компания "Калининградморнефть" теперь будет видимо применять при строительстве и реконструкции морского отгрузочного терминала Варандей в Печорском море... Где также, в ноябре 2002 г., согласно неофициальной информации, полученной от мурманских коллег, произошел аварийный разлив нефти в объеме примерно 100 м3, результатом которого было загрязнение в 2003 г. десятков километров побережья острова Долгий, входящего в состав Ненецкого государственного заповедника. За него также никто не взял ответственности, но надо отдать должное, на выявление последствий разлива "ЛУКОЙЛ" выделил необходимые средства. И после данной аварии, отгрузка в ледовых условиях на терминале прекратилась. Проблема не в том, когда, и где, был тот или иной нефтеразлив. Проблема в том, какие выводы сделает компания при постройке нового морского терминала, какие риски для Печорского моря будут учитываться, и насколько реальные вероятности аварии, закладываемые в проект, будут отличаться от теоретически возможных раз в 1000 и более лет, и, соответственно, какие дополнительные меры безопасности будут приняты. Написал - первый нефтеразлив, но, сколько их было, или будет, на самом деле, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Тем более, что операционные разливы в объеме разлитой нефти от килограммов до тонн, с площадью пленок в несколько квадратных километров, на космических снимках практически не видны. А какого-либо авиа-мониторинга в данном районе не ве дется вообще - дорого, да и оснований нет. Были такие нефтеразливы и на терминале БТС (в 2004 г.), постоянно происходят на терминалах порта Санкт-Петербург (2004-2005 гг.), фиксируются нефтяные пленки и на терминале ЛУКОЙЛа РПК-2 в Высоцке (2004 г.). И при отсутствии нормального государственного мониторинга, реальной ответственности и заинтересованности компаний за результат своей деятельности, они никому не испортят никакой статистики. Хотя, возможно, мы зря суетимся, Аннушка всего лишь разлила масло на Патриарших прудах... Удачи всем кто в сети, Сутягин Александр, Проект "Мониторинг БТС", Санкт-Петербург, oil-project@mail.ru, 11 марта 2006 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2006 г. * по электронной почте * ************************************************************** =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=