******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1159, 24 мая 2004 г. * ******************************************************************* Нефть и газ СЛУШАНИЯ О РАЗЛИВАХ НЕФТИ НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ 29-30 апреля в г. Атырау прошли общественные слушания по теме "Ликвидация разливов нефти на Каспийском море: реалии и решения", которые были организованы Центром ОБСЕ в Алматы совместно с Акиматом Атырауской области и неправительственной организацией "Глобус" при содействии Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Участниками общественных слушаний выступили все заинтересованные органы, в частности, представители Министерств охраны окружающей среды, энергетики и минеральных ресурсов, юстиции, транспорта и коммуникаций; нефтяных компаний, работающих в регионе, научно-исследовательских организаций, международных и неправительственных организаций. В ходе семинара участниками были выработаны рекомендации. РЕКОМЕНДАЦИИ Мы, участники общественных слушаний, выражаем обеспокоенность в связи со сложившейся тяжелой экологической ситуацией на Каспии (ухудшение здоровья населения региона, массовая гибель рыб, тюленей, птиц). Происходящие негативные изменения рассматриваются наряду с прочими факторами воздействия как последствия разработки месторождений углеводородного сырья. Утверждение Правительством Республики Казахстан в 2000 году Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах и разработка отраслевой Программы "Ликвидация и консервация нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин" создают хорошие условия для предупреждения и ликвидации нефтяных разливов на Каспии. В то же время резко возрастающая антропогенная нагрузка на Каспийское море требует от государства и общества дополнительных совместных усилий, направленных на: - закрепление особого правового статуса данного водного объекта; - внедрение эффективной системы нормирования деятельности, оказывающей вредное воздействие на Каспий; - усиление контроля за соблюдением недропользователями требований законодательства; - проведению и адекватному финансированию запланированных мероприятий по предупреждению нефтяных разливов и иных природоохранных мероприятий на море. Сохранение уникальной природной среды Каспия требует решения вопроса с его статусом, регулирования нефтяных операций на основе требований международного права, применения современных международных экологических стандартов, а также развития механизма международно-правовой ответственности за загрязнение моря. Необходимо также развитие механизма международно-правового регулирования на уровне прикаспийских государств вопросов, связанных с загрязнениями морской среды из наземных источников и потенциальными авариями на нефтепроводах. Участники общественных слушаний обращаются к государственным органам, организациям-недропользователям, научно-исследовательским организациям, неправительственным организациям, международным и донорским организациям c призывом о реализации следующих первоочередных задач по Каспийскому морю: Парламенту Республики Казахстан: - принять в рамках новой редакции Закона "Об особо охраняемых природных территориях" положения, усиливающие природоохранный статус заповедной зоны в северной части Каспийского моря; - организовать в ближайшее время парламентские слушания по экологической ситуации на Каспии; - принять законодательные изменения и дополнения, обеспечивающие целевое использование собираемых экологических платежей исключительно для финансирования мероприятий по экологическому мониторингу и экологическому контролю, а также других природоохранных мероприятий. Правительству Республики Казахстан: - обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных в утвержденном Национальном плане по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан; - рассмотреть вопрос об установлении суммарно допустимых объемов добычи нефти и газа по Каспийскому морю; - инициировать разработку механизма компенсации ущерба, наносимого здоровью граждан и окружающей среде в результате осуществления экологически опасной деятельности на Каспии, а также методики оценки экологического ущерба с учетом передового международного опыта в данной сфере; - разработать механизм целевого финансирования из государственного бюджета работ по реагированию на разливы, по которым не выявлена ответственная сторона; - осуществить практические меры по укреплению материально-технической базы территориальных инспекционных служб по охране окружающей среды, охране и использованию недр; - ускорить реализацию мероприятий по созданию Государственного учреждения "Специализированный морской аварийно-спасательный отряд"; - содействовать более активному участию общественности в процессах ратификации, подготовки протоколов и мониторинга выполнения требований Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря; - создать благоприятные условия для проведения казахстанскими научно-исследовательскими организациями и учеными совместных с другими прикаспийскими государствами исследований по проблемам Каспийского моря; - содействовать созданию в Казахстане национального центра мониторинга Каспийского моря; - активизировать сотрудничество с Российской Федерацией по определению статуса совместной заповедной зоны в северной части Каспийского моря; - рассмотреть вопрос о создании и координации региональной аварийно-спасательной службы, в которую могут быть вовлечены все заинтересованные организации прикаспийских государств. Министерству Охраны Окружающей Среды РК: - принять меры по первоочередному развитию сети пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы экологического мониторинга на Каспии; - совместно с научно-исследовательскими организациями разработать методы оценки воздействия разливов нефти и иных загрязнений на здоровье населения и морскую среду Каспийского моря. Комитету по Водным Ресурсам Министерства Сельского Хозяйства РК: - оказать необходимую нормативную и методическую поддержку бассейновым водохозяйственными управлениями, территориальным органам охраны окружающей среды, местным органам власти с целью ускорения подписания бассейнового соглашения по охране Каспийского моря и создания бассейнового совета в соответствии с требованиями Водного кодекса; - рассмотреть вопрос о первоочередном внедрении по Урало-Каспийскому бассейну системы нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Министерству Энергетики и Минеральных Ресурсов РК: - разработать необходимую методику мониторинга нефтяных разливов; подготовить Схему размещения и кадастра затопленных и подтопленных скважин на побережье Каспийского моря; - проводить постоянный мониторинг аварийных разливов нефти и зон расположения затопленных скважин в соответствии с утвержденной программой; - проводить мероприятия по ликвидации аварийных разливов нефти и в соответствии с утвержденным планом. Министерству Сельского Хозяйства РК: - провести зонирование заповедной зоны Каспийского моря с определением участков с заповедным и заказным режимами, с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. Акиматам Атырауской и Мангистауской областей: - включать в состав расходов местных бюджетов финансирование мероприятий по предупреждению и обеспечению готовности к нефтяным разливам; - развивать сотрудничество областных штабов по реагированию на разливы нефти с представителями общественности и учеными. Недропользователям: - обеспечивать выполнение требований по сезонным ограничениям при проведении испытаний скважин и иного технологического оборудования в заповедной зоне Северного Каспия; - при разработке ОВОС проектов проводить учет ущерба флоре и фауне заповедной зоны Каспийского моря, а также требований Концепции экологической безопасности по системному подходу при подсчете совокупного воздействия на биологические ресурсы; - начать переход к современным требованиям по предоставлению доступа к информации о загрязнении окружающей среды посредством создания общедоступных регистров выбросов и переноса загрязнителей; - разработать технические средства и сооружения (блочное оборудование), позволяющие вести разведку и разработку нефтегазоконденсатных месторождений без сброса в море загрязняющих веществ, опасных для флоры и фауны. Научно-исследовательским организациям: - разработать методики оценки экологических рисков, связанных с проведением нефтяных операций в Каспийском море; - инициировать исследования по трансграничному переносу нефтепродуктов и других загрязняющих веществу по рекам Урал и Волга; - разработать и реализовать программы по восстановлению почвенно-растительного покрова, пострадавшего от деятельности нефтегазового комплекса, и рекультивации нарушенных земель. Неправительственным организациям: - усилить деятельность по защите прав граждан на благоприятную для жизни окружающую среду и реализации проектов по решению социальных проблем населения, проживающего в прикаспийском регионе; - развивать программы по общественному участию в обсуждении и независимой экологической оценке проектов, осуществляемых на Каспии. Международным и донорским организациям: - рассмотреть вопрос о поддержке программ по развитию независимых экспертных экологических организаций и научно-исследовательских центров, включая лаборатории с соответствующим инструментарием, с целью обеспечения независимого экологического мониторинга; - развивать программы, направленные на усиление экспертного потенциала экологических НПО в прикаспийском регионе; - развивать региональные программы, направленные на развитие сотрудничества в области охраны окружающей среды в прикаспийском регионе; - оказать содействие прикаспийским государствам в разработке единых подходов по: а) ведению экологического мониторинга на море; б) проведению процедуры оценки воздействия на окружающую среду; в) оценке экологического ущерба; г) составлению научного прогноза экологических последствий освоения углеводородных ресурсов Каспийского моря. КОНТАКТ: Л.Кудайбергенова, эксперт по экономике и экологии, Центр ОБСЕ в Алматы, Lora.Kudaibergenova@osce.org ЭкоПравда-Казахстан, No 475, 19 мая 2004 г., OT@lorton.com ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * **************************************************************