******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1140, 25 марта 2004 г. * ******************************************************************* Индустрия и жизнь АВАРИИ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ МАРИУПОЛЬ Дорогие коллеги-экологи! Спасибо за внимание к нашим проблемам. Высылаю более подробный коментарий о затоплении баржи с удобрениями в Мариупольском потру. ПОЧЕМУ УШЛА РЫБА ОТ МАРИУПОЛЬСКИХ БЕРЕГОВ Серу и калийные удобрения в Мариупольском порту начали перегружать навалом с начала 90-х годов. По железнодорожному пути приходят открытые вагоны с серой и калийными удобрениями . Из разгружают на открытой площадке, а затем грейферными кранами перегружают на суда. Есть еще и перевалочная база - это баржа , которая, проржавев и развалившись затонула на прошлой неделе. Экологические проблемы начинаются уже на подъезде в городу. Серой и удобрениями засыпано все полотно и , главное, та его часть, которая проходит по приморскому бульвару и городским пляжам. Этими сыпучими усеяна вся территория порта, так как грейферами сложно перегружать их не рассыпая. Очевидцы говорят, что большое количество серы и удобрений высыпается в море каждый день. Наша общественная организация в 2000 году делала о этой проблеме телевизионный сюжет. У меня есть документальная съемка, где видно, что серой засыпан те только причал, но и затопленные в акватории порта суда. Обычно допустимые потери на транспорте составляют 5 %. Если за эти годы перевезены миллионы тон этих грузов, то не трудно представить себе, какую нагрузку испытывает Азов ежедневно. Летом 2002 года на подходе к порту затонул сухогруз с серой. Его вынесло на отмель, где он и развалился, вывалив в море тысячи тон серы. Вся территория пляжей были покрыты желтым налетом. Купавшиеся в море смельчаки вылезали из воды в желтой слизи. Теперь затонула баржа с калийным удобрением. В море мгновенно растворилось 3 тысячи тонн сульфата калия. Первая реакция служб охраны моря и рыбнадзора была негативная. Затем стали говорить, что ничего особого не произошло. Это калийное удобрение, мол, имеет только пятый класс опасности, народ выживет. Метеорологичкая служба подтвердила, что отклонения от нормы в море нет. Доктор химических наук А.Е.Капустин, постоянный эксперт морских грузов, сказал, что глауберова соль для моря не опасна. Его мнение совпадает с мнением известного химика-эколога Льва Федорова. Вот его ответ на мой запрос: "Не думаю, что здесь есть какой-то вред. В море ионов калия еще больше". В сумме наверняка, а вот в отдельно взятой прибрежной полосе Мариуполя? Есть хороший индикатор вреда природе - это биомоноторинг. Рыба не знает химии, она ищет, где глубже и чище. Так вот, рыбы. начиная с затопления баржи с серой, у мариупольских берегов нет. Поведение рыбы подтверждается комментарием к этому событию академика Алексея Яблокова, который первым откликнулся на мой запрос, и написал: "С мой биологической точки зрения - это, конечно мощный удар по прибрежным экосистемам". В 2001 году на семинаре в Гамбурге :"Экология морских портов" я задала вопрос немецким специалистам: как обеспечить экологически чистую перегрузку серы и удобрений навалочным грузом. Мне ответили, что такой технологии они не знают и, соблюдая экологические нормы, перевозят все растворимые в воде вещества упакованными. За эти 12 лет я присутствовала, как минимум, на трех заседаниях в горсовете о проблеме перегрузок серы и удобрений. Портовики говорят, что только серой с удобрениями и выживают. Власть говорит, что хорошее дело делают - народ кормят. Лукавят и те и другие. В городе за морские причалы идет непрерывная борьба. Город - металлург, экспортирующий 90 % своего металла, крайне заинтересован в причалах, да и других охотников хватает. В чем же дело? Просто перевозить токсичные грузы навалом, т.е. самым дешевым способом, другие порты отказались, а наши портовики взялись и, видимо, хорошо на этом зарабатывают. Оказывается, в украинском законодательстве тоже существует запрет на перевозку растворимых веществ неупакованными. Когда замолчать скандал по поводу затопления баржи не удалось, Министерство природных ресурсов и экологической безопасности Украины, вспомнило о нем, и теперь налагает штрафные санкции на портовиков. Не стану спрашивать, куда смотрели раньше? За 12 лет независимости на Украине сменилось 7 министров окружающей среды, не до моря было. Думаю, что портовики не разорятся от наложенного штрафа, а может, по примеру металлургического комбината "Им. Ильича", который в прошлом году спустил в реку несколько кубометров серной кислоты и был оштрафован на сумму около 30 тыс долларов, платить этот штраф вообще не стал. В заключение могу сказать только одно: наши рыбаки обзавелись баркасами и ходят ловить рыбу к российскому берегу. Их, к счастью пока оттуда не гонят... Еще раз спасибо всем. И.Буторина, strategy@mariupol.net, 24 марта 2004 г. СТАВРОПОЛЬ 50 сотрудников ФСБ и МВД отравились в Ставрополье В городскую больницу Ставрополя госпитализировано 50 человек, пострадавших в результате выброса и последующего возгорания фосфора в Октябрьском районе города. Как сообщили в среду российским СМИ в управлении информации МЧС РФ, среди пострадавших - 12 спасателей, пожарных и сотрудников управления ГО и ЧС города, остальные 38 человек - сотрудники ФСБ, МВД и лица, попавшие под воздействия продуктов горения. У 9 человек в крови и моче обнаружено наличие фосфора. В минувшее воскресенье, 21 марта, в Октябрьском районе в результате воздействия солнечных лучей и разгерметизации бочки, извлеченной из земли в январе 2004 года при проведении земляных работ, произошел выброс 50 кг неизвестного вещества на площади около 70 кв. метров с последующим возгоранием. Установлено, что обнаруженное вещество является токсичным белым (желтым) фосфором, сообщает "Интерфакс". 23 марта произошло вторичное возгорание кусков фосфора, который нейтрализовался не полностью. 2004-03-24 11:54:18 Прислал: samamnesty@ssu.samara.ru, 24 марта 2004 г. ШЕМОНАИХА (КАЗАХСТАН) На железнодорожной станции Шемонаиха произошел разлив плавиковой кислоты Усть-Каменогорск. 18 марта. КАЗИНФОРМ - Как только что сообщила пресс-служба Восточно-Казахстанского управления по ЧС, на железнодорожной станции Шемонаиха произошел разлив плавиковой кислоты из специализированной цистерны. Корреспондент Казинформ из Восточного Казахстана передает, что сигнал об этом происшествии поступил в службу ЧС сегодня, 18 марта, в 11 часов 13 минут. Созданная экспертная комиссия определила отправителя емкости с плавиковой кислотой, из которой произошла утечка, это - <Казахтехснаб>. Но в связи с тем, что аварийная служба по работе с данным химическим растворителем имеется только на Ульбинском металлургическом заводе, к работе по обезвреживанию зоны разлива приступили только в эти минуты, после 17 часов. Как сообщила руководитель пресс-службы ЧС Наталья Заплетнюк, в избежание непредвиденных последствий от испарения едкого химического растворителя, состав из цистерн с плавиковой кислотой был препровожден в железнодорожный тупик, где находится и по сей час. Более подробная информация о количестве <химического пятна> и причинах утечки плавиковой кислоты будет известна утром, 19 марта. Напомним, что плавиковая кислота, или фтороводородная кислота является очень ядовитым химическим соединением, применяется в металлургической промышленности для выплавки. Казинформ, www.inform.kz, 18 марта 2004 года Источник: EcoDigest (15.03-21.03.04), 23 марта 2004 г., З.Бабаханова, НПО "Экологический ПрессЦентр", zarina@ecopress.lorton.com ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * **************************************************************