******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1103, 9 января 2004 г. * ******************************************************************* Промышленность АММИАК НА ТАМАНИ: БУДНИ БАНДИТСКОГО КАПИТАЛИЗМА (а бак уже треснул) ЗАВОД НА МЕЛИ КОНТОРА ПИШЕТ, ЗАВОД ЕЛЕ ДЫШИТ... Лидеры городских профсоюзов предрекают социальный взрыв на крупнейшем химическом предприятии города -ТоАЗе. Поводом для таких мрачных предчувствий стали итоги встречи руководства Тольяттиазота со своими рабочими в минувшие выходные. Как рассказал корреспонденту "ПС" глава Ассоциации тольяттинских профсоюзов Анатолий Калинин, уже с июля на заводе не выплачивают зарплату рабочим. Сумма задолженности перед ними сегодня составляет 24 миллиона рублей. Однако генеральный директор корпорации "Тольяттиазот" Владимир Махлай, по свидетельству Калинина, в ответ на претензии рабочих заявил, что в своих бедах они виноваты сами. Мол, работать надо лучше - тогда и деньги будут. Между тем задолжал ТоАЗ не только сотрудникам завода. Мэр города Николай Уткин не скрывает нетерпения, с которым ждет оттуда возврата денег в городской бюджет. А на очереди еще и областная казна... Но, как следовало из речи президента корпорации на упомянутой конференции, денег на заводе нет. А все потому, что из-за некачественного выполнения работы завод теряет своих заказчиков и финансы уплывают в другие руки. Впрочем, Махлай обещал разобраться, кто же вредит заводу, и в ближайшем будущем наказать виновных. Профсоюзы намерены заняться тем же самым. "Для начала нужно разобраться с администрацией завода, - убежден глава Ассоциации профсоюзов Анатолий Калинин. - В коллективе ТоАЗа происходит деление рабочих: одни получают денежки вовремя, а остальным постоянно их задерживают. Не менее актуален сегодня и вопрос об условиях труда. Здесь тоже есть явные нарушения". С мнением Калинина солидарен и исполнительный директор тольяттинского филиала Союза работодателей Владимир Томников, который вчера заявил, что его беспокоит позиция руководителя предприятия, не говоря уже о судьбе самого завода. На фоне того, что представители профсоюзов окрестили "взрывоопасной социальной ситуацией", в Тольятти расцвел зеленым цветом новый газетный проект под названием "Вольный город". Народная молва упорно связывает его возникновение с отеческим благословением президента корпорации "Тольяттиазот" и его же финансовым участием в судьбе газеты. Косвенным свидетельством такой связи может служить, к примеру, тот факт, что "Вольный город" по-семейному расположился в здании "Тольяттихимбанка" - подконтрольной структуры Владимира Махлая. Вот уже три недели "Вольный город" наполняет Тольятти новостями. И ничего бы в этом не было интересного, если бы ни один нехитрый расчет. Денег, которые потребовались на издание трех номеров издания, хватило бы на выплату месячной зарплаты примерно ста рабочим ТоАЗа... В.Папилкин, "Площадь свободы" (Тольятти), 25 ноября 2003 г. Источник: ies@nc.ru, 12 декабря 2003 г. ПРОСНУЛИСЬ АНТИ-МОНОПОЛЬНЫЕ НАЧАЛЬНИКИ "ТОЛЬЯТТИАЗОТ" БУДЕТ ПОДВЕРГНУТ УГОЛОВНОМУ ПРЕСЛЕДОВАНИЮ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. В конце декабря 2003 года глава Министерства РФ по антимонопольной политике (МАП) Илья Южанов, рассказывая о работе Министерства в 2003 году, среди наиболее злостных нарушителей антимонопольного законодательства назвал компании "Тольяттиазот" и "Трансаммиак" (компания "Трансаммиак" фактически является частью "Тольяттиазота"). "Тольяттиазот" и "Трансаммиак", которые контролируют проходящий по территории России участок магистрального аммиакопровода Тольятти-Одесса, в течение двух лет игнорируют требования МАП об устранении дискриминационных условий доступа к этому аммиакопроводу других компаний - производителей аммиака. Южанов заявил: "Если эти господа из "Трансаммиака" и "Тольяттиазота" не хотят разговаривать на языке антимонопольного законодательства, то придется с ними разговаривать на языке уголовного законодательства. Грубые многократные нарушения антимонопольного законодательства караются в уголовном порядке, в том числе и тюремным заключением" Он сообщил, что МАП уже передал соответствующие материалы по этому делу в Генеральную Прокуратуру. Также Южанов сказал: "Они ("Тольяттиазот" и "Трансаммиак") фактически приватизировали аммиакопровод, который идет в порт Южный через территорию России, затем Украины. В итоге все остальные производители аммиака вынуждены возить аммиак в железнодорожном транспорте. Произошла фактическая приватизация естественно-монопольного ресурса. Это дело может иметь очень тяжелые последствия для экономики страны. Это угрожает национальной безопасности России". История со злостным нарушением антимонопольного законодательства со стороны "Тольяттиазота" тянется с 2001 года. В 2001 году в Министерство РФ по антимонопольной политике обратилось ОАО "Минудобрения" (г.Россошь, Воронежская обл.) с жалобой на действия "Тольяттиазота" и "Трансаммиака", которые всячески препятствуют удовлетворению законных требований этого предприятия. ОАО "Минудобрения" также производит аммиак и расположено в непосредственной близости от магистрального аммиакопровода Тольятти-Одесса. Когда в 70-е годы строился этот аммиакопровод, по проекту должны были быть построены отводы от него и к другим производителям аммиака, в том числе и к ОАО "Минудобрения". Строительство отводов намечалось и утвержденной правительством РФ в начале 90-х годов инвестиционной программой приватизация аммиакопровода. Однако после ОАО "Тольяттиазот" в 1992 году перешел в собственность Владимира Махлая этим планам было не суждено сбыться. "Тольяттиазот", чтобы сохранить монополию на использование аммиакопровода, отказался от строительства отводов для присоединения других предприятий-экспортеров аммиака и закрыл им доступ к трубе. Однако ОАО "Минудобрения" продолжало добиваться подключения к аммиакопроводу. Оно крайне заинтересовано в возможности использовать для транспортировки своей продукции этот аммиакопровод, так как транспортировка аммиака железнодорожным транспортом для этого предприятия обходится примерно в 2 раза дороже. Пока оно вынуждено весь объем экспортируемого аммиака перевозить по железной дороге. Технические возможности аммиакопровода Тольятти-Одесса и его загруженность позволяют без ущерба для ОАО "Тольяттиазот" принять аммиак, производимый ОАО "Минудобрения". Коэффициент использования российской части аммиакопровода в последние годы равен примерно 70%. ОАО "Минудобрения" даже построило самостоятельно отвод от своего предприятия к магистральному аммиакопроводу Тольятти-Одесса. Для введения его в эксплуатацию осталось только осуществить врезку в магистральный аммиакопровод. Целесообразность и возможность осуществления этой врезки подтверждается Министерством промышленности и науки РФ, МЧС России и Счетной палатой РФ, при этом квота на транзит аммиака ОАО "Тольяттиазот" останется неизменной. Однако "Тольяттиазот" и "Трансаммиак" упорно не дают согласия на то, чтобы такая врезка была осуществлена и аммиак, производимый ОАО "Минудобрения", транспортировался по магистральному аммиакопроводу. Комиссией МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании жалобы ОАО "Минудобрения" было возбуждено и рассмотрено дело No 105/427-01 о нарушении ОАО "Тольяттиазот" и ОАО "Трансаммиак" п.1 ст.5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В результате комиссией МАП России 20 декабря 2001 г. вынесено решение о признании в действиях группы лиц в составе ОАО "Трансаммиак" и ОАО "Тольяттиазот" нарушения п.1 ст.5 данного Закона и этим компаниям было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Оспаривая это решение, "Тольяттиазот" и "Трансаммиак" обратились в Арбитражный суд Москвы с иском о признании недействительными решения и предписания МАП России. Арбитражный суд Москвы 13 января 2003г. отказал компаниям "Тольяттиазот" и "Трансаммиак" в удовлетворении их исковых требований. Исследовав материалы дела и доводы сторон, суд признал решение и предписание МАП России законными и обоснованными. ОАО "Тольяттиазот" подало апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Москвы. В мае 2003 года она была отклонена. Тогда "Тольяттиазот" направил иск, оспаривающий действия МАП России, в федеральный арбитражный суд Центрального округа. 18 июня 2003 года этот суд также отклонил иск "Тольяттиазота" и оставил предыдущие решения и постановления судов без изменения. Параллельно с этим "Тольяттиазот" предпринял попытку приобрести магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса в полную собственность. Сейчас он находится в собственности у ОАО "Трансаммиак". Несмотря на то, что "Трансаммиак" и так фактически полностью контролируется "Тольяттиазотом", "Тольяттиазот" хотел устранить даже это косвенное посредничество к безраздельному контролю над единственным в России аммиакопроводом. МАП России наложил вето на эти планы "Тольяттиазота", так как они вели к ликвидации самого рынка услуг по транспортировке аммиака трубопроводным транспортом. Попытки "Тольяттиазот" и это решение МАП России оспорить в судебных инстанциях также не имели успеха. В настоящее время несмотря на то что прошло уже больше полугода после решения последней судебной инстанции "Тольяттиазот" и "Трансаммиак", отказываются выполнять предписание МАП. В ноябре текущего года этот вопрос рассматривался на Совете Безопасности, однако компании не приняли меры по устранению антимонопольных нарушений. Это привело к тому, что к разрешению данной проблемы привлечена Генеральная Прокуратура и стоит вопрос о возбуждении против этих компаний уголовного дела. Причиной таких действий "Тольяттиазота" является желание создать дополнительные сложности своим конкурентам на рынке аммиака, сделать их продукцию менее конкурентоспособной в результате повышения ее стоимости из-за больших транспортных издержек. Пользуясь своим контролем за аммиакопроводом, "Тольяттиазот" проводит политику "собаки не сене": пусть лучше труба будет простаивать, чем по ней пойдет аммиак других компаний. Кроме экономических потерь, такая политика имеет ущербность и в экологическом отношении. Аммиак - опасное вещество, его транспортировка по железной дороге от Россоши до порта Южный на Украине создает серьезную угрозу экологической безопасности для жителей многочисленных населенных пунктов России и Украины, расположенных на пути транспортировки аммиака. Транспортировка аммиака по трубопроводу является наиболее экологически безопасной. Эти факты в совокупности с другими многочисленными фактами деятельности компании "Тольяттиазот", в частности, при строительстве аммиачного терминала на Таманском полуострове, ярко свидетельствуют о стиле деятельности этой компании. Этот стиль выражается в том, что компания везде и всюду исходит исключительно из презумпции получения выгоды любой ценой. Не важно, что при этом нарушается закон, требования экологической безопасности, права и интересы местных жителей, работников самого "Тольяттиазота", других компаний и организаций. Не удивительно, что население Таманского полуострова выступает категорически против внедрения этого монстра на земле Тамани. Инф. Независимой Экологической Вахты по Северному Кавказу ies@nc.ru, 5 января 2004 г. ПРОКУРАТУРА БДИТ ПРОКУРАТУРА НЕ СПЕШИТ СТАВИТЬ ТОЧКУ В ДЕЛЕ МАХЛАЯ. 24 декабря в соответствии с УПК РФ должен был окончиться срок расследования уголовного дела, возбужденного 24 июня этого года прокуратурой Темрюкского района по отношению к действиям руководства ОАО "Корпорация Тольяттиазот". Однако Геннадий СМОЛЯНЫЙ, возглавляющий следственную группу, счел преждевременным передавать дело в суд. Не исключено, что следствие получило новые факты, потребовавшие продления процедуры расследования. 24 июня этого года прокуратурой Темрюкского района по факту осуществления незаконного строительства в отношении руководства ОАО "Корпорация Тольяттиазот" было возбуждено уголовное дело по части первой статьи 201 Уголовного кодекса РФ 'Злоупотребление должностными полномочиями'. Причиной этого, по утверждению следователя Геннадия Смоляного, явилось отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы (которое на настоящий момент уже получено) и нарушение земельного законодательства. Тольяттиазот, не получив в установленном порядке землеотводов территорий, на которых осуществляется строительство, в течение трех лет вел строительство, заручившись лишь доброй волей местных властей. В свою очередь этого оказалось достаточно, чтобы с юридической точки зрения действия руководства корпорации квалифицировать как самозахват территории. Руководство Тольяттиазота неоднократно вызывалось в прокуратуру для дачи показаний в рамках производства уголовного дела. Однако эти вызовы, по информации, полученной "Хронографом" от следствия, Владимиром Махлаем игнорировались. Косвенным подтверждением этого можно считать цитату, взятую из одного сентябрьского интервью Владимира Махлая: "Игры вокруг будущего порта идут давно, я уже ничему не удивляюсь. Официальных бумаг о возбуждении уголовного дела мы не получали". И это при том, что на тот момент следствие длилось без малого 2,5 месяца, а офис корпорации в поселке Волна был какое-то время даже опечатан прокуратурой Темрюкского района. Корреспонденту "Хронографа", связавшемуся с редакцией газеты "Вести Тамани", стало известно, что активисты Социально-экологического союза Западного Кавказа направили статью с тем самым высказыванием Владимира Махлая в Генеральную прокуратуру РФ с надеждой, что Генпрокуратура "по достоинству оценит публичные признания Владимира Махлая в совершении уголовно наказуемых деяний". Доходило даже до того, что следствие всерьез намеревалось объявить Махлая в федеральный розыск. Правда, до такой крайности дело не дошло. Вместо президента корпорации на допрос явился его заместитель по капитальному ремонту и строительству Сергей Резников. 24 декабря дело должно было быть передано в суд, однако Геннадий Смоляный решил отсрочить установленную им же дату окончания следственного процесса. Отчасти это может быть связано с тем, что обвиняемая сторона долгое время пыталась затягивать процесс расследования, игнорируя действия прокуратуры. С другой стороны, в деле могли появиться новые факты, указывающие на более отягчающие обстоятельства, нежели указанные в п.1 ст. 201 УК РФ. П.Соколов, "Хронограф" (Тольятти), 30 декабря 2003 г. Источник: ies@nc.ru, 6 января 2004 г. ЛОГИЧЕСКИЙ ФИНИШ - ТРЕСНУЛО ОСНОВАНИЕ ПОД ПЕРВОЙ ЕМКОСТЬЮ ХРАНИЛИЩА АММИАКА КОМПАНИИ "ТОЛЬЯТТИАЗОТ" НА ТАМАНИ ДАЛО ТРЕЩИНУ. В начале января 2004 года стяжка над основанием (фундаментом) первой емкости хранилища аммиака в районе поселка Волна (Темрюкский район Краснодарского края) дало трещину. Это хранилище входит в перегрузочный комплекс жидкого аммиака, который строит на Таманском полуострове компания "Тольяттиазот". Работы по строительству основания под первую емкость для хранения аммиака ведет подрядчик компания "Росстрой" и субподрядчик - "Северо-западная строительная компания". К настоящему времени работы над основанием практически закончены и готовится его сдача нанятым "Тольяттиазотом" и прибывшим недавно в Волну китайским строителям, которые уже ведут подготовительные работы для последующего монтажа собственно емкости. Независимая Экологическая Вахта по Северному Кавказу пока не владеет информацией о том, насколько серьезный характер имеет трещина и каковы ее причины. В связи с этим фактом в компетентные органы направлены запросы с целю инициировать независимую проверку этого случая. Необходимо, чтобы было объективно выяснено, что произошло на самом деле и насколько данный факт говорит о ненадежности предполагаемой эксплуатации этого хранилища. По предварительной информации причиной трещины в основании первой емкости стало несоблюдение технологии строительства. От многих людей, работавших на строительстве этой емкости мы слышали о том, что при строительстве имели место многочисленные отступления от технологий, особенно в начальный период строительства этой емкости - использовался не тот цемент, зачастую бетоны, приготавливаемые на растворо-бетонному узле промбазы "Тольяттиазота", не соответствовали нормативам, часто укладка их велась в мороз, много стройматериалов было разворовано в ущерб качеству строительства. Имели место и отступления от запроектированных технических решений при строительстве оснований под емкости. Хранилище аммиака терминала компании "Тольяттиазот" на Таманском полуострове - объект повышенной экологической опасности. Условия его территориального расположения сами по себе повышают риск возможной катастрофы - 9-бальная сейсмичность, активный вулканизм, глиняные неустойчивые почвы. И тот факт, что его основание дает трещины даже без нагрузки и без каких-либо внешних воздействий, говорит в пользу непреклонной позиции местных жителей, считающих, что аммиачному терминалу не место на Таманском полуострове. (Инф. Независимой Экологической Вахты по Северному Кавказу) ies@nc.ru, 8 января 2004 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * **************************************************************