******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1096, 17 декабря 2003 г. * ******************************************************************* Экономика и экология САХАЛИН: МИФИЧЕСКИЕ ДОХОДЫ НЕФТЯНЫХ ПРОЕКТОВ НЕФТЕДОЛЛАРЫ - ЗЛО ИЛИ БЛАГО? ВЛАСТЬ НЕ СУМЕЛА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫГОДЫ ШЕЛЬФОВЫХ ПРОЕКТОВ В ИНТЕРЕСАХ НАСЕЛЕНИЯ О шельфе и больших нефтяных деньгах на Сахалине говорят давно. И достаточно давно островная экономика действительно ощущает долларовые вливания: то один консорциум, пройдя очередной этап развития проекта, подарит несколько миллионов долларов, то другой. По данным иностранных компаний и местных властей, Сахалинская область получила уже несколько сот миллионов долларов США. Для непосвященных стоит заметить, что значительная часть этих средств ушла в <черную дыру> энергетики и ЖКХ, не оставив никакого следа и обогатив лишь единицы приближенных к кормушке. Но это были всего лишь так называемые бонусы. В 2003 году на Сахалине наконец начались полномасштабные работы по проектам <Сахалин-1> и <Сахалин-2>, и деньги должны были хлынуть рекой. По крайней мере, об этом постоянно твердят власть имущие и сами участники работ на шельфе... ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Однако первым осязаемым результатом нефтяных проектов оказались явления не совсем ожидаемые: резкий скачок цен на жилье, разбитые дороги и <размывание> квалифицированных кадров. *** ...В дорожную распутицу мы влетаем практически сразу, как только закончился асфальт. Еще осенью прошлого года трасса Южно-Сахалинск - Оха была по сахалинским меркам достаточно неплохой. По ней постоянно сновали фуры с товаром, перевозили уголь и прочие жизненно важные грузы. Значение этой дороги переоценить трудно, поскольку это единственная транспортная артерия, связывающая практически все населенные пункты острова. И вот в весеннюю распутицу магистраль оказалась заблокированной. Если на южном и центральном участках движение было более или менее сносным, то северный превратился в разбитое болото, в котором тонули грузовики, ломались машины, пропадал груз. Весной и в первые недели лета проезд от Ноглик на север оказался вообще невозможным для нормальных автомашин - пройти могла только вездеходная техника. А потом большегрузный тягач разрушил мост через реку Леонидовку, и в результате нарушилась стабильная работа и центрального участка трассы. Как ни парадоксально, причина всех этих бед - освоение шельфа. По дорогам пошел транспорт очень большой грузоподъемности - и дороги не выдержали. В итоге возникли серьезные проблемы у рыбаков, транспортников и других участников островного экономического сообщества. По словам заместителя генерального директора ООО <Сахалинтрансэкспедиция> Александра ХРИСТЕНКО, из-за плохих дорог транспортники были вынуждены отказаться от использования прицепов при перевозке угля. Результат - сократились объемы перевозок и соответственно возросли затраты. Какие потери понес малый и средний бизнес, подсчитать невозможно, потому что дороги в России традиционно относятся к категории стихийных бедствий. Однако в данном случае это <стихийное бедствие> было вполне прогнозируемым. Трудно поверить, что ни разработчики шельфовых проектов, ни местные власти не знали, что по дорогам пойдет сверхтяжелая техника. Знали! Для этого и было принято решение о реконструкции мостов и дорог, которой сейчас и занимаются Балтийская строительная и другие компании. Вот только сделано все было чисто по-русски: одно строим - другое разрушаем... *** Недостаточно подготовленной к резкому увеличению грузопотока оказалась и паромная переправа Ванино - Холмск. По данным Сахалинской железной дороги, в 2003 году объем грузов на том берегу Татарского пролива возрос в полтора раза, и четыре парома <Сахалин> оказались не в состоянии обеспечить их бесперебойную доставку. Сказался и погодный фактор, когда из-за штормов простаивали паромы. В результате МПС вынуждено было семь раз вводить ограничения на погрузку грузов в адрес Сахалина. И в первую очередь пострадали структуры, не имеющие никакого отношения к шельфовым проектам. - Сейчас на Сахалин поступает много вагонов с трубами для будущих трубопроводов, - рассказывает заместитель начальника службы грузовой и коммерческой работы Сахалинской железной дороги Евгений ПОЗДНЯКОВ. - За два дня мы грузим по тридцать вагонов в Холмске и отправляем на север до станций Ноглики или Маркове, что в Макаровском районе. Если в Ногликах разгрузка идет более или менее нормально, то на станции Маркове компания, принимающая эти трубы, постоянно затягивает с разгрузкой. Сейчас там простаивает около сотни вагонов. В начале 2003 года подобная картина была с Балтийской строительной компанией, которая тоже тянула с разгрузкой... Евгений Поздняков не стал называть сумму ущерба, которую понесла Сахалинская железная дорога с начала года. Сказал лишь, что только в этом месяце за простой вагонов на станции Маркове наложены штрафные санкции на 200 000 рублей. КВАРТИРЫ - КАК В МОСКВЕ! Еще одно новое явление 2003 года - резкий рост цен на жилье и аренду квартир. Сегодня вы с большим трудом найдете в областном центре однокомнатную благоустроенную квартиру дешевле, чем за 20 тысяч <условных единиц>. Средняя двухкомнатная квартира стоит около 33 000, а четырехкомнатная современной планировки -72 000 у.е. А сдают квартиры вообще по баснословным для Сахалина расценкам. В месяц за однокомнатную меблированную квартиру с телефоном придется платить не менее 300 у.е.! Такая же, но без телефона, стоит чуть дешевле - 250 у.е., но ее нужно еще найти... Возникает закономерный вопрос: что, сахалинцы стали настолько богатыми, что могут позволить себе ажиотажный спрос на квартиры? Конечно же, нет! Для обычного местного жителя эти цифры действительно ассоциируются с телефонными номерами, а не ценами на жилье... Причина та же: основными покупателями и арендаторами стали высокооплачиваемые специалисты, которых пригласили на работу опять же в шельфовые проекты. По этой же причине на острове возник настоящий гостиничный кризис - все гостиницы заполнены, спешно строятся новые. И здесь мы наблюдаем резкий рост цен, теперь уже на гостиничные услуги. В Южно-Сахалинске цены подскочили настолько, что многие иностранные компании уже не в состоянии оплачивать номера и съезжают на квартиры. ПЕРЕКОСЫ В ЭКОНОМИКЕ С началом активных строительных работ <на шельфе> поползли цены и на другие виды деятельности - например, на транспортные услуги и строительство. Достаточно отметить, что за перевозку тонны груза для шельфовых проектов ООО <Сахалинтрансэкспедиция> получает в 2-2,5 раза больше, чем за тонну угля, доставленного к энергостанциям. В результате почти все лето сахалинские транспортники практически не возили уголь энергетикам - были заняты на доставках грузов для шельфа. А когда поставка топлива стала острой жизненной необходимостью, стали требовать увеличения расценок на перевозку угля... Угроза резкого увеличения транспортных расходов заставила энергетиков искать выход из положения. И без того убыточное <Сахэнерго> не могло платить транспортникам по таким высоким ставкам. Поэтому был объявлен конкурс на поставку угля, и к участию в нем пригласили не только местных угольщиков, но и всех желающих с материка. Но после этого за голову схватились сахалинские шахтеры: ведь себестоимость добычи местного угля выше, чем в Сибири. Естественно, сибиряки могут предложить более выгодные условия поставки, что в случае их победы на конкурсе может оставить сахалинцев без работы. А поскольку местная угледобывающая промышленность ориентирована на местную же энергетику, закончиться все это может массовым закрытием угольных разрезов... *** Не осталась в стороне от подобных процессов и строительная отрасль. По данным ОАО <Сахалин>, за последние 12 месяцев стоимость строительства жилья в области возросла на 30 процентов. - Чтобы удержать кадры, мы вынуждены поднимать зарплату, хотя это не соответствует экономическим показателям, - говорит генеральный директор ОАО <Сахалин> Виктор РУДИКОВ. - Кроме того, поднялся спрос на стройматериалы, на транспортные услуги, все это привело к удорожанию строительных работ. В настоящий момент стоимость одного квадратного метра жилья достигла 760-800 долларов. И это без отделочных работ! В целом стоимость подошла к 1 000 долларов за квадратный метр. Причем удорожание коснулось не только жилья, но и промышленного строительства. Поэтому если, скажем, рыбопромышленник, который не имеет никакого отношения к шельфу, захочет построить себе цех по выпуску консервов, он должен будет либо заплатить наравне с богатыми консорциумами, либо оставить эту идею. За меньшую цену никто ему строить не будет - тем более когда строителей не хватает... А У НИХ ПЛАТЯТ ХОРОШО! В начале года по Сахалину прокатилась лихорадка: шельфовые компании, их генеральные подрядчики и субподрядчики набирали кадры. Все были наслышаны и о хороших заработках, и о тысячах новых рабочих мест, о которых не уставали говорить представители власти и консорциумов. Учителя, врачи и сварщики бросали насиженные места и устраивалась сторожами и поварами во временные поселки, шли рабочими на различные объекты будущего строительства... Как сообщается в официальных документах оператора проекта <Сахалин-1> компании <Эксоннефтегаз>, на <первой стадии проекта <Сахалин-1> будет создано более 13000 рабочих мест для россиян, непосредственно или косвенно связанных с проектом>. Столько же рабочих мест планируется создать и в рамках проекта <Сахалин-2>. Итого в шельфовых проектах на период строительства будет задействовано около 26000 человек. Эти люди будут получать свою зарплату, скажем так, от нефти. Кроме этого, <нефтяные> деньги уже получают 7,5 тысячи работников ОАО <Роснефть - Сахалиморнефтегаз> (СМНГ) и около тысячи сахалинцев в компании <Петросах>. Выходит, что всего в нефтяной отрасли будет задействовано 35 000 человек. По словам генерального директора СМНГ Рамиля ВАЛИТОВА, средняя зарплата в его компании составляет 18 300 рублей. - А в шельфовых компаниях зарплата начинается от 1000 долларов, - добавил он. Итак, есть что сравнить: 30 000 - минимальная ставка на шельфе и 4 351 рубль - средняя зарплата в сфере образования по данным на конец 2002 года... КАК ЖИВУТ САХАЛИНЦЫ? О шельфе и о тех благах, которые он должен принести на Сахалин, говорят уже более десяти лет. И вот работы начались - осталось только наблюдать, как все вокруг будет меняться. А пока давайте посмотрим, из чего сегодня складывается экономика Сахалинской области. По данным на конец 2002 года, в сфере экономики было занято 282 тысячи человек. Их средняя зарплата составила 6959,3 рубля. Работников органов государственной власти и местного самоуправления - 7534 человек (средняя зарплата - 9154,3 рубля). На начало 2003 года в области существовало предприятий и организаций - 12876, из них 8542 - частных. Малых предприятий - 4680 с общей численностью работающих 29630 человек. В то же время доля убыточных предприятий на начало 2003 года составила 43,9 процента! Просроченную задолженность перед бюджетом имели 41,3% предприятий и организаций... Это, так сказать, общие цифры. А теперь давайте посмотрим, чем мы на Сахалине и Курилах занимаемся в последние годы. В заготовку топлива вовлечено 57,8% всей экономики области! 27,9 процентов приходится на пищевую промышленность. Доля остальных отраслей не доходит и до 3 процентов... Не считая электроэнергетики, чья доля составляет 8,4% в структуре промышленного производства. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (в процентах) 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Вся промышленность 100,0 100,0 100,0 100,0 в том числе: электроэнергетика 13,2 6,0 8,4 8,4 топливная 24,9 60,6 54,3 57,8 черная металлургия 0,1 0,1 0,1 0,1 цветная металлургия 0,3 0,2 0,2 0,2 машиностроение и металлообработка 4,3 1,2 1,2 1,0 химическая и нефтехимическая 0,1 0,1 0,1 0,1 лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 11,7 3,2 2,9 2,7 Промышленность строительных материалов 2,9 0,8 0,8 1,2 легкая 0,7 0,1 0,1 0,1 пищевая 39,6 27,4 31,6 27,9 мукомолъно-крупяная и комбикормовая 1,6 0,1 0,1 0,1 полиграфическая 0,2 0,1 0,2 0,3 прочие 0,4 0,1 - 0,1 Откровенно говоря, ни о каком промышленном производстве не может быть и речи... Много лет сахалинские власти убеждали граждан, что шельфовые проекты принесут неисчислимые блага на наши острова. Однако первые шаги показали, что это не совсем так. Улов сегодня можно наблюдать резкий перекос в экономике. Пополнение областного бюджета за счет нефтедолларов вообще стоит под большим вопросом. Прямую выгоду получили лишь несколько десятков компаний - как правило, совместных предприятий несахалинского происхождения. Высокую зарплату стали получать лишь несколько процентов местных жителей, зато вызванный появлением больших денег рост цен коснулся практически всех сфер жизни и резко ударил по карману остального населения. Люди оказались отброшенными вниз - даже по сравнению с жителями соседних регионов. По данным статистики, которые мы привели выше, островная экономика все эти годы практически не развивалась. Увлеченные шельфовыми проектами, власти забыли о малом и среднем бизнесе, о развитии других отраслей экономики. Между тем весь мир (не обязательно только развитые страны) существует за счет малого и среднего бизнеса - на него приходится, как правило, до 70 процентов всей экономики страны. На Сахалине же в малом бизнесе занято менее 10 процентов населения... ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ 2007 ГОДА? Первая стадия проекта <Сахалин-1>, предусматривающая добычу нефти на месторождении Чайво, начнется в конце 2005 года. В 2007 году начнется разработка месторождения Одопту - нефть будет доставляться по трубопроводу на морской танкерный терминал в Де-Кастри. Вторая стадия - экспорт газа в Японию - начнется в 2008 году. Проект <Сахалин-2> предусматривает в 2007 году запуск в эксплуатацию завода СПГ в Пригородном и первые поставки сжиженного газа на экспорт. Таким образом, в 2007-2008 годах на Сахалине завершатся масштабные работы по строительству нефтепроводов и других объектов в рамках этих проектов. Соответственно резко уменьшится потребность в услугах строителей. И вообще, число рабочих мест СОКРАТИТСЯ на порядок - например, по данным компании <Сахалинская энергия>, на эксплуатации буровых установок, трубопроводов и завода по сжижению газа будет занято всего 1200-1400 человек. Сколько работников потребуется для таких же работ компании <Эксон Нефтегаз>, не указано, но, очевидно, не больше тысячи - ведь в рамках проекта <Сахалин-1> не предусмотрено объектов наподобие завода СПГ. Выходит, что останется всего 2500 рабочих мест из 26000. Пришлые строители, естественно, покинут остров, ну, а местным что делать? Пополнить ряды безработных? И, кстати, квартиры тогда будут отдавать за бесценок... Таким образом, годами рассказывая населению о баснословных богатствах шельфа, местные власти не смогли или не захотели грамотно использовать действительно большие возможности шельфовых проектов для общего экономического подъема. Что и привело к перекосам, которые с течением времени будут усугубляться и могут достичь пика к 2008 году. И если к этому моменту власти не сумеют создать условия для развития других отраслей экономики, Сахалин ждет безработица, массовое браконьерство и эмиграция... М.Бугаев, "Свободный Сахалин", 27 ноябпя 2003 г. Прислал Д.Лисицын, Экологическая вахта Сахалина, watch@dsc.ru, 17 декабря 2003 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * **************************************************************