******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1092, 12 декабря 2003 г. * ******************************************************************* Топливо ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАСТИ ВОКРУГ НЕФТЕПРОВОДА А король-то гол! Через 10 лет в мире должен начаться масштабный кризис, вызванный превышением спроса на нефть над предложением, считают эксперты Association for the Study of Peak Oil - ASPO в своем прогнозе. По их расчетам, развитые и развивающиеся страны будут слишком быстрыми темпами наращивать потребление основного источника энергии. При нынешних темпах роста мировой экономики запасы нефти кончатся еще при жизни нынешнего поколения, считают эксперты. Уже сейчас индустриальные страны потребляют нефти в 4 раза больше, чем открывается запасов. Через 20 лет развитые страны будут потреблять на 20% нефти больше, чем сейчас. Китай и Япония давно и открыто претендуют на "спорные", по их мнению, территории Дальнего Востока Российского государства. Решающую и лидирующую позицию в этом вопросе занимает Китай. Численность пятой колонны с каждым годом нарастает с геометрической прогрессией. Идет скрытая война по всем правилам древнекитайского боевого искусства. Этому процессу, несомненно, способствуют скрытые и явные агенты влияния из числа российских госслужащих и бизнесменов: буквально за последние 13 лет, Китай без боя получил спорные пограничные острова на Амуре и Уссури. "Дерево толщиной в обхват рождается из тончайшего ростка. Башня в девять этажей поднимается с кучки земли. Движение в тысячу ли начинается под ступней" ("Дао-дэ цзин"). Россия значительно сократила численность войск, в том числе и стратегического назначения в регионе. Китай добился отвода российских войск вглубь территории и в результате была нарушена идеальная многоэшелонная оборонительная система, функционировавшая как единый комплекс на всем протяжении российско-китайской границы. Прошло немного времени после развала СССР, а от мощных укрепрайонов уже не осталось и следа. Прозрачность границы привела, в первую очередь как мы видим к развалу сельского хозяйства региона, в первую очередь к ликвидации животноводческой отрасли. Бесследно исчезли предприятия легкой промышленности. Еще как-то держится сельхозпроизводство сои, ориентированное на экспорт в "Поднебесную". С легкой руки местных руководителей в Китай и Японию увеличился и продолжает расти отток природных ресурсов Российского государства: цветной и черный металл, лес, рыбопродукты, электроэнергия, нефть... В обратном порядке взамен мы получаем некачественные спирт, ширпотреб, тушенку "Великая стена", компьютеры и телерадиоаппаратуру, старые автомобили со свалок. Постепенно экономика Дальнего Востока России становится все более зависимой от стран АТР. Хотя все, учитывая наши колоссальные сырьевые ресурсы, должно было быть наоборот. Мы должны были перерабатывать свою сою и продавать азиатам тофу, сами перерабатывать свой лес и продавать азиатам мебель, а не наоборот, перегонять нефть и экспортировать бензин, масло и пр. Каким-то непонятным образом тысячи дальневосточников ранее занятых на лесозаготовках и в строительстве оказались без работы, а их место заняли граждане КНР и Северной Кореи. Местное немногочисленное российское население при этом продолжает на радость соседям катастрофически уменьшаться, уровень жизни упал ниже критического минимума. Одновременно отмечен резкий всплеск интереса к изучению китайского и японского языка среди молодежи. Ежегодно увеличивается количество браков между местными россиянками и гражданами сопредельных азиатских государств. Долгое время казалось, что Москва "забыла" о своей восточной окраине и процесс отторжения Дальнего Востока лишь вопрос времени. Но, сопоставив некоторые события можно прийти к выводу, что не все надежды потеряны, и Россия, наконец, осознала всю важность Азиатского вопроса. И отправной точкой в данном предположении послужил арест главы компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского. Итак, начнем раскручивать клубок в хронологическом порядке: 2000 год. Китай на 7-м месте среди чистых импортеров нефти и нефтепродуктов в мире (74 млн. т) после США (531 млн. т), Японии (261 млн. т), Германии (124 млн. т), Южной Кореи (107 млн. т), Франции (90 млн. т), Италии (89 млн. т). В настоящее время зависимость ЕС от импорта нефти уже составляет более 70%. Россия - второй важнейший внешний источник нефти для ЕС после Норвегии. Сейчас больше чем 15% суммарного нефтяного импорта ЕС поступает из России. Американская экономика также кардинально зависит от импорта энергоносителей. Китай, где проживает 1/4 населения земного шара, потребляет в настоящее время только 7% мировой нефти - немного меньше, чем Япония. Однако потребление Китая растет с индустриализацией страны. По прогнозам, к 2020 г. Китай станет вторым потребителем нефти после США. Чтобы обеспечить устойчивость поставок, китайские нефтяные компании "Синопек" и "КННК" еще с середины 90-х годов прошлого столетия начали вести переговоры с НК "ЮКОС". В конце 1999 года "Синопек" и НК "ЮКОС" заключили первый контракт на поставку российской сырой нефти железнодорожным транспортом. В 2002 году НК "ЮКОС" поставила Китаю около 1 млн. тонн нефти. Пока Россия отстаивала под суровым взглядом мирового сообщества свои законные интересы в Чечне, новоявленные нефтебароны "продвигали" собственную и лишь им одним выгодную стратегию развития государства: "Выход России на Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок является важнейшей геополитической и экономической задачей XXI века. Данная задача является не только плодом научных и геологических изысканий нескольких поколений российских ученых и геологов, но и является одобренным многими экономистами и политиками положением". Эту задачу они предположили решить за счет нефтяной и газовой промышленности в Восточной Сибири и Якутии. Такое положение можно понимать следующим образом. Вышеназванные отдаленные от основных потребителей богатейшие месторождения углеводородного сырья можно разработать с транспортировкой нефти и газа к потенциальным потребителям, лишь имея или привлекая многомиллиардные в долларовом исчислении инвестиции. А чтобы эти миллиарды долларов нашлись и быстро окупились после освоения месторождений, нужно добываемую в Восточной Сибири и Якутии нефть и газ в большей части экспортировать в страны АТР, например, в Китай, Японию и Корею, причем по мировым ценам. По пути транспортировки нефти и газа в страны АТР можно было покрыть потребности ряда сибирских и дальневосточных регионов России в нефтепродуктах и газе по российским ценам. В чем опасность такого предположения и смею утверждать заблуждения? Во-первых, нефтяные компании России реально обеспечены запасами нефти на 6-18 лет. Такую оценку высказал заместитель министра энергетики РФ Валентин Шелепов в беседе с журналистами. По его мнению, отнесение к реальным доказанным запасам месторождений категорий С1,С2,СЗ,D0 и D1 "не всегда правомерно". К месторождениям, разработка которых может начаться в ближайшие несколько десятков лет, следует относить запасы только категорий А и В, что, указал Шелепов, полностью соответствует международным стандартам оценки запасов. Сославшись на оценки специалистов Министерства энергетики, Шелепов отметил, что при сохранении добычи в России нефти на уровне 340-350 млн. т. в год доказанных запасов сырья хватит на 25 лет добычи. Значит, реальной эффективной загрузки планируемого нефтепровода Ангарск-Китай (Япония?) не предвидится? За несколько месяцев до ареста, на встрече с региональными журналистами Ходорковский признался: "мы добываем нефти в этом регионе - ноль; планируем, что сможем добывать до 30 миллионов тонн, но прежде нефть надо разведать, а мы сможем это сделать не раньше 2015-2020 года. И то если повезет". Во-вторых, спор вокруг двух проектов (Китай или Япония) возник не случайно: проект строительства трубы на Дацин (лоббируемый ЮКОС) имеет протяженность 2400 км. Государство в лице компании "Транснефть" предлагало свой проект Ангарск-Приморье, общая протяженность трассы нефтепровода составляет 3765 км. С точки зрения экономики, более выгодным представляется первый проект - "китайский вариант". Но здесь-то российские спецслужбы и схватились за голову, когда, наконец-то, просчитали все последствия для национальной безопасности России инициированного (вариант поставки нефти "ЮКОСом" в Китай разрабатывался с 1998 г.) НК "ЮКОС" и подписанного в 2001 году представителями Минэнерго РФ, ТК "Транснефть" с Госпланом КНР и КННК соглашения по проектированию и строительству нефтепровода Ангарск-Дацин и поставки НК "ЮКОС" и другими российскими компаниями нефти в Китай в объеме 20 млн. тонн в год до 2010 года и 30 млн. тонн в год с 2010 года. По сути, данное соглашение ввиду всего вышеназванного ставит Россию на колени перед ее реальным стратегическим противником. Труба в Азию - это потеря Дальнего Востока в недалеком будущем для России. Случившееся с Михаилом Ходорковским должно послужить уроком для сверхсамостоятельных во внешнеэкономических вопросах олигархов и губернаторов их поддерживающих. В свое время погоня русских князей за ярлыками ордынских ханов усиливала бедственное положение простых русичей, облагавшихся двойными поборами - ханскими и княжескими. Все повторяется: только вместо Золотой Орды Китай, и ослабленную руководителями всех мастей Россию опять вынуждают платить дань. В конце сентября для разрешения сложившейся сложной ситуации в Китай был командирован Председатель Правительства России Михаил Касьянов. Китайскому правительству, а заодно и "ЮКОСу" дали понять, что строить трубопровод будут долго. Здесь правительству России сыграли на руку сибирские и дальневосточные экологические организации стеной вставшие на защиту Дикой Природы. Но за "головотяпство" чиновников расплачиваться опять придется всем россиянам: в качестве отступного от ранее заключенного соглашения российское правительство будет предоставлять Китаю экспортные кредиты на покупку машинотехнической продукции: гражданских самолетов, энергетического оборудования для атомных электростанций. А взамен, как всегда, будет поставляться низкокачественное барахло. Строительство обоих вариантов нефтепровода отложено, и в возобновлении этих проектов большую роль будет играть множество политических факторов. Но жителям Дальнего Востока пора давно усвоить: за ошибки правителей всегда будет расплачиваться простой народ и иногда ценой большой крови! P.S. В середине ноября 2003 г. был открыт Северо-Муйский тоннель (БАМ). По словам президента ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Геннадия Фадеева позволит увеличить экспорт нефти в Китай до 30 миллионов тонн в год. Фадеев сообщил, что в настоящее время в направлении Китая перевозится около 5-6 млн. тонн нефти в год через пограничную станцию Забайкальск. В дальнейшем, объем перевозок будет увеличиваться до принятия решения о строительстве в направлении китайской границы трубопровода. Основным поставщиком российской нефти в Китай является НК "ЮКОС", которая подписала в мае 2003 года соглашение с китайской нефтегазовой национальной корпорацией (CNPC) об увеличении в перспективе поставок нефти до 30 млн. тонн в год. В настоящее время прорабатываются маршруты строительства трубопровода (Ангарск - Дацин (КНР), разработанный "ЮКОСом" или Ангарск - Находка, предложенный НК "Транснефть"), но правительственного решения на этот счет пока не принято, и в ближайшие годы экспорт нефти в Китай будет осуществляться исключительно по железной дороге. В настоящее время российские железные дороги обладают всей необходимой инфраструктурой для транспортировки заявленного нефтяниками объема грузов. А пока по большому счету нам нечего поставлять ни в Китай, ни в Японию. Калашников А., Амурский экологический клуб "Улукиткан". Источник: grus01@yandex.ru, 26 ноября 2003 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * **************************************************************