******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1090, 9 декабря 2003 г. * ******************************************************************* Топливо С.-ПЕТЕРБУРГ: НЕФТЬ - НЕ ТОЛЬКО ИСТОЧНИК ДЕНЕГ И ЭНЕРГИИ Петербург - в заложниках у нефтеперевозчиков Из принцесс - в работницы Прекрасных слов, сказанных о Неве, не счесть. В строках великих русских поэтов и писателей архитектурная плоть великого города и могучая река слились в нераздельное целое. И врозь им, как сиамским близнецам, уже никак. Но большинство и не подозревает, что романтический образ Невы существует теперь только в нашем воображении. Принцесса-река уже давно превратилась в реку- труженицу, одетую в робу, замаранную мазутом. И это превращение случилось в последние десять лет, как-то тихо, само собой, без ведома жителей Петербурга. Грузопотоки по Неве стремительно растут. Если в 1996 году за навигацию прошли около 3, 5 тысяч судов, в 2000 - более 6 тысяч, то в 2003 - почти 8, 4 тысячи, из них танкеров - почти 2,5 тысячи (данные ГБУ Волгобалт). Это значит, за ночь по центру города, мимо всемирно известного Эрмитажа и других исторических памятников проползают около полутора десятков танкеров и нефтеналивных барж. Только в 2002 году через Неву было перевезено более 4 миллионов тонн нефти, а река приобрела статус одной из самых судоходных в Европе. Впрочем, общественность о наступивших переменах начинает потихоньку догадываться. И, прежде всего, по радужным разводам на воде, которых становится все больше, по все учащающимся авариям судов. К примеру, настоящим потрясением для петербуржцев стала авария с теплоходом "Каунас", врезавшимся в бык Литейного моста. Такого град на Петра еще не видел! Валерий Чкалов, пролетевший в начале 30-ых под аркой Троицкого моста, умудрился не задеть его конструкций. А чтобы судно впилилсь в опору - никогда. Пароходы садятся на мель - С авариями вообще творится что-то неладное - говорит начальник Балтийской спецморинспекции Валерий Зайцев. - Суда наскакивают на камни, садятся на мели, тонут у причалов. Похоже, наши капитаны перестали быть профессионалами, классными специалистами. И действительно в октябре 99-го на Ивановских порогах садится на мель "Нефтерудовоз-7", принадлежащий компании "Волготанкер". Место на Неве сложное, но до той поры суда его проходили благополучно. В августе прошлого года происходит ЧП с "Каунасом". Кстати, исследования показали, что омывающее корпус течение начало разрушать грунт вокруг опоры моста. К счастью, корпус вовремя извлекли. Теплоход "Константин Циолковский" в 2001-ом затонул прямо у пристани речного вокзала - из-за возникшего на борту пожара нарушилась герметичность корпуса. В августе нынешнего года в Ладожском озере затонул лесовоз СТ-1351 - авария случилась из-за грубейшей технической неполадки. И в каждом случае Нева пополнялась очередной пайкой нефтепродуктов. Особенно солидная доза выплеснулась в невские воды при аварии "Нефтерудовоза-7". По оценкам спецморинспекции, - около 70 тонн. (По другим оценкам - значительно больше.) Из "Каунаса", имевшего в баках 35 тонн дизельного топлива, вылилась 23,5 тонны. Ушедший в воду прямо на глазах изумленной публики "Константин Циолковский" тоже наследил - несколько тонн дизтоплива. Но дело в том, что "следят" не только терпящие бедствия посудины. Как утверждают морские инспекторы, многие капитаны балуются сбросом грязных - замазученых и канализационных вод - прямо в Неву. По правилам они должны их сливать в специальные приемники, имеющиеся в порту назначения, что, естественно, стоит денежек. Но платить, по-видимому, не хочется, проще слить грязь за борт под покровом ночи. Вот почему мы с вами наблюдаем бесконечные вереницы переливающихся на поверхности воды пятен. Бороться с таким хулиганством крайне трудно. В заложниках Чемпионы по мазутным "приветам" Петербургу - волжане: ОАО Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер", а также Волжское речное пароходство. Им принадлежит внушительная часть проходящих по Неве через Волго-Балт судов. Стоит только сказать, что "Волготанкер" - крупнейший в Европе внутренний нефтеперевозчик, обслуживающий до 70 % общего объема нефтеналивных грузов страны. Но судами-то пользуется, как бы это выразиться, "раритетными". - В конце навигации мы задержали танкер ТН-618, принадлежащий "Волготанкеру", - рассказывает зам. начальника спецморинспекции Александр Зорохов. - Судно 1965 года рождения - более чем почтенного возраста. При этом не застраховано от ущерба, имело массу нарушений в судовой документации. И ведь умудрилось же получить разрешение на рейс в речном регистре! Мы, "государевы люди", не имеем права сомневаться в действиях государственных надзорных органов. Поэтому и получаем "каунасы"... "Нефтерудовоз-7", севший на Ивановских порогах, также принадлежащий "Волготанкеру", был построен еще в советские времена - начале 70-ых. А потому морально устарел - имел одинарный корпус. Кстати, капитан и команда судна находились в состоянии алкогольного опьянения - это к слову о профессионализме. "Каунас", принадлежащий Волжскому речному пароходству, вообще уникум - 1954 года рождения. Такие суда на Западе если и служат, то в качестве музейных экспонатов. Не удивительно, что у "старичка" отказало рулевое управление, а затем раскололся корпус. А теперь и вовсе поразительный факт. Могущественный "Волготанкер", занимающийся перевозками все постсоветские времена, фигурально выражаясь, "на днях" задумался об обновлении флота. Всего год назад руководство компании утвердило программу обновления судов. (www.volgtotanker.com) В ее рамках в нынешнем году спущено то ли три, то ли четыре реиновационных (не новых, а восстановленных из старых) танкера. Капля в море! То есть перевозки по Неве стремительно растут, река с ее графиком развода мостов уже не справляется с судопотоками - танкерам порой приходится стоять в черте города сутки, безопасность пяти миллионов жителей висит на честном слове. А крупнейший в России нефтетрейдер спокойно делает деньги на доставшемся преимущественно с советских времен флоте. Как тут не сказать, что Питер оказался у нефтеперевозчиков в заложниках? Ведь получилось так, что наша безопасность теперь всецело зависит от социальной ориентированности и производственной культуры компаний, которые жителям северной столицы почти неизвестны. И не только безопасность Питера, а вся европейская часть России. Так 1 сентября в Онежском озере оконфузился очередная посудина "Волготанкера" - "Нефтерудовоз-57 М". Борт судна дал 8- сантиметровую трещину, откуда полез мазут... Щит или не щит? Мы могли бы быть более или менее спокойны, если бы город обладал современной защитой от нефтеразливов. Но вся закавыка в том, что город тоже запаздывает. Картину, когда в октябре 99-го сел на мель "Нефтерудовоз -7", и мощное течение Невы стремительно уносило все новые тонны вываливающегося из продырявленных танков мазута, а люди смотрели на этот кошмар и не знали, что им предпринять, специалисты предпочитают не вспоминать. Именно тогда стало ясно, что у города нет современного аварийного флота, средств защиты, технологий борьбы с подобными катастрофами. Сегодня Петербург уже более или менее сформировал кулак для борьбы с аварийными ситуациями. Имеются суда-нефтесборщики, самое современное в стране экологическое судно "Рубеж", боновые заграждения, штат специалистов, даже городской план ЛАРН (ликвидации аварийных нефтеразливов). Имеются уже и некоторые результаты: в нынешнем году, по сравнению с 2000 годом, с 13 до 5 уменьшилось число крупных нефтеразливов. И все-таки, в борьбе с мазутом Питер не лезет "поперек батьки в пекло", как должно было бы быть, а не поспевает за расторопным чадом - нефтеперевозчиками - Нынешний план ЛАРН Петербурга устарел, - считает Валерий Зайцев. - Он нуждается в реконструкции. А областная власть такового вообще не имеет, поскольку не имеет ни флота, ни специалистов, ни средств борьбы с авариями. То есть единого сводного плана по водной системе, когда в случае ЧП одна зона помогает другой, не существует. Значит, спать спокойно мы не можем. Нева не резиновая! - Количество вологонефтей, нефтерудовозов, волготанкеров надо лимитировать, - считает Валерий Зайцев. - Нева не резиновая! Если идти на поводу только экономической выгоды, она может обернуться колоссальными потерями. Мы считаем, что следует остановиться на десятке танкеров в сутки. Свои доводы Балтийская спецморинспекция направила в Министерство природных ресурсов РФ, делала заявления на городском Координационном совете по транспортным перевозкам. Ну, с Министерством все ясно - Москве как всегда не до питерских проблем. А вот позиция нашей исполнительной власти - момент интересный. Скоре всего, правительство города заинтересовано в наращивании судопотоков через Неву. По некоторым данным, рассматриваются планы изменения графика разводки мостов, разумеется, в сторону увеличения судоходной паузы. Да, город за счет водных транспортировок стремится пополнить бюджет. И в этом плане его интересы полностью совпадают с интересами нефтетрейдеров. Но спросил ли кто-нибудь нас, жителей Петербурга, хотим ли мы видеть Неву "Суэцким каналом"? Ведь многие миллионы тонн нефти - это уже статистика больших чисел, которая начнет менять судьбу города. А учитывая наши отечественные реалии, - к примеру, спецмориеспекция вот уже более полутора лет судится с Волжским речным пароходством за возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде "Каунасом", - Петербург, превратившись в "маленький Кувейт", может вовсе потерять свое лицо. А мы, его жители, - чистую окружающую среду, на которую, кстати, имеем конституционное право. Вопрос в том, как отстоять это право? ... Л.Зернова, zerno@sbor.net (для ENWL) * ENWL * Ecological North West Line * St. Petersburg, Russia vflew@lew.spb.org, 9 декабря 2003 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * **************************************************************