******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1039, 9 сентября 2003 г. * ******************************************************************* Индустрия и жизнь НЕ ПОРА ЛИ ПОПРОЩАТЬСЯ С АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКОЙ? Коллеги, Сегодня в Москве прошла пресс-конференция о последствиях развития атомной энергетики для регионов. Материалы пресс-конференции в приложении. Для всех, кто интересуется экономикой атомной энергетики, просим обратить особое внимание на документы о порядке финансирования атомной энергетики. С уважением, В.Чупров, Координатор энергетического департамента Гринпис России РЕГИОНЫ РОССИИ НЕ ВЕРЯТ В АТОМНУЮ ЭНЕРГЕТИКУ 9 сентября, 2003 года, Москва. Об этом сегодня на пресс-конференции, организованной Гринпис России, заявили представители областных законодательных собраний Костромской, Саратовской областей и республики Татарстан. Субъекты РФ опасаются размещать на своей территории новые ядерные объекты вследствие экономической неэффективности атомной энергетики и отрицательного отношения к ней населения. Именно поэтому руководство 17 регионов России инициируют включить в повестку Совета Федерации обсудить программу Минатома по планированию и строительству новых ядерных реакторов в Совете Федерации. Она затрагивает интересы более 30 субъектов, где уже размещены или планируются к размещению ядерные реакторы. Атомная энергетика находится в ведении государственного концерна <Росэнергоатом>, который ежегодно продает электроэнергии на сумму около 50 млрд. рублей. Из них более половины (30 млрд. рублей) - себестоимость <ядерного> электричества. Оставшиеся 20 миллиардов идут на строительство новых ядерных реакторов. По расчетам Гринпис, как минимум 10 млрд рублей, <Росэнергоатом> не включает в себестоимость своей продукции. Это расходы на социальные программы, радиационную безопасность и физическую защиту ядерных объектов, вывод из эксплуатации старых блоков, хранение отработавшего ядерного топлива. Значительная часть расходов на радиационную безопасность оплачивается из средств федерального бюджета и грантов правительств западных стран. В 2002 году из федерального бюджета было выделено около 3 млрд рублей. Более того, атомные станции и завод по переработке отработавшего ядерного топлива не платят за сбросы и выбросы радиоактивных отходов. <Мы считаем, что ядерная энергетика должна сама оплачивать все свои расходы. Только тогда будет развеян миф о ее прибыльности, и люди не захотят оплачивать такие огромные расходы и ежедневный риск из своего собственного кармана. Это кстати очень важно для потенциальных инвесторов накануне приватизации атомных станций. Мы надеемся, что субъекты смогут отстоять свои экологические права и экономические интересы в Совете Федераций. Тем более, что аргументов у них достаточно>, - сказал Владимир Чупров, координатор энергетического департамента Гринпис России. С 2002 года происходит сворачивание социальных программ в субъектах РФ, где размещены ядерные объекты. В результате этого регионы теряют около 5 млрд рублей ежегодно. <До 2002 г. жители города Балаково, расположенного рядом с Балаковской АЭС, пользовали 50% льготой на оплату электричества. Также были организованы местный инвестиционный фонд, формируемый за счет 2% от прибыли на реализацию электроэнергии АЭС, и фонд на развитие <социалки> и жилищного строительства, - говорит депутат законодательного собрания Саратовской области Владимир Сергеевич Смирнов. - На средства одного из этих фондов руководство атомной станции построило для своих нужд элитный поселок <Радужный> и оздоровительный комплекс. Правда, в это время были возведены и некоторые социальные объекты - железнодорожный и автовокзалы, но стройматериалы для их строительства обошлись в 2-3 раза дороже, чем на обычном строительном рынке>. Население регионов отрицательно относится к планам Минатома размещать на их территории ядерные реакторы. <73% населения Балаково на референдуме 1993 года высказались против строительства новых реакторов, с тех пор никаких исследований общественного мнения в Балаково не проводилось, напротив, администрацией срочно создаются общественные организации и ангажируются СМИ>, - продолжает Владимир Сергеевич Смирнов. В Костромской области в 1996 году был проведен первый в России антиядерный референдум. <Несмотря на отрицательное отношение большинства граждан к строительству костромской АЭС, сейчас происходит передача областных земель в государственную федеральную собственность и закрепление их за дирекцией строящейся Костромской АЭС, - говорит депутат Костромской областной думы Валентина Николаевна Ямщикова>. 17 субъектов РФ поддержали инициативу Гринпис и законодательного собрания Костромской области о необходимости обсуждения в Совете Федерация программы по планированию и строительству новых ядерных реакторов. Документы, подготовленные экспертами Гринпис об экономической несостоятельности ядерной энергетики, содержащие предложения по изменению порядка финансирования атомной энергетики переданы в Министерство финансов России, Совет Федераций, Государственную Думу и Правительство. Контактные телефоны: 257-41-16/18/22, 8903129-46-51 - Валентина Ямщикова, Владимир Смирнов, Юсуп Якубов, Владимир Чупров. Дополнительная информация Программа планирования и строительства новых реакторов была принята в виде подпрограммы <Безопасность атомной энергетики> в федеральной целевой программе <Энергоэффективная экономика> в декабре 2001 года. В соответствие со статьей 8 ФЗ <Об использовании атомной энер гии>, данная подпрограмма должна была быть представлена на утверждение в Федеральное Собрание. В результате реорганизации атомной энергетики ядерные субъекты теряют сотни миллионов рублей в виде налогов. Атомные станции, которые раньше были самостоятельными юридическими лицами и платили налоги в региональные бюджеты, теперь реорганизованы в филиалы концерна <Росэнергоатом>. Таким образом, налог на прибыль зачисляется в региональный бюджет по результатам деятельности концерна в целом, в который входят и дирекции только стоящихся АЭС, которые естественно прибыль не приносят. По прогнозу Законодательного Собрания Тверской области, потери от реорганизации <Росэнергоатома> в этом регионе составят около 6 млн. долларов (174 млн. рублей). В районе действия Ростовской АЭС Минатом не выполняет постановление No 763 от 1992 года, в соответствие с которым 10% от капитальных вложений в строительство АЭС должно идти на сооружение объектов социальной сферы для населения, проживающего вблизи АЭС. Если в 2001 г. на реализацию социальных программ Минатомом в Ростовской области было выделено 283 млн руб., то в 2002 г. было запланировано только 51 млн руб. Таким образом, расходы на программы социального строительства были сокращены на 82%. Недавно правительство Финляндии выделило 10 млн. евро на поддержание радиационной безопасности на Ленинградской и Кольской АЭС. В Государственной Думе прошел первое чтение закон об освобождении от налога на имущество организаций, занимающихся хранением радиоактивных отходов. Все это означает, что атомная энергетика неэффективна и нуждается во внешней помощи и поддержке. По мнению Департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края, энергоэффективность экономики заключается не в строительстве атомных станций, а в вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных источников энергии (таких как солнечное излучение, энергия ветра, энергия малых рек и водотоков), а также в развитии малой энергетики на базе существующих водотоков. Список субъектов, поддержавших инициативу Гринпис и областной Думы Костромской области: - Амурская область - Республика Удмуртия - Иркутская область - Московская область - Пензенская область - Оренбургская область - Республика Башкортостан - Воронежская область - Владимирская область - Республика Дагестан - Брянская область - Тульская область - Краснодарский край - Республика Татарстан - Республика Чувашия - Челябинская область. vladimir.tchouprov@ru.greenpeace.org, 9 сентября 2003 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * **************** **********************************************